Утром в четверг, 9 августа, стало известно о смерти известного театрального режиссера Петра Наумовича Фоменко. Великий педагог скоропостижно скончался от сердечного приступа. Совсем недавно - 13 июля режиссер отметил свое 80-летие. О печальном событии сообщила заместитель главы департамента культуры Москвы Евгения Шерменева.
Похороны режиссера пройдут в субботу, 11 августа. Панихида состоится на набережной Тараса Шевченко. О точном времени и месте похорон пока неизвестно, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на театр "Мастерская П.Фоменко".
Из интервью с Петром Фоменко прошлых лет
Об ошибках прошлого
- Ничто из прожитой жизни не стоит вычеркивать. Прожитая жизнь - это багаж, который нужно сохранить. Если встретишь новую любовь, это не значит, что надо забыть о прошлой женщине. Как это можно?! Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень жесткий и короткий по времени. Надо успеть наошибаться в молодости.
О единомыслии
- В театре нет единомыслия. В театре возможены сговор, уговор, договоренность. Почему я не верю в единомыслие? Потому что его не бывает даже на похоронах.
Был у меня друг-режиссер, который говорил, что вся его режиссерская жизнь была соткана из уходов. Он уходил из разных театров, потому что у него не получалось добиться договоренности с коллективом. И он был прав, что уходил. Зачем душой кривить? Если не получилось один раз, два, три, значит, надо искать дальше, там, где получится. Разве то же самое не бывает в любви или в семье? Что-то разлаживается в отношениях, и люди расстаются. Другое дело, что очень трудно прощаться с тем, кто дорог.
Вы меня спрашиваете, как я работаю с артистами? Какой способ работы выбираю? Все зависит от индивидуальности. Природа дарования, так же, как и природа обаяния, - это как деньги. Либо они есть, либо нет. Ну а самый лучший способ определить, как действовать, - это зайти в тупик. Человек, который мучительно задает себе вопрос, что делать, уже начал преодолевать трудности.
Об учебе
- Учиться надо не только у тех, кто к вам приходит: у профессуры и разных златоустов... Учиться надо друг у друга, может быть, даже больше, чем у педагогов.
Когда я учился в школе, у нас была такая присказка. На просьбу посоветовать, что делать, мы отвечали: "Не советуй, заклей рот газетой". Конечно, я могу рассуждать с вами на тему: с чего начинать, какие символы веры есть в нашей работе. Но что от этого толку? У меня самого больше вопросов, чем ответов. Особенно сегодня берет оторопь - на грани эпох. Сейчас особое время, которое связано для России со свободой. Как с этой свободой поступать, мы часто не знаем. Эта свобода требует колоссальной ответственности культуры. Культура - это не багаж знаний. Это то, что каждый день обретается.
Любите учебу, она вас может спасти даже в тупиковой ситуации. Учеба - это колоссальная потребность в восприятии, интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Это очень непросто, я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят.
Актриса Мадлен Джабраилова: "Петр Фоменко прост. Как Моцарт"
На большинство спектаклей его "Мастерской" нужно записываться за пару месяцев, а то и больше. При том что билет в партер может стоить и 5 тысяч рублей. Какой он, Петр Наумович, и как ему удается делать такие чудеса, мы постарались расспросить звезду его театра Мадлен Джабраилову
- Ваш театр поначалу назывался "женским" - может, потому что начался с четырех прекрасных актрис - это вы, Мадлен, Галина Тюнина и сестры Кутеповы - Ксения и Полина.
- Провокация! Мужчины тоже были! - смеется Мадлен. - Просто Петр Наумович (Мадлен чаще называет мэтра Он - вот прямо так, с большой буквы) очень чуток к женской природе. И внимателен к малейшему ее изменению. Но природа эта не может быть сама по себе - она проявляется через мужчину. Или через другую женщину. Рассмотреть, вскрыть взаимоотношения между мужчиной и женщиной, и не обязательно в любовном смысле, - это, наверное, одна из интереснейших задач для театра.
- А как вы его за глаза называете?
- Фома. Он знает. И сам себя так называет. Знаете, у Пушкина в "Маленьких трагедиях" Сальери о себе и своей музыке говорит как о чем-то высоком
, важном, сложном, трудном, и поэтому все это выходит пафосно, хотя и искренне, а Моцарт о себе говорит: ну я там что-то набросал - как-то сна не было. Просто, если не сказать уничижительно. В этой простоте, мне кажется, Петр Наумович и есть. Слова "грандиозно, глубоко-высоко" он отказывается принимать на свой счет.
ДОСЬЕ
Пётр Наумович Фоменко - советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра "Мастерская П. Фоменко" родился 13 июля 1932 года в Москве. К сегодняшнему дню создал более 60 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
В 1955 году Фоменко окончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина (Московский педагогический государственный университет). Здесь Пётр Фоменко сдружился с такими известными бардами, как Юрий Визбор и Юлий Ким. В институте им. Ленина Фоменко режиссировал знаменитые "капустники", создавал первые серьёзные постановки, в частности, репетировал "Каменного гостя" А.С. Пушкина. Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, который окончил в 1961 году.
Петр Фоменко поставил более 60 спектаклей, многие из которых удостаивались высоких наград. Первый свой спектакль он поставил в 1958 году. С 1972 по 1981 годы работал в Ленинградском театре комедии. После этого он возвратился в Москву, где начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа. В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
В 1993 году актерско режиссерский курс Фоменко получил статус театра Московский театр "Мастерская П. Н. Фоменко", художественным руководителем которого стал сам Петр Фоменко.
Режиссер является неоднократным лауреатом премий "Хрустальная Турандот" и "Золотая маска". В 2011 году он получил "Маску" за "Триптих" в номинации "Лучший спектакль малой формы". Художественный руководитель награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV, III,II степени.