- Извините, но я закурю, - сказал Юрий Стоянов перед нашим коротким интервью, а чтобы в кадр не попали его красные глаза, надвинул темные очки поплотнее.
Мы попросили актера вспомнить, как познакомились два главных и единственных героя любимого всеми "Городка".
- У нас было несколько знакомств, - начал Стоянов. - Первое - достаточно мимолетное, на каком-то концерте. Подбежали такие прожженные профессионалы ленконцертовские, угрюмо переоделись, выскочили на сцену, отчебучили что-то под аплодисменты, так же спокойно собрались и уехали на другую площадку. Обменялись тогда какими-то формальными словами, что-то оба пошутили. Я, конечно, никогда не предполагал, что с этим человеком будет связано все лучшее в моей жизни...
Потом мы познакомились на съемках фильма "Анекдоты". Оба играли крошечные роли, у нас почти не было слов. И объединила нас нелюбовь к этому фильму.
А однажды 10 июля мы узнали, что у нас еще и дни рождения в один и тот же день: оба тогда решили проставиться на съемочной площадке, так и выяснилось. Только я просто приятно удивился, а он попросил мой паспорт. А потом посмотрел как-то странно, сказал: "Интересно..." Что-то в его светлой головке тогда, наверное, щелкнуло. Больше года мы просто дружили домами, пока Илья не решил, что нам пора пробовать делать что-то вместе, что мы и начали на 5-м канале в программе "Адамово яблоко".
Он был живым человеком и очень разным. Икону из Илюхи сделать не получится, но и плохого человека тоже... никогда. Если он что-то любил, то любил по-настоящему, он был преданным человеком. Я не знаю ни одного случая, чтобы Илья позволил в его присутствии сказать обо мне дурное слово, не помню случая, когда бы он отказал в помощи.
Илья был разным. Это сейчас он, может, для кого-то остался в образе доброго дедушки, а когда я с ним познакомился, это был не дедушка, а 42-летний мужчина, который безумно нравился женщинам - было у него что-то такое жангабеновское. Но Илья не пользовался этим. Он был очень живым, веселым и умеющим насмешить, но тамадой Илюша не был. Тамада - это ведь тоже какая-то форма давления, какое-то лидерство, а у него таких амбиций никогда не было. Он был уникальным партнером.
Видео с Youtube пользователя Anastasia Mironowa.
- Бывали когда-то крупные ссоры между вами?
- Могло быть что угодно - настоящие семейные отношения. Идиллии тоже не получится.
- Как бы вы его назвали для себя: друг, брат, партнер...
- Родственник... А какие бы ни складывались отношения с родственником, он ведь не перестает таковым быть.
- Навещали его в больнице?
- Приехал, когда он был в сознании (Юрий Стоянов был на гастролях в Одессе. - Ред.). Слава богу, успел поцеловать, сказать: "Ты давай, не подводи меня!"... Это, наверное, единственная просьба, которую он не выполнил.
Кстати, именно Стоянов заметил на площадке, что его другу нехорошо. Попросил градусник. Оказалось, температура у Олейникова выше 39 градусов. Съемки остановили, а уже на следующий день актера увезли в больницу.
- У меня, наверное, какая-то интуиция сына врача сработала, - говорит Стоянов. - Не приведи господи, если бы мы снимали до одиннадцати вечера. Не знаю, как бы с этим жил…
|
ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ
После спектакля все цветы Олейников дарил Ольге Аросевой
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Актер сыграл детектива в спектакле "Идеальное убийство".
Режиссер спектакля Андрей Житинкин, поставивший пьесу в Театре сатиры, вспомнил, как проходили репетиции.
- В Театре сатиры любят яркие краски, - рассказывает Житинкин. - На этом фоне Илья Олейников был пастельным, лирическим артистом, который идеально подходил для роли инспектора в ироническом детективе. Его кандидатуру предложила Ольга Аросева, когда-то она была его педагогом в эстрадно-цирковом училище. На этом курсе учились две будущие звезды - Геннадий Хазанов и Илья Олейников. Хазанов сразу прорвался и стал популярен. А у Олейникова поначалу не так хорошо складывалась карьера - интеллектуальный, тонкий юмор не пришелся ко времени. Ольга Александровна очень переживала за него и пыталась помочь, даже когда к нему пришла народная любовь. Она и предложила пригласить Олейникова на роль инспектора Бакстера. А он шуточно называл ее своей училкой и всегда отдавал ей цветы, которые дарили зрители.
Мы придумали, что у их героев в молодости была любовь. Из зала Аросева и Олейников выглядели ровесниками. Когда расследование убийства заходило в тупик, они вспоминали свое прошлое, брали бутылочку виски и вместе выпивали. Эти сцены очень нравились зрителям.
Переезды из Питера в Москву и обратно давались с трудом, он быстро уставал во время репетиций. И часто просил отпустить его на перекур. Возможно, уже тогда он чувствовал свою болезнь. При всей своей доброжелательности он жил в закрытом мире. Представить, что Олейников рассказывает в компании анекдоты, было трудно. У некоторых актеров, которых окружает народная любовь, меняется сознание. У Ильи Олейникова этого не случилось, он стеснялся своей славы и популярности.