Его похоронили на "Литераторских мостках" Волковского кладбища, рядом с Иваном Тургеневым и Александром Блоком. Актер, которого на протяжении последних 40 лет обожал весь театральный Петербург, не мог похвастать успешной карьерой в кино. Самая большая его роль - Хоботов в "Покровских воротах" - пришлась на зарю его кинокарьеры, стала на всю жизнь его визитной карточкой, но так по большому счету и осталась единственной серьезной работой в кино. Почему так вышло, "Комсомолке" рассказала Татьяна Догилева, регулярно пересекавшаяся с ним на съемочных площадках и часто общавшаяся с ним в неформальной обстановке.
"БОЛЬШИХ РОЛЕЙ ЕМУ НИКТО НЕ ПРЕДЛАГАЛ"
- Я всегда поражалась его невероятному таланту, - говорит Догилева. - Он был уникальным актером. Причем я познакомилась с ним, когда он был в расцвете своих актерских способностей. Тогда на всю страну гремел Театр Ленсовета. Чтобы попасть на вечерний спектакль этого театра, люди приезжали из Москвы за сутки и всю ночь стояли в очередях. И нам, студентам
ГИТИСа, удалось тогда увидеть спектакль "Кавказский меловой круг", в котором Равикович играл главную роль. Это было что-то невероятное! Поэтому когда меня через пару лет судьба столкнула с ним на "Покровских воротах", у меня было полное ощущение чуда - ну еще бы, ведь я имела возможность поговорить с гением.
- Анатолий Юрьевич переживал из-за того, что ему, кроме Хоботова из "Покровских ворот", не довелось сыграть ни одной столь же успешной роли?
- Он был невероятно скромным и, конечно, обиженным кинематографом человеком. Его действительно не так часто снимали. А если давали роли, то исключительно эпизодические. Никто не понимал, в чем дело, - такой бриллиант должен был блистать не только на театральной сцене. Мы несколько раз говорили с ним на эту тему. Он был уверен - дело в пятом пункте. "Таня, - говорил мне он. - Никто не хочет, чтобы очередному смешному еврею доверяли большие роли!" Я не знаю, насколько это соответствовало истине, но подобные слова звучали из его уст не единожды.
- В нескольких своих интервью он, напротив, говорил, что вполне доволен своей карьерой, потому что чувствует себя прежде всего театральным актером.
- Конечно, это неправда. Ведь что происходило после "Покровских ворот" - бешеный успех, все актеры мгновенно становятся звездами. И трогательного и смешного персонажа Равиковича полюбили все. Конечно, ему хотелось получать большие роли в кино. Но ему их никто не предлагал.
|
- А каким он вам запомнился на съемках "Покровских ворот"?
- Неуверенным в правильности действий режиссера! Он ведь пришел на съемочную площадку уже сложившимся артистом и имел свое представление о работе над ролью. А у Миши Козакова представление было абсолютно противоположным. "Хоботов сейчас склонит голову и выразит в своих глазах всю грусть еврейского народа!" - раздраженно говорил Козаков при съемках очередного дубля. Равикович нехотя соглашался, хотя было понятно, что сыграть он хочет совсем по-другому. Сам Анатолий Юрьевич жаловался Леночке Кореневой, мол, невозможно так работать. Но он, конечно, в итоге всегда шел за Козаковым. Потом мы с ним столкнулись на съемках "Прохиндиады", "Блондинки за углом"...
Но самым запоминающимся опытом совместной работы стал фильм "Пчелка". Мы с Равиковичем согласились сыграть в этой дипломной работе выпускника ВГИКа, который оказался парнем энергичным, но абсолютно не умевшим работать с актерами. Если честно, во время съемок я и Равикович умирали от смеха. Я не понимала, чего от меня хочет режиссер, а Анатолий Юрьевич в особенности. Он был прекрасен - и когда режиссер вновь не мог объяснить, что нужно сделать в следующем дубле, а Равикович в ответ грозился умереть прямо на съемочной площадке, я хохотала и говорила: "Анатолий Юрьевич, ни о чем его не спрашивайте, вы все равно не получите ответа. Пойдемте выпьем, а затем сразу в кадр - иначе точно ничего не поймем!" Только так мы могли сниматься в нескольких эпизодах этого фильма.
"НЕ ВЛЮБИТЬСЯ В НЕГО БЫЛО НЕЛЬЗЯ"
- Вы хорошо знали Равиковича вне экрана. Каким он был в обычной жизни?
- В нем все время плескался юмор - причем речь о юморе самого высокого класса, сейчас такого уже не встретишь. Особенно хорошо ему удавались филигранные пародии на известных театральных деятелей. Равикович мог довести до истерики своими юморесками. И представляете - все это никогда не видели зрители на большом экране. Сами посудите - приезжал в Москву недавно талантливый актер Дэнни Де Вито, который чем-то на Равиковича похож. И его заслуженно встречали здесь как звезду мирового уровня. Но поверьте мне, что Равикович был как минимум не хуже. Но только для Де Вито писали сценарии, для Де Вито искали режиссеров - и он стал брендом. Ничего этого у Анатолия Юрьевича, увы, не было. Но все, кто был не понаслышке знаком с ним, обожали его. Он не был красавцем, но не влюбиться в него было невозможно. Именно поэтому никто не удивился, что его женой стала актриса Ирина Мазуркевич, которая младше его на 22 года...
Тут Догилева берет двухминутную паузу, после которой начинает быстро говорить.
- Не знаю - стоит ли говорить... Но я вот сейчас вспомнила один эпизод. Как-то раз я сидела у него в гостях. Дело было в середине 90-х в Питере. Разговор зашел о смерти - он вспоминал свою ушедшую из жизни маму, умиравшую от тяжелой болезни и ужасно мучившуюся. И он мне сказал: "Слава богу, у меня такой смерти не будет. Я, как и все сердечники, умру быстро". А у него действительно были проблемы с сердцем. В последние годы мы с ним почти не общались, поэтому, когда я узнала о том, что ему несколько лет назад поставили диагноз "рак легких", я была в шоке. Он ведь и не курил никогда. И, видимо, были попытки лечения. Знаете, я пару лет назад увидела его по телевизору. И подумала: ого, как наш Анатолий Юрьевич похудел. Но тогда не придала этому большого значения. А теперь выясняется, что он все это время боролся с болезнью. Все это ужасно грустно. Давайте хотя бы после смерти актера от Бога запомним, каких высот в своей профессии он мог достичь, но, увы, не успел.
Фото: кадры из фильма.