Загрузить еще

400 лет назад Ратушу посещало привидение в виде черного гроба

400 лет назад Ратушу посещало привидение в виде черного гроба
Фото: Древний город хранит свои легенды в каждом камне.

Сам воздух Львова дышит стариной и таинственностью, а его обитатели до сих пор восхищаются его историческим прошлым.

Протяжный стон пугал стражу

Экскурсию по старинной площади Рынок предлагает нашим читателям настоящий патриот нашего города, знаток всех его древних легенд Илько Лемко.

- Лет четыреста назад во львовской Ратуше появилось привидение, - начал свой рассказ известный львововед Илько Лемко. - Оно являлось в полночь в виде черного гроба. Гроб «бродил» по залам и лестницам, и эхо разносило протяжный тяжелый стон.

Уже с первых слов рассказа писателя стало страшно и не по себе. Что же было дальше?

- Ночные сторожа и семья трубача, которая жила в комнатке на балконе башни, каждый раз, заслышав этот ужасающий стон, со страхом осеняли себя крестом. Но никто не мог объяснить появления этого черного гроба, - «пугает» дальше Илько Лемко.

Но вот один из «лавников» (так называли в древнем Львове судей, которые вели уголовные дела), разгадал тайну.

Однажды коллегия лавников халатно отнеслась к судебному делу и осудила невинного человека на смертную казнь. Со временем нашли настоящего преступника, но было поздно – пострадал невиновный. И вот тогда в Ратуше начал появляться черный гроб, как грозное предостережение для нечестных судей.

Тогда сообщество судей написало большими буквами на обложке лавничей книги слова: «Помни о гробе, который ходил по лестницам и залам Ратуши». И каждый, кто брал в руки книгу, прежде хорошо думал перед тем, как вынести кому-то тяжелый приговор. Ведь тогда говорили, что лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного.

- Об этой легенде неплохо было бы помнить и нашим сегодняшним судьям,- резюмировал Илько Лемко.

Каждый дом старинной площади хранит свою историю

Кроме Ратуши, практически каждый дом на площади Рынок может рассказать что-то необычайное и интересное. До 1871 года во Львове не было порядковой нумерации домов. Их обычно различали по имени либо фамилии владельца.

Камяница на площади Рынок, 2 в XVI веке называлась Мордохайовской.

В начале XVII века купец из Италии Роберто Бандинелли, посетив наш город, решил остаться во Львове, получил львовское гражданство и купил этот дом. Дельфины на фасаде дома, которыми часто украшали дома купцов, символизировали успех в торговле. Бандинелли решил заняться во Львове новым и необычным бизнесом: он основал здесь классическую почту европейского образца.

В 1629 году польский король Сигизмунд III дал Бандинелли привилегию на содержание регулярной королевской почты и титул «королевского постмагистра». С тех пор львовяне могли каждую субботу отправлять и получать письма со всей Европы, но эти услуги стоили неимоверно дорого. Отправление только шести граммов корреспонденции, например, в Гданьск, было равноценно зарплате за день квалифицированного ремесленника. Бумага в те времена была тяжелой - и вскоре львовский городской совет отказался от таких дорогих услуг. Бандинелли вложил в это дело большие деньги и фактически действия городского совета разорили его.

История Черной камяницы

- Этот дом на площади Рынок, 4, пожалуй, не имеет аналогов во всей Европе, - рассказывает писатель. - Это уникальная памятка архитектуры. Свое название она получила в XIX столетии, и история названия этого дома довольна прозаична: на протяжении столетий свинцовые белила, которые наносили в качестве грунтовки для полихромии (многоцветности), под воздействием воздуха и света окислились и таким образом получился ее таинственный черный цвет, который потом поддерживался текущими ремонтами. Хотя в 60-е годы ХХ столетия в народе ходила легенда, что черный цвет камяница приобрела благодаря втиранию на протяжении многих лет в ее фасад черного сока от скорлупы зеленых грецких орехов.

Тайна этого дома заключается еще и в том, что одной из теорий объяснения черного цвета фасада, которую, кстати, не признают ведущие архитекторы Львова, является специальное «закопчение» золой белого камня-песчаника в результате многолетнего отопления дома.

В средневековье проблема обогрева домов зимой, оказывается, была не меньшей проблемой, чем в современном Львове. Для сохранения тепла даже ковры вешали на определенном расстоянии от стен для того, чтобы создать воздушную прослойку. А для обогрева дома в подвале разжигали двухкамерную печь. Пылающие дрова нагревали камни - и горячий воздух от них по трубам поднимался по всем этажам. Пористый камень-песчаник, из которого, собственно, и построена камяница, столетиями активно поглощал пыль и сажу, и таким образом превратился из белого в черный.

Первым владельцем этого дома, а вернее, того, который стоял на месте нынешнего, был какой-то Андрей из Киева, и поэтому его называли киевским. В конце XVI столетия врач и городской советник Ян Лоренцович открыл в этом доме одну из первых во Львове аптек. Тогда этот дом, как и лев на Высоком Замке, назывался Лоренцовичевским.

Внучка Яна Лоренцовича вышла замуж за врача Мартина Анчевского, и уже в XVII столетии дом назывался «докторским». Доктор Анчевский тогда же украсил фасад дома скульптурой своего патрона, Святого Мартина, который отрезает мечом полу своего плаща и отдает ее нищему. Здесь же мы видим также львовского святого Станислава Костку, покровителя и защитника города от пожаров. Есть здесь и каменная скамейка для сторожа дома.

Дворец Корнякта

Дом №6 – уникальная памятка Ренессанса, одна из немногих в Украине. Это Дворец Корнякта, который, наверное, был самым богатым львовянином за всю историю города. По происхождению грек с острова Крит, он поселился во Львове в XVI веке. Корнякт контролировал торговлю вином по всему Черноморью, был опытным и мудрым человеком, знал много восточных языков, но в то же время слыл личностью скромной и не уставал повторять, что он, как простой и необразованный человек, хотя бы при помощи своего богатства приобщился к развитию культуры и образования во Львове. Благодаря Корнякту мы теперь любуемся лучшими архитектурными памятками Львова. В доме №6 после ренессансной перестройки сохранился Готический зал – единственная памятка светской готики.

А Итальянский дворик дома удивительно похож на типичные дворики Флоренции и Рима.

Вино лилось на свадьбе из водосточных труб

Дом на площади Рынок №9 – Архиепископский дворец - в XVII веке служил резиденцией львовских архиепископов. Он имел 69 комнат, «золотой» и «фарфоровый» залы. В этом доме умер польский король Михал Корибу-Вишневецкий – последний наследник украинского магнатского рода, который полностью ополячился.

А 3 августа 1724 года в этом доме большой коронный гетман Адам Сенявский выдавал замуж свою дочь Софью. Празднование было настолько помпезным и величественным, что ему могут позавидовать даже новые украинцы. Церемонию освещали 1000 фонарей на специальных мачтах. Хроникеры скрупулезно зафиксировали, что из четырех водосточных труб на протяжении целого часа на брусчатку лилось дорогое венгерское вино. Простые львовяне сначала стеснялись, но потом сориентировались и прибежали с тазами, некоторые даже шляпы подставляли, а самые большие любители дорогого вина просто ложились с открытыми ртами под дождевые трубы. 

Кстати

«Вот таким был раньше львовский гонор!»

В те времена львовские богатеи давно позабыли о распоряжении бургомистра от 1383 года, которое разрешало приглашать на свадьбу не больше 16 гостей, готовить не больше 4 блюд и нанимать не больше двух музыкантов.

Оказывается, в XVIII столетии львовяне угощались дорогим вином не только из дождевых труб, но и из дождевой бочки.

Однажды известный львовский шляхтич и забияка Юзеф Гоздский во время ночной попойки отправил своих слуг к богатому купцу, армянину Вартановичу с просьбой прислать ему бочку вина. Купец отказал - и вот на следующий день к нему прибежал разгневанный шляхтич и, заплатив за бочку вина, приказал вылить ее в кадку из-под дождевой воды.

- Он дал в руки купцу черпак и строго приказал наливать всем, кто будет проходить по площади, приговаривая: «Пейте, люди добрые. Это дурак Вартанович, который пожалел вина для Гоздского» А чтоб купец не сбежал, возле него выставили охрану. Вот таким был когда-то львовский гонор! – гордо резюмировал Илько Лемко.


Илько Лемко