Загрузить еще

С введением электронного билета может подорожать проезд

С введением электронного билета может подорожать проезд
Фото: Если электронная система во Львове таки заработает, то у нас появятся такие же терминалы продажи карточек, как и в Риге. Фото пресс-службы ЛГС.

Водителей выведут на "чистую воду"

На сегодняшней сессии горсовета депутаты должны рассмотреть введение во львовском общественном транспорте электронного билета.

Рижская компания готова внедрять во Львове электронный билет.

- Опыт Риги для нас весьма ценный, - говорит начальник управления внешнеэкономических отношений и инвестиций  Львовского горсовета Сергей Кираль. - По сути, мы переводим одинаковую модель из одного города в другой, ведь в Риге и Львове системы транспорта очень похожи.

Главное сегодня - зарегистрировать совместное предприятие, которое станет партнером прибалтийцев в этом проекте. Тогда 51% уставного капитала будет принадлежать львовскому коммунальному предприятию, а 49% - рижской компании. Предприятие будет зарегистрировано во Львове, а значит, все налоги будут идти в нашу казну.

Среди преимуществ электронного билета львовские чиновники называют возможность повысить легальную зарплату, "вывести из тени" 20-40% оборота выручки, более надежно вести учет финансовых потоков, а значит, решить инфраструктурные проблемы - оборудовать остановки, информационные табло, обновить автобусы, в конце концов.

- Представьте, сколько дополнительных денег можно влить в систему! - говорит Срегей Кираль. - Да за это можно будет купить десятки новых автобусов!

Цена вопроса - миллионы гривен

Но, несмотря на радужные обещания чиновников, есть и другая сторона медали. Депутаты горсовета считают введение э-билета делом перспективным, но пока не целесообразным.

По мнению народных избранников, главный  минус новшества - увеличится стоимость проезда.

- И это вполне логично, - говорит депутат Андрей Карбовнык. - Ведь в первую очередь надо предусмотреть средства, чтобы покрыть стоимость валидаторов (специальное оборудование при входе в автобус. - Ред.), расходы на технический персонал, изготовление электронных карточек и т.д.

Чтобы новшество начало работать, совместное предприятие, которое займется внедрением проекта, должно закупить оборудования для коммунального транспорта на 28,5 миллионов гривен, которые возьмет в кредит. Частные же перевозчики оборудование в своих автобусах должны установить за свои деньги. Комплект для одной машины стоит в пределах 2,5 тысячи евро.

- Введение электронного билета - отдельный вопрос, - считает депутат Андрей Стецькив. - Я изучал, как работает эта схема в Германии. У них качественный транспорт, оборудованный GPS, видеокамеры, онлайн-связь с диспетчерской. У нас всего этого нет, но мы уже хотим зарабатывать деньги. Люди не будут платить за не предоставленные им качественные услуги.

Кроме того, у народных избранников накопилась и масса других вопросов. В частности, можно ли будет пользоваться электронным билетом во всех видах транспорта (в том числе, в трамваях и троллейбусах), как собираются защищать дорогую систему от вандалов (для этого не помешали бы видеокамеры в салонах автобусов), и как новшество будет работать в переполненных автобусах и маршрутках в часы пик?

Ответов на эти вопросы пока нет.

По идее, электронный билет должны ввести к началу "Евро-2012", чтобы туристам и болельщикам, которые приедут во Львов, было понятно, как пользоваться транспортом в чужом городе. Изучить вопрос функционирования системы должна специально созданная рабочая группа.

Комментарий перевозчика

"Из своего кармана платить не будем"

Дмитрий Кащук, заместитель директора компании-перевозчика:

- Мы поддерживаем введение электронного билета, здесь есть ряд преимуществ - к примеру, водители не смогут присваивать деньги и можно вести четкий учет льготников. Но если полмиллиона евро, которые нужны на установку валидаторов в наших автобусах, мы должны будем заплатить из своего кармана, то потом нам нечего будет делать на рынке перевозок.