Тадей Эдер личность, безусловно, харизматичная и запоминающаяся. В глазах этого человека есть какоето удивительное сочетание сократовской мудрости и мальчишеского озорства. Недавно, после 13 лет одиночества, обаятельнейший холостяк в третий раз женился и обрел душевную гармонию и счастье.
В свои почти 69 лет он молод душой, фонтанирует идеями, объездил с гастролями весь бывший СССР от Камчатки до Памира, побывал во всех европейских оперных театрах. Он бесконечно предан своему детищу Львовской опере. Как настоящий патриот и галичанин, свой театр и родной город считает достойными европейского сообщества и делает все для того, чтобы оперное искусство занимало то высокое место, которое ему предопределено.
"С 14 ЛЕТ ПРИШЛОСЬ РАБОТАТЬ"
Расскажите немного о себе, каким было ваше детство и юность, кто оказал влияние на формирование вашей личности?
Я верю в судьбу и у каждого человека она своя. У меня было тяжелое детство. Отца на 12 лет вывезли в Сибирь, и меня воспитывали моя тетя и мать. Уже с 14 лет пришлось работать, чтобы както существовать. Еще пацаном продавал воду на барахолке. Набирал дватри ведра и продавал. Ведь люди хотели пить, а автоматов с "газбулькой" тогда еще не было. И хотя у меня были довольно богатые друзья, но я никогда ничего у них не просил и не брал просто так. Даже если меня угощали мороженым, я, заработав деньги, всегда отдавал.
А жили мы с мамой на Рогатке в маленькой 14метровой комнатке. Рогатка была бандитским районом, да еще и барахолка рядом. Каждый день по дватри трупа. Я даже боксом занимался, чтоб както себя защищать от местных хулиганов. И у меня были неплохие перспективы в этом виде спорта.
Откуда столько достоинства и гордости у бедного мальчика?
Мамино воспитание. Скажу одно, если я чегото достиг в жизни, то только благодаря маминой молитве. Я уже был взрослым и както зашел к ней в гости. Она открыла мне дверь и говорит: "Заходи, сынок. Я вот молилась за тебя. Просила у Бога три вещи: чтобы ты всю жизнь мог давать людям, чтобы детям твоим не было стыдно ходить по Львову, чтобы людям, сидевшим за твоим столом и пожимавшим твою руку, не стыдно было"…
"Я МНОГО В ЖИЗНИ ПОТЕРЯЛ, ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО РОСТОМ МАЛ"
Тадей Александрович, а как вы оказались в искусстве и даже стали генеральным директором Львовской оперы? Ведь намеревались получить медицинское образование?
Я действительно думал, что буду поступать в медицинский. И даже по большому блату устроился санитаром в скорую помощь, ведь для поступления необходимы были два года трудового стажа. Но все сложилось иначе, чем я думал, хотя и отработал два неполных года санитаром.
В то время на Рогатке я заходил к нашим соседям Третьяковым, а за их дочкой ухаживал солист военного ансамбля, которого потом забрали в Оперный театр. И у них в квартире собирались на вечеринки, а я бегал за водкой и колбасой для компании. И както я оказался здесь тогда, когда главный дирижер Оперного театра Ярослав Вощак прослушивал жениха нашей соседки и тот не смог взять верхнюю ноту, а я смог, и он мне дал рекомендацию в музучилище.
Проучился два года в музучилище, и меня забрали в армию. Четыре года отслужил в киевском военном ансамбле. Потом вернулся, закончил с отличием училище, и меня рекомендовали для поступления в консерваторию. Я дошел до третьего тура. У меня тенор, а тенор это геройлюбовник. И один из профессоров, посмотрев на мой маленький рост, сказал: не надо портить парню жизнь, пусть выберет себе какуюто другую профессию.
Тадей Александрович, шутит на эту тему "я много в жизни потерял, лишь потому, что ростом мал". Хотя по отношению к нему, скорее, подходит совсем другая пословица: мал да удал! Он не растерялся и поступил на юридический во Львовский университет. Там же пел в университетском хоре "Черемош" и работал в народной капелле "Трембита" вплоть до окончания университета. Объездил с гастролями весь СССР. А когда закончил учебу, в Опере освободилось место младшего администратора. И так началась его руководящая карьера.
"ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ"
Как вы решились на третий брак? Ведь мужчинам, как правило, непросто принять такое решение?
Это решение пришло както само собой, когда понял, что советы и даже критика моей нынешней жены Ирины для меня всегда приятны, доброжелательны, да и во всех жизненных ситуациях мне с ней комфортно. У нас полная гармония в отношениях, взаимное уважение друг к другу и это состояние, наверное, дорогого стоит.
|
А как познакомились?
Да мы знали друг друга очень давно, но у меня и в мыслях не было ничего подобного. Правда, она всегда звонила мне, поздравляла на день рождения. А уж как мы сошлись, никто объяснить не может. Это судьба. У нее умер муж, я был разведен. Долго жил один. Научился все делать сам. Умею и пылесос взять в руки, и погладить все, что мне надо. Больше того, так, как я сам себе поглажу рубашку, мне никто не погладит. Сам умею готовить. И даже сейчас, когда я перешел жить к Ирине (дома у меня ремонт), я всегда стараюсь помочь ей. Нельзя использовать чужой труд, все надо делать сообща.
У нас уже взрослые дети. Мы оба хорошо устроены. Так что никаких меркантильных интересов ни с ее, ни с моей стороны нет. У Ирины есть внук, у меня еще нет, но я очень хочу внуков. Двумя своими сыновьями я могу гордиться, никто мне не сказал о них ни одного плохого слова. Старший уже женат, младший студент.
Кстати
"Готовим четыре премьеры"
- Под вашим началом Львовская опера не только поднялась, получила статус "национальной", но и начала гастролировать в Европе. Какие планы на этот год у творческого коллектива вашего театра?
- Без гастролей трудно представить себе полноценную жизнь творческого коллектива. Надо многое увидеть и многое понять, но самое главное - принять и научиться. У нашего театра в последние годы наладилось неплохое сотрудничество с Францией. Нам аплодировал Париж, Лилль, Сент-Этьен, Гренобль, Марсель, Лион. Кроме этого, вот уже 5 лет подряд принимаем участие в двух фестивалях на юге Франции "Ночи Святой Виктории" в небольших городах Прованса.
Нас ждут на музыкальных фестивалях в Германии и Голландии. Но все эти гастроли пока что под вопросом. Уезжать на длительное время мы не можем, потому что театр работает "в стационаре". Придется думать над тем, как сократить сроки пребывания за рубежом.
- А чем порадуете львовян в этом году?
- У нас очень много задумок и планов, но, чтоб не сглазить, обо всех рассказывать не буду. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения оперной дивы, нашей землячки, имя которой с гордостью носит наш театр, - Соломии Крушельницкой.
Каждых 2-3 года мы традиционно проводим в нашем театре фестивали оперного искусства. Этот год юбилейный, поэтому планируем провести празднование более торжественно. Уже даже выпустили календарь мероприятий к юбилею.
Если получится, подготовим несколько премьер, в частности, в первой половине года - балет "Корсар", а во второй – детский балет "Белоснежка и семь гномов". Работаем над оперой "Волшебная флейта" А. Моцарта, хотим возобновить постановку оперы "Тарас Бульба".
ДОСЬЕ "КП"
Тадей Эдер родился 17 февраля 1943 года. С 1988 по 1998 годы – директор Львовской областной филармонии. С 1998 года – генеральный директор и художественный руководитель Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.
Возглавляет единственный театр Украины, который, наряду с российским Большим, Мариинским и Пермским театрами оперы и балета, стал полноправным членом престижной международной Ассоциации "Опера Европы".
Имеет звание заслуженного работника культуры Украины.
Женат. От двух предыдущих браков имеет двоих сыновей - Павла и Любомира.