Перед премьерой знаменитый режиссер дал интервью журналисту «Комсомолки».
Наш гениальный земляк, знаменитый режиссер Роман Виктюк прибыл во Львов всего на четыре дня и привез львовянам щемящий и пронзительный по красоте человеческих чувств спектакль «Эдит Пиаф», наслаждаться которым все желающие могли еще вчера во Львовской опере.
«Вас благодарил украинский режиссер Роман Виктюк!»
Мы сидели с ним в уютном львовском кафе и говорили о его жизни, жизни, наполненной любовью к искусству, к людям и этому многоликому миру, и складывалось впечатление, что мудрость этого человека излучает какой-то особый свет христианской любви и понимания истинных ценностей в этом жестоком и сумасшедшем мире.
- Роман Григорьевич, где вы чувствуете себя по-настоящему дома?
- Там, где есть сценический пол, - там и родина, ну хотя бы одна сценическая досточка.
- Вам не обидно, что даже на вашей малой родине, вас не всегда понимали и воспринимали, относились, мягко говоря, не очень толерантно к вашим спектаклям, да и вообще по жизни вам пришлось натерпеться от чиновников, но, несмотря на все перипетии – вы всегда позиционировали себя за пределами Украины как украинского режиссера. Почему?
- Расскажу вам одну историю. Когда-то министр культуры Украины Дзюба сказал мне, чтобы я, будучи на гастролях за рубежом, всегда говорил, что я украинец и прибыл сюда, как украинский режиссер.
В свое время мы прибыли на гастроли в Афины - пришли журналисты и телевизионщики ко мне на интервью, и я с тупостью ребенка из Западной Украины говорил им, что я – украинский режиссер. Они все это печатали в газетах и эти мои слова звучали в телевизионных эфирах. И вот настал день премьеры, и директор национального театра в Афинах спрашивает меня, какой флаг повесить на театре – русский или украинский?
Я отвечаю: «Той страны, посол которой приедет первым!». Между тем скажу вам, что посол Украины всегда молчал и никогда не поздравлял меня с успехом, каким бы грандиозным он ни был, а вот посол России никогда не забывал поздравить меня и проявить свое внимание.
Так вот, без пяти семь. Через пять минут – начало премьеры, а корзина цветов от посла России уже меня ждет. От украинского посла – ни звоночка, ни цветочка.
Приезжает посол России. И директор театра говорит: «Вопрос решен. Вывешиваем российский флаг». Прошу его подождать еще пять минут. От Украины – ни цветов, ни звонков, ни телеграмм. И над театром подняли флаг России.
Я был первым в то время режиссером, который приехал в Грецию от Украины. В конце спектакля артистам по традиции дарят подарки, которые надо разворачивать на сцене и показывать зрителям. Греки радовались, как дети. Дошла очередь и до меня. Греки выносят мне большой пакет, перевязанный лентой. И я, как хитрый украинец, ощупываю его и думаю: «На черта мне еще один свитер!».
Они требуют разорвать бумагу. Я разрываю – и там оказывается украинский флаг…
Артисты подбрасывали флаг, он летал над сценой, а я мечтал об одном – позвонить тогдашнему, уважаемому мной министру культуры Украины Дзюбе, и сказать: «Що ж це таке? Ви просили – я виконав. Відгуку – жодного». Я позвонил ему и услышал: «Мені соромно, пробачте», - сказал тогда Дзюба.
Во время Оранжевой революции мой театр был на гастролях в Нью-Йорке. Американцы не различают, где украинцы, где русские. Особой разницы для них нет. И вот после спектакля я вышел на сцену, поблагодарил за прием и закончил свою речь такими словами: «Вас благодарил украинский режиссер Роман Виктюк».
Двухтысячный зал встал и мне аплодировали как украинцу. Артисты плакали.
Аншлаг благодаря скандалу
- Вы оставались всегда достойным сыном своей страны, вот только страна относилась к вам не всегда, как к родному. И даже во Львове из-за вашего спектакля началась настоящая война. Но вы и здесь оказались на высоте. Как вам это удалось?
- Другими словами, вы хотите узнать, не затаил ли я обиды на земляков? Нет, я никогда не обижаюсь, потому что всегда отделяю чиновников от народа.
Спектакль, с которым я тогда хотел приехать во Львов, называется «Давайте займемся сексом». В Москве эта пьеса имела сумасшедший успех. Во Львов приехать с этим спектаклем не разрешили. Люди, которые запретили эту пьесу, взяли на себя право определять, что смотреть львовянам, а что не смотреть. Они не захотели ее даже прочитать, когда я прислал ее. Они ответили, что у них – «бездоганна думка», хотя пьеса в то время с большим успехом прошла в Киеве.
Я понял, что в этой комиссии тогда собрались люди «нехорошего возраста», и само слово «секс» их пугает. Я позвонил тогдашнему губернатору Мирону Янкиву, с которым я не был знаком, и все ему рассказал. И он, как умный человек, прекратил деятельность этой горе-организации, и мы все-таки играли спектакль во Львове. Гастроли прошли замечательно! Более того, я всю эту «группу протеста» пригласил на спектакль – никто не пришел. А львовяне нас прекрасно принимали.
Геннадий Хазанов сказал мне тогда, что я гениально подготовил наш приезд во Львов: «Вы сами себе обеспечили аншлаг благодаря этому скандалу!».
- Даря зрителю любовь, вы тоже испытываете счастье и, очевидно, считаете себя счастливым человеком?
- Безусловно. Я – народный артист Украины, я востребован и мне везет. И даже, несмотря на то, что на родине закрывали мои спектакли, не принимали меня и т.д. и т.п., я бы все равно вернулся даже в то далекое советское время, потому что без него - не было бы и меня.
Вы знаете, у американцев не принято ругать свою родину, страну, где ты живешь. Для них это дико. Так вот я тоже не хочу этого делать. Потому что я люблю Украину и ее людей и хочу, чтобы они жили в счастливой стране.
Кстати
«Эдит Пиаф» - уже во Львовской опере
- Спектакль «Эдит Пиаф», с которым вы приехали во Львов - тоже о любви. Что для вас это чувство и как лучше понимать ваши спектакли?
- Спектакль нужно чувствовать душой и сердцем и тем самым пробуждать любовь и потребность любить. Ведь самое главное в жизни – любить, любить себя, и потом только будут любить вас. В европейском городе, в моем родном Львове, к сожалению, отсутствует уровень европейского театра, и я хочу ему этот уровень показать, привить вкус к нему. Спектакль, который мы сегодня привезли, имел бешеный успех в Америке. Мы показали его во всех больших и малых американских городах.
Актеры, которые играют в нем главные роли, – Леша и Нино – волнуются. Они очень любят Львов и ожидают здесь восприятия тоньше, оглушительнее, нежели в Америке.
- Расскажите немного о своем детище, об «Эдит Пиаф».
- В главной роли занят Алексей Шкотов, которому 32 года (кстати, информация для девушек – он свободен), львовянин. Актер впервые вышел на сцену Львовской оперы, где когда-то блистала его бабушка Нина Шевченко (он внук заслуженной артистки Украины Нины Шевченко, мама его тоже – артистка). Поэтому у Алексея выход на эту сцену сопряжен с особым волнением.
Главную героиню спектакля - молодую грузинскую певицу Нино - я увидел в Большом театре и, услышав ее пение (она там пела Эдит Пиаф), я понял, какой период из жизни Пиаф надо воссоздать и в какой форме построить спектакль. Не было бы Нино – не было бы спектакля.
Вся пьеса – это диалоги с Эдит Пиаф, которых на самом деле никогда не было. Ведь солдат, который любил Пиаф и которого она помнила всю жизнь, встретился с ней один раз, ворвавшись в ее гримерку, где клялся ей в любви. Вскоре после этого он погиб.