Гимназия, лицей или частная?
До первого сентября еще далеко, но как раз в феврале-марте перед родителями будущих первоклашек встает вопрос: в какую школу отдать свое чадо? Понравится ли ему там, достаточно ли сильная "база" в том или ином учебном заведении, как отнесутся к нему учителя и т.д...
Подробнее о том, как выбрать школу и не ошибиться, в нашем разговоре с и.о. начальника управления образования Львовского горсовета Екатериной Гороховской.
– Школы классифицируют по нескольким признакам – государственные, частные, профилированные, гимназии, лицеи. Родители просто теряются от этих умных названий. Скажите, чем они еще отличаются, кроме того, что в каждом из этих видов есть свои требования: где-то – к знаниям, где-то – к родительскому кошельку? По крайней мере, так считает большинство родителей школьников.
– Гимназии – это школы ІІ и ІІІ степени, обучение в которых начинается с пятого класса. Лицеи – школы ІІІ степени, где обучение начинается с 9 класса. Младших классов в этих учебных заведениях нет. В лицеях и гимназиях учебная программа сложнее, больше внимания уделяется изучению профильных предметов.
Есть во Львове и шестнадцать частных школ. Сколько стоит обучение – узнавать надо в каждой отдельно. А что касается качества образования – вопрос риторический. Все зависит от учителей, способностей ребенка и.т.д. Ведь часто и выпускник сельской школы при поступлении в вуз на тестировании покажет куда лучшие результаты, чем абитуриент, который окончил самую престижную и модную школу. Поэтому, где лучше – выбирать должны родители.
Лишь скажу, что преимущества частной школы в том, что в классе мало детей, 10-15 человек. Но, безусловно, самый большой ее недостаток – надо много платить: и за работу педагогов, и за содержание бассейнов, танцевальных залов, спорткомплексов, и за питание. Все это может вылиться в довольно кругленькую сумму.
Кстати, в гимназиях и лицеях обучение не обязательно платное. В некоторых из них плата с родителей могут взиматься только за "спецпредметы", дополнительные часы определенных дисциплин. Плюс к этому остаются те же расходы на школу, что и в обычных общеобразовательных школах.
Сарафанное радио не подведет
– На что, в первую очередь, родителям обращать внимание, выбирая школу первокласснику?
– У меня на этот счет два совета. Первое – школа должна быть близко от дома, второе – учительница начальных классов должна нравится ребенку, вызывать у него доверие, а не страх.
– Как же тут не ошибиться?
– Обычно родители, которые отдают ребенка в школу, это уже знают. Есть знакомые, соседи, родственники, у которых дети ходят в ту же школу или они сами ее оканчивали – можно поинтересоваться их мнением. Можно поинтересоваться отзывами о школах на форумах в Интернете или же посетить "дни открытых дверей" и непосредственно пообщаться с учителями.
– Можно ли определить, к примеру, 10 лучших школ Львова?
– Конечно, нет! По каким критериям? К примеру, в одной хорошее помещение, опытные педагоги, но она недоступна для детей-инвалидов, или же находится в таком районе, куда трудно добраться, или английского нет с первого класса и т.д. То есть каждое учебное заведение имеет свою изюминку, свои как плюсы, так и минусы.
– Могут ли родителям в школе отказать зачислить их ребенка? Если да, то по каким причинам?
– Могут. Дело в том, что у всех львовских школ есть своя территория обслуживания. То есть за каждым учебным заведением "закреплены" определенные улицы, и принять туда могут только тех детей, которые зарегистрированы по тем адресам. Это делается для того, чтобы одна школа не была перегружена, а в другой недобор. Узнать этот перечень можно в отделах образования райадминистраций.
Екатерина Гороховская также заметила, что прием на подготовительные занятия в школах еще идет, но родителям, которые в следующем учебном году отдают свое чадо в первый класс, следует поторопиться – чем раньше, тем лучше.
КСТАТИ
Неплохой метод оценки педагогов выбранной школы заключается в следующем. Родители могут прийти, например, на школьную площадку и незаметно понаблюдать за учителями. Занимаются ли они с детьми или же малыши предоставлены сами себе? Как ведут себя учителя по отношению к детям?
Можно подслушать и под дверью, как учитель общается с детьми во время урока. Метод нестандартный, но зато, по мнению опытных родителей, очень действенный, поскольку дает точное представление о методах педагога.
БУДЬ В КУРСЕ
Что учесть при выборе:
Месторасположение. Придется ли ребенку по дороге в школу пересекать автодороги, пустыри, стройки и т.д., вставать намного раньше, чтобы не опоздать, смогут ли родители ежедневно отводить ребенка в школу и забирать его оттуда.
Специализация данной школы. Нужно учитывать предпочтения ребенка. Если он проявляет интерес к книгам, то стоит подумать о гуманитарном уклоне, если же целыми днями разбирается в технике или решает задачи, то подойдет физико-математическая школа.
Мнение ребенка. Ведь это ему предстоит каждый день общаться со "злой" и "противной" учительницей, пусть даже она – троекратный победитель конкурса "Учитель года".
Наличие группы продленного дня. Ребенок 6-7 лет не сможет еще сам приходить домой после уроков, даже если школа находится очень близко, хотя бы потому, что он не умеет еще сам открывать дверь или не дотягивается до кнопки лифта. А родители тоже не всякий раз смогут отпрашиваться с работы, чтобы забрать свое чадо. Поэтому наличие "продленки" очень важно.
Загляните в буфет или столовую, изучите предлагаемый ассортимент, ведь вопрос здорового питания ребенка крайне важен, это скажется на его самочувствии и жизнедеятельности. Лучше, если в школе есть полноценная столовая, вы же не хотите, чтобы малыш на переменах питался всухомятку?
Обратите внимание, есть ли в школе охрана.
НА ЗАМЕТКУ
Где хорошо готовят к тестированию
Определить, какие учебные заведения города самые "крутые" в плане качества образования, оказалось не так и просто. Дело в том, что ни городское управление образования, ни районные ведомства такой статистики не ведут. Мы решили составить свой собственный "реестр", ссылаясь на данные Львовского регионального центра оценивания качества образования по независимому тестированию прошлых лет.
- Спецшкола №37 с углубленным изучением французского языка;
- Физико-математический лицей-интернат при ЛНУ им. Ивана Франко;
- Львовская академическая гимназия при НУ "Львовская политехника";
- Классическая гимназия при ЛНУ им. Ивана Франко;
- Львовская гимназия "Евшан";
- Львовская лингвистическая гимназия;
- Львовский УВК "Школа І степени-гимназия";
- Спецшкола №15 с углубленным изучением английского и французского языков;
- УВК "Школа-гимназия "Сыховская";
- Общеобразовательная школа №30.