Хуже всего в плацкарте
Уже два дня в Украине билеты на поезда продают по новой системе. Ее особенность в том, что пока не "расселят" пассажиров в одном вагоне, проездные в другой вагон не продают. И только когда мест останется меньше девяти, автоматизированная система продажи "открывает" следующий вагон. Цель такого нововведения "Укрзалізниці" - чтобы поезда не ходили полупустыми. Как работает схема во Львове, и что думают о ней пассажиры и сами железнодорожники, узнавала "КП".
На первый взгляд у городских билетных касс на улице Гнатюка все, как обычно: народу немного, человек 20, работает с десяток окошек. Основная масса – студенты, хотя есть и пожилые горожане, и мамаши с детьми. Понятно, что для такой категории пассажиров предпочтительнее купить билет на нижнюю полку в вагоне. Однако о новшестве пока знают далеко не все.
- Ой, что вы, впервые слышу! Я еду к сестре в Белую Церковь, она заболела, - рассказывает львовянка лет семидесяти. – Вот мне девушка сразу предложила на нижней полке место. Конечно, я бы на верхнюю и не выбралась, даже не знаю, что пришлось бы делать, не окажись билетов.
Также повезло и семье с пятилетним мальчиком. Они втроем – мама, папа и сын - едут на выходные в Киев.
- Да, я что-то слышал такое по телевизору. Но пока на нас это не отразилось: у нас два билета на верхней полке, одно место – внизу, - говорит глава семейства, представившийся Николаем. - Там и уложим наше чадо. Хотя он уже говорит, что будет ехать только на верхней полке. Но сами понимаете, мы рисковать не будем: вдруг ночью упадет?
- А если бы вам предложили все места только на верхних полках, что бы вы делали? Перенесли поездку?
- Возможно, пришлось бы ждать, пока начнут продавать билеты в следующий вагон.
Только вот, как правило, девять билетов на вагон остаются в разбивку, хуже всего в плацкарте - это боковые верхние и возле туалета. При этом не все кассиры объясняют, что можно подождать, пока откроется продажа в следующий вагон: мол, берите то, что есть.
Через Интернет - шансов больше
Железнодорожники восприняли нововведение "на ура". Говорят, это действительно поможет сэкономить расходы железной дороги и не гонять полупустые составы:
- Раньше пассажиры старались выкупить все нижние полки, - рассказывает "КП" билетный кассир І категории Галина Блазун. – И получалось, что в вагоне все нижние полки заняты, а верхние - одна-две. Семья едет и не может выкупить целое купе, потому что мест нет. Теперь все будет по-другому. Думаю, для пассажиров это тоже будет намного лучше.
- А что же делать пожилым людям или пассажирам с детьми, которые не могут ехать на верхних полках?
- Тут однозначно ответить трудно. Будем им предлагать билеты на другие поезда, ехать с пересадками или что-то еще. Если пассажир не "привязан", например, к путевке, то может перенести поездку на другой день. Кроме того, они могут поменяться местами с соседом уже в вагоне или подождать, пока система откроет продажу билетов в следующий вагон. Только ждать придется прямо у кассы, ведь предвидеть, когда откроется и будут ли там еще места в тот момент, когда придет пассажир, - трудно.
Но пока проблемных ситуаций еще не возникало.
По словам Галины Блазун, самым проблемным направлением, куда трудно купить билеты на поезд во Львове, всегда был и остается Киев. Особенно в выходные, когда работающие в столице львовяне на субботу и воскресенье едут домой, а потом обратно.
Кстати, система работает одинаково как в кассе, так и через Интернет. Хотя купить билет на хорошее место через сеть реальнее. Но только в том случае, если "зависать" на сайте непрерывно несколько часов.