- Роман Григорьевич, очень вас не хватало на прощании. Вы же со Ступкой львовяне. С молодости знакомы…
- Я венок отправил, а сам вырваться не смог - столько всего по театру навалилось: ремонт, две постановки. Но меня одно волнует (я еще у семьи Богдана не выяснял): почему его не похоронили во Львове? Ведь нам с Богданом на Лычаковском кладбище в самом начале у входа справа давно отведены два места. Хотя, когда Виктор Ющенко присвоил мне звание народного артиста Украины, в его канцелярии сказали, что у меня теперь есть право на место на Байковом кладбище. А я им в ответ: нет уж, спасибо, хочу, чтобы меня во Львове похоронили.
- А когда вы со Ступкой последний раз общались?
- За четыре дня до его кончины. Я передам разговор, потому что меня он потряс, но сначала историю расскажу. Когда-то во Львове, когда Ступка был в 10-м классе, а я уже работал в ТЮЗе главным артистом, у нас при театре был подготовительный кружок любителей сцены. Богдан ходил в этот кружок заниматься и в одной из постановок играл ноги кобылы. Однажды - Ступка как раз был министром - я рассказал об этом в Киеве на телевидении. Богдан мне тогда позвонил и спросил: "Ты что, подождать с этой историей не мог, пока я из министров не ушел?"
Прошло время, я однажды приехал в Киев с Леной Образцовой. Мы с Богданом ужинали, а я ее просил: мол, не говори только ему про ноги кобылы. А она ему сходу: "Даже представить себе не могу, какие это были талантливые ноги кобылы". Он расхохотался и простил меня. Мы же с ним с юности дружим. И вот я ему звоню в больницу, а Лариса (жена Ступки. - Прим. авт.) спрашивает: "Рома, откуда ты узнал, что Богдан сегодня целый день ждет твоего звонка, уже несколько раз про тебя спрашивал? Он ни с кем не разговаривает, а с тобой хочет".
|
- И что вам сказал Богдан Сильвестрович?
- А он говорит мне сходу, без всяких "здравствуй": "Я вчера тебя видел во сне и сегодня видел, что мы в Лондоне с тобой ходим по главной улице так, как мы ходили по Львову, когда я был в десятом классе и хотел быть артистом". Вот он соединил финал и начало воедино. После того как все произошло, меня это ошеломило. Это есть творческое начало, это то иррациональное, в чем была его сила. И я только мог спросить: ты себя хорошо чувствуешь? А он мне говорит, что плохо, и заплакал.
- Роман Григорьевич, вы слышали, что в Театр им. Франко уже назначен новый художественный руководитель?
- Думаю, что с назначением очень поторопились. Более грамотно сейчас было бы создать коллегию из трех человек из этого же театра - а там есть достойные ребята, которые могли бы на себя взвалить ношу руководства - и они хотя бы три сезона попытались им управлять, зная атмосферу в театре и уважая память Ступки. Думаю, что они смогли бы, пока не уляжется беда, а уход Ступки - это большая беда, залатать эту беду. А еще я боюсь, что новый руководитель начнет наводить в труппе порядок через сокращение штата. Это самая большая ошибка. Никогда в жизни это не приводило ни к чему хорошему.
Своей самой провальной ролью считал роль… министра культуры
|
Одесский товарищ Богдана Ступки - киноредактор Одесской киностудии Евгений Женин дружил с актером 34 года и рассказал несколько историй о нем
"Тата б’ють!"
Они познакомились в далеком 1978 году, когда режиссер Самвел Гаспаров снимал в Одессе широкоформатный вестерн "Забудьте слово смерть".
- По сюжету, героя Ступки избивают, пытают, пинают ногами, а он исходит кровью, - вспоминает киновед. - На съемке присутствовали главный консультант картины - первый замминистра внутренних дел УССР Петр Олейник и ныне народный артист Украины, а тогда еще совсем маленький сын Ступки Остап. Увидев, что делают с отцом, ребенок расплакался и начал голосить: "Тата б’ють!" И тут Олейник, сидевший подле камеры, сообразил, что на глазах генерала милиции обижают человека. Он встает, при работающей камере входит в кадр, хватает бандита и отшвыривает его. Вокруг громкий смех.
В итоге восьмой по счету дубль был напрочь испорчен. Тут же приближенные Олейника подбежали к оператору, вынули кассету из видеокамеры со всеми предыдущими семью дублями и засветили пленку.
Не дослужил до визитной карточки
Пять лет назад на съемках фильма Киры Муратовой "Два в одном" Женина окликнул незнакомец в темных очках и соломенной шляпе. Им оказался Ступка. Приятели не виделись несколько лет, и внешние перемены оказались налицо.
- Боденька пополнел, отпустил специфическую щетину, - говорит Женин. - Я попросил у худрука Театра им. Франко визитку, а в ответ услышал: - Что ты, у меня их вообще нет. Я еще не достиг славы такого уровня.
Мастер знал себе цену, но никогда не корчил из себя мегазвезду. Когда у него спрашивали, как он умудряется каждую роль превратить в шедевр, живой классик смущенно отвечал: "Просто у меня хорошие сценарии, партнеры и режиссеры".
В Америке его путали с Де Ниро
Однажды в Америке одессит встретился с Богданом Сильвестровичем на записи популярной авторской программы "В Нью-Йорке с Виктором Топаллером". Тогда Ступка поведал, что местные жители принимают его за голливудскую звезду - актера Роберта Де Ниро. Тогда же Богдан Сильвестрович к изумлению телеведущего программы и заокеанских слушателей откровенно признался, что и в его послужном списке есть одна провальная роль - роль министра культуры и искусств Украины.
Приравнивал Раневскую к солнцу
В конце 1980-х в киевском Доме кино Ступка, завидев Женина, пригласил его на свой знаменитый спектакль "Тевье-Тевель". Друзья условились встретиться после премьеры. Но гениальная игра актера застала одессита врасплох.
- Ноги подкашивались идти в гримерку, - объясняет киношник. - К солнцу не приближаются! Вышел из театра, стою курю. У входа раздается залихватский свист. "А почему ты не зашел, было настолько плохо?" - кричит мне Ступка. А я ему: "Ты что, с ума сошел?! Я просто не рискнул. Боденька, ты повторил сейчас точь-в-точь, как сказала Фаина Раневская, когда я постеснялся к ней зайти после премьеры "Правда хорошо. А счастье - лучше".
- Ты что, с ума сошел - меня сравнивать с солнцем?! - резюмировал Ступка.
Яна КОВАЛЬСКАЯ ("КП" - Одесса").