Народному художнику Украины Тадею Рындзаку в прошлом году исполнилось 70, а в 2012-м он отметил еще одну знаменательную дату – 45 лет работы во Львовском академическом театре оперы и балета имени Соломии Крушельницкой. В связи с этим во львовском Национальном музее имени Андрея Шептицкого состоялась уникальная выставка "Художник и театр", где личным экскурсоводом для "КП" согласился стать ее автор.
|
В театр попал случайно
Экспонаты этой выставки – фрагменты сценографии со спектаклей Львовской оперы. И для всех, кому удалось побывать на ней, немножко приоткрылся занавес над секретами художественного, живописного, творческого и декорационного цехов.
Как признался "КП" Тадей Рындзак, создавший километры декораций к более чем тридцати оперным и балетным спектаклям, "иногда мне кажется, что я уже был в этом времени и прожил его".
|
Заслуженное признание в творческих кругах и успех у зрителей принесли Тадею Рындзаку его последние работы – постановки опер "Набукко", "Травиата" Д. Верди, "Моисей" М. Скорыка.
Непревзойденная сценография Тадея Рынзака востребована не только в оперных театрах Украины. Главного художника Львовской оперы с радостью ждут и в Польше, и в России, и в Беларуси. А директор Ассоциации Opera Europa Николас Пейн, увидев сценические декорации Тадея Иосифовича, сказал, что работами Рындзака "гордился бы любой театр мира". И это чистая правда.
|
Во Львовский оперный театр Тадей Рындзак попал случайно. Трудное детство, многодетная семья... Потом была и учеба в политехническом институте, и работа на стройке ради львовской прописки.
– Как-то по радио я услышал объявление о конкурсе: Львовскому оперному театру требовался декоратор. Вот так с тех пор и остался в театре навсегда, – рассказывает художник. Поступив в театр на службу, я был просто счастлив, несмотря на то, что мне платили всего 75 рублей, меньше, чем на стройке. Но меня эта работа увлекла настолько, что я буквально дневал и ночевал в театре. Учил меня профессии известный театральный живописец, народный художник Украины Евгений Лысык. Он воспитал очень многих талантливых театральных художников и декораторов, достойно продолживших его дело. Но спуску не давал никому, поэтому приходилось все время что-то делать. Мне даже с девушками не было времени встречаться, а ведь был уже "пристарковатым" кавалером, пора было жениться, но не получалось при такой загруженности. Поэтому жену я выбирал недолго, – улыбается пан Тадей, – да и женился в 33 года.
краски Ведрами и "ножная живопись"
– Тадей Иосифович, говорят, когда-то вы ведрами выливали краску на полотно при написании полотен, ходили по ней в бахилах и работали килограммовыми кистями?
– Краски-то были дешевыми. Сегодня приходится экономить, ведь акриловые краски очень дорогие. А тогда краску можно было действительно разливать по полотну, она давала фактуру, создавала свои нюансы. Мы переодевались в рабочую одежду и ходили в бахилах. Ведь большие "катанки" достигали в ширину до 16 метров. И, конечно же, их приходится хранить в специальных помещениях, на складах, далеко за городом.
А насчет килограммовых кистей, так ими мы пользуемся и сегодня. Есть и по два килограмма, их еще называют дилижансами. Если надо быстро покрыть поверхность краской, пользуются именно этими "тяжеловесами": набирают воды, берут краску, кисти – и за работу.
– Сколько времени уходит на подготовку декораций к одному спектаклю?
– Месяца три, хотя идеальный вариант – месяц. В общем, это непростая и тяжелая работа, над которой трудится не менее пяти художников. А иногда к одной только сцене в спектакле приходится делать по пять-шесть эскизов.
"К новшествам отношусь положительно"
– Как вы относитесь к европейским постановкам оперных спектаклей при помощи компьютерных вариантов, проектирования на экраны, при минимуме декораций и т.д.
– Я к новшествам отношусь положительно. Пусть себе будут, но тремя экранами, скажем, либо табличками с надписями на сцене и одной скамейкой нельзя заменить все. Когда нет оперных декораций, оперное искусство, безусловно, многое теряет. Сегодня европейцы восхищаются нами и завидуют, потому что у них уже нет мастерских, в которых можно создать монументальные живописные полотна. Когда-то, возможно, это считалось излишним, а теперь и хотели бы – да не могут. Утрачена не только традиция, но и профессиональное умение, видение, мастерство.
|
– Вы представитель уникальной профессии, которая охватывает все жанры искусства. Кому передадите эстафету?
– Мы работаем вместе с братом, и даже выставка, которая состоялась во Львове, тоже была совместной. Разве что внучке – Софийке, которая, хотя и не питает особого пристрастия к живописи, но что-то рисует потихоньку.
– Представляете себя вне работы?
– Моя работа дает ощущение полноценной жизни, есть к чему стремиться, есть над чем думать и воплощать на сцене. А когда у тебя есть любимое дело, то жизнь прекрасна.
ДОСЬЕ "КП"
Тадей Рындзак родился 26 сентября 1941 года на Ивано-Франковщине. Закончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. В 1966 году начал трудовую деятельность во Львовской опере под руководством народного художника Украины Евгения Лысыка. С 1969 года работает в театре с братом Михаилом.
Создал сценографию к операм "Наталка Полтавка", "Кармен", "Корневильские колокола", "Князь Игорь", "Лебединое озеро" и многим другим. Участвовал в оформлении многочисленных правительственных концертов во Львове, Киеве и Москве. Оформлял спектакли в Санкт-Петербурге ("Лоэнгрин"), в Национальной опере ("Аида", "Лебединое озеро").
Женат. Имеет двух дочерей, внука и внучку.
Фото пресс-службы театра.