Антимонопольный комитет после ряда проверок оштрафовал «Львовоблэнерго» и «Водоканал» за нарушение законодательства. Предприятия, пользуясь своим монопольным положением, неправомерно брали деньги с львовян.
Об отключении электричества должны предупредить
Как рассказала «Комсомолке» начальник отделения исследований и расследований Антимонопольного комитета во Львовской области Татьяна Мельник, ОАО «Львовоблэнерго» позволило себе нарушить законодательство Украины по отношению к пользователям.
– Дело в том, что энергетики должны предупредить своего должника о возможном отключении электричества. И только если он на протяжении периода, предусмотренного законодательством, не оплатит долг, отключить свет. Однако в результате проверки мы обнаружили, что этого правила не придерживаются – должника отключают без предупреждения, – говорит Татьяна Мельник.
По мнению сотрудников Антимонопольного комитета, в данном случае ОАО «Львовоблэнерго» злоупотребило своим положением, и за это уплатило в казну штраф 14 тысяч гривен.
А вот что делать человеку, которому не дали возможности воспользоваться предупредительным периодом и таки погасить долг? Более того, ему сейчас еще придется платить дополнительно и за подключение. К сожалению, «Комсомолке» не удалось узнать этого во «Львовоблэнерго».
– Пришлите ваши вопросы нам, и мы попробуем ответить на них, как только сможем, – сказали нам в центре по связям с общественностью ОАО «Львовоблэнерго».
Среднюю плату за воду начисляют неправильно
Также Антимонопольный комитет считает, что ЛКП «Львовводоканал» неправильно начисляет плату за воду потребителям, когда те сдают свои счетчики на поверку. По словам Татьяны Мельник, согласно законодательству, когда горожанин отдает свой прибор учета в «Водоканал», то предприятие должно за время, пока семья пользуется водой без счетчика, взять показатели за последних три месяца и из этой цифры вывести усредненную плату.
– Но наша проверка показала, что «Львовводоканал» брал показатели за два месяца, а не за три. И часто получалась сумма довольно большая, – объяснили нам в Антимонопольном комитете.
Этот проступок ЛКП «Львоводоканал» обошелся в 16 тысяч гривен. Но в пресс-службе предприятия считают, что их вины в этом нет. Да и, по мнению сотрудников «Водоканала», в данном случае картина несколько иная: по словам пресс-секретаря Ульяны Горбатой, речь идет о том, что по усредненному тарифу пользователь может платить два месяца подряд.
– Надо на протяжении месяца успеть сдать на поверку счетчик, забрать его и снова зарегистрировать. А на практике это длится несколько дольше. Например, сегодня, 23 апреля, абонент получил извещение, что на протяжении месяца его счетчик должен пройти поверку. Но человек думает, что месяц – это много, и может принести прибор через неделю, а то и две. Поверку он проходит всего за один день, но после этого его нужно еще и зарегистрировать. И тут оказывается, что очередь на регистрацию длинная. И пользователь не укладывается в отведенный ему месяц, – объясняет Ульяна Горбата.
Из-за этого абоненту приходится платить за воду не по счетчику, а по усредненному тарифу два месяца. Поскольку использованную воду не считают, то переплатил ли пользователь – неизвестно.
Однако и в данном случае никто не будет возмещать убытки. В «Водоканале» считают, что, если вы не успели уложиться в месяц, то это ваши проблемы.
Совет специалиста
Виктор Малец, юрист:
- Если по-человечески, то и в первом, и во втором случае я советую не доводить ситуацию до крайностей. То есть – не накапливайте долги, и не откладывайте поверку счетчика в долгий ящик. Но если все-таки хотите добиться справедливости, то подавайте в суд. Причем в данных случаях у вас есть все шансы выиграть его, так как к документам, которые будете подавать в суд, стоит приложить еще и копию решения Антимонопольного комитета. Ведь этот уважаемый орган нашел нарушения, а добровольно предприятия денег своим пользователям не вернут.