Станислав: На Ваш взгляд, какой имидж формирует себе Украина, в связи с резонансным судебным процессом в отношении бывшего премьер-министра Юлии Тишенко.
Сточки зрения справедливости и норм права в отношении Тимошенко не нарушены никакие законы Украины – это совершенно однозначно. В соответствии с процессуальным кодексом и всеми процедурами было возбуждено это дело, состоялся суд, и она была осуждена. Сегодня в суде идет рассмотрение другого дела, которое проходит в отсутствие, так как она игнорирует заседания суда и под любыми предлогами, в частности, что она больна и не может передвигаться. Если бы мы действительно достаточно подробно рассказали людям и осветили в прессе ход расследования уже по итогам суда, то я думаю, что у многих иллюзия того, что у нас в стране есть политзаключенные – Луценко и Тимошенко – развеялась. Я - народный депутат и в 2006 году возглавляла временно-следственную комиссию парламента по расследованию долгов ЕЭСУ перед Украиной. Фактически мы не смогли завершить свою работу только потому что парламент был незаконно антиконституционно распущен. Однако же в процессе той работы, которую мы успели сделать, я получила достаточно много документов, подтверждающих, что ЕЭСУ действовало незаконно и были нарушены законы Украины, но с правовой точки зрения я не могу, потому что нам нужно было расследовать факты, а правовую оценку должны были дать правоохранительные органы. Хотя мы и не смогли это сделать, но я убеждена в том, что основания для возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства есть. Другое дело, что когда завершится суд, он примет решение и, наверное, в ходе суда должны быть учтены абсолютно все аспекты этого дела. Я ни в коей мере не думаю, что Тимошенко оправдают, но бывают такие интересные коллизии, когда по политическим мотивам точка зрения резко меняется у представителей органов власти, судебной системы, поэтому я не удивлюсь никакому результату в суде, даже если будет вынесен оправдательный приговор.
В 1994 году я была депутатом Харьковского облсовета, а в 1995 начался бурный рост тарифов, который был связан в том числе и с ростом цены на газ. Хотя тогда у нас с Россией существовал договор и цена на газ, по которой мы его покупали, была достаточно низкой. Именно в середине 90-х ЕЭСУ получило монопольное право на закупку газа за рубежом на поставки в Украину и мы депутаты горсовета задались вопросом: почему все-таки растут тарифы и цена на газ. Тогда премьер-министром был Лазаренко, ему то мы и сделали запрос и получили ответ, что себестоимость тысячи кубов голубого топлива, добываемого на Шебелинке – 8 долларов, а мы его покупали по 24, а продавали в Украине по 36, то есть в 1,5 раза дороже.
А в то время, если помните, процветал еще и бартер, то есть в хозяйственной деятельности был серьезный хаос, потому что законы только писались – создавались. Действительно шла перестройка всего хозяйства, потому что рушилась советская система, началась приватизация и плановой экономики, которая бы обеспечивала гарантированные поставки природных ресурсов, в том числе и газа – рухнуло. На смену пришли пираньи, которые на этой разрухе и хаосе – очень хорошо заработали. Ведь всем известно, что приватизация дала возможность заработать первые миллионы. При этом большинство народа потеряла работу, зарплату и собственность…
Елена Петровна: Скажите, пожалуйста, какая позиция КПУ относительно земельного вопроса, а именно - аренды земельных участков иностранцами и внедрения иностранных инвестиций на длительный период. Почему власть не стимулирует отечественных арендаторов?
Какая позиция КПУ относительно земельного вопроса, а именно аренды земельных участков иностранцами и внедрение иностранных инвестиций на длительный период. Почему власть не стимулирует отечественных арендаторов?
Очень хороший вопрос, и сразу видна совершенно правильная позиция, которую я разделяю. Да, у нас произошла распайовка колхозных и совхозных земель. Не буду говорить насколько справедливо и правильно прошел этот процесс. Сегодня мы наблюдаем колоссальную проблему, связанную с тем, что люди получившие паи по 5 – 6 га, массово стали сдавать эти земли в аренду фермерам. В итоге очень часто возникает конфликт интересов - есть недобросовестные люди, которые взяв в аренду землю, стараются сделать все, чтобы селянам не заплатить по договору. То, что простых людей обманывают в этих договорных отношениях, я это вижу. Ко мне очень много приходит избирателей, и показывают эти договора – ксерокопию какой-то бумажки, которую и документом назвать сложно. С одной стороны ущемляются интересы массы людей, которых обворовывают и обманывают и фактически от владения этим паем человек ничего не получает. С другой стороны страдает добросовестный фермер. Пошла война за большие земельные наделы.
|
Есть примеры, когда человек взял в аренду землю на 20 – 25 лет, приходят другие дельцы и пытаются отнять у него этот бизнес, заставляя его расторгать договор или настраивая против него людей. То есть сейчас идет передел права аренды этой земли. Ведь при наличии денег и умении работать земля будет давать очень хорошую прибыль. Тем более, что во всем мире наблюдается растущий дефицит продовольствия, а Украина – житница. С другой стороны есть фермеры, которые страдают от того, что они не находят сбыт своей продукции. Сейчас у нас большая проблема у фермеров, которые занимаются молоком. Перекупщики диктуют свои цены и закупают молоко по низким ценам, а продают населению по высоким. Более того, низкий уровень доходов населения, создает угрозу, так как у людей попросту нет денег. В итоге многие не находят рынка сбыта и оказываются перед дилеммой – вырезать стадо или как-то развивать этот бизнес. Фермеров давят посредники и низкая покупательная способность населения.
Модель, которую предлагают коммунисты, условно говоря, создать земельный банк – государственное учреждение, которое выступит посредником между селянином и фермером-арендатором. Это поможет прекратить земельные войны, и фермеры получат гарантированное право на аренду этой земли, причем это можно сделать даже с правом наследования. Подобная схема работает в Нидерландах, причем государство контролирует деятельность фермеров. У нас сегодня з6мля приводится в негодность, потому что на ней сеются те культуры, которые ее истощают, а штрафы – незначительные и не решают этой проблему. Подобную модель коммунисты предлагают уже несколько лет подряд, если бы у нас было большинство в парламенте, то поверьте, мы бы уже провели этот законопроект.
Об иностранцах вообще говорить не приходится. Когда во всем мире усугубляется ситуация с продовольствием, цены растут, а количество продовольствия не увеличивается, то обладание таким колоссальным ресурсом, которым в Украине является плодородная земля – это важный стратегический фактор, который является гарантом стабильного развития нашей страны. Какие бы там не были катаклизмы на мировых рынках – по металлу, нефти, то продовольствие всегда остается востребованным. Украина могла бы иметь стабильный доход. Но здесь очень важны следующие аспекты. Во власти должны быть ответственные люди – государственники, селяне – уверенность, что с ними рассчитаются, а фермеры – долговременность.
Наталья: Расскажите, какой уровень повышения пенсий ожидается в этом году?
Расскажите, какой проект повышения пенсий ожидается в этом году?
К сожалению. Правительство на сегодняшний момент фактически не дало нам проекта Закона о госбюджете на 2013 год. Документы были предоставлены в таком виде и качестве, что Литвин вернул их на доработку. Это вообще-то нонсенс, так как документ в любом случае должен был рассматриваться в бюджетном комитете, где я работаю. Это мне тоже непонятно. Мне кажется, что правительство постаралось уйти от публичного обсуждения этого документа сегодня за месяц до выборов. С другой стороны во время заседания правительства, когда рассматривался проект бюджета на следующий год, и он был утвержден на заседании Кабмина, то там были названы некоторые цифры, которые я могу озвучить. На 9 % увеличить помощь при рождении ребенка, то есть на первого малыша будут выплачивать почти 30 000 грн или на 2 000 больше чем сегодня. Максимальный размер пособия на ребенка увеличится на 60 грн. На мой взгляд, эти цифры мизерные с точки зрения роста цен и какие проблемы испытывают люди.
Увеличение минимальной зарплаты работников бюджетных учреждений приведет к увеличению финансирования бюджетной сферы на 10 млрд грн. Сумма вроде большая, но с учетом объема количества бюджетных работников, я думаю. Что в итоге это будет незначительно.
В этом году пенсии реально повысили на 100 грн, и то не всем и произошла мощная уравниловка, то есть подняли нижние пенсии тем людям, которые уже давно вышли на заслуженный отдых и не увеличили тем, кто недавно.
Однако же расходы бюджета будут достаточно большими. Что планирует правительство? На пенсионное обеспечение всего будет потрачено 23 млрд гривен. При этом поднимут пенсию тем, кто ушел на пенсию до 2008 года. У нас есть дикий разрыв, потому что уровень зарплат в 2003, 2004, а тем более в 1998 году был один, а после 2008 стал другим, и они хотят выровнять, чтобы подтянуть тех, кто получает маленькие пенсии. Сегодня многие избиратели приходят ко мне и жалуются на несправедливые пенсии. Есть проблема у учителей, у военных пенсионеров. Пенсионный закон предполагает пересчет пенсий с индексацией, но на самом деле это не делается. Таким тормозом стало правительство Тимошенко. Совершенно незаконно было направлено письмо в региональные управления пенсионных фондов из Министерства труда и социальной политики о том, что за базу расчета пенсий принять среднюю заработную плату за 2006 год. Больше к этому вопросу не возвращались, в итоге людям стали занижать пенсии. При этом не подняли пенсии и тем, кто давно уже ушел на заслуженный отдых.
Сейчас правительство Азарова, в этом году и в следующем, пытается провести политику выравнивания пенсий, то есть подтянуть тех, кто ушел на заслуженный отдых давно и им не доплачивают. При этом возникает коллизия – идет уравниловка, потому что получается, что пенсия неквалифицированных работников догоняет пенсии квалифицированных работников. На мой взгляд, дистанция все-таки должна сохраняться, так как многие люди жалуются на уравниловку.
Это беда ныне существующего пенсионного закона. Мы коммунисты в 1998 году предлагали свой вариант пенсионного закона, который позволял соблюсти вот эти ступеньки, учитывать стаж, его непрерывность, наличие детей в семье и т.д. но к сожалению, у нас тогда было 124 голоса во фракции коммунистов. В первом чтении его приняли, но потом Кучма наложил вето, которое мы не смогли преодолеть.
То есть пенсии будут осовремениваться, но я уверена, что это будет несущественно с учетом роста цен и инфляции.
Ольга: Какие сильные и слабые стороны есть в бюджете в нынешнем году.
Любой бюджет можно ругать и хвалить, но самым главным вопросом, который нужно задавать авторам – создаются ли механизмы для расширения экономики? То есть что-то делается, закладываются ли механизмы, чтобы создать какие-то условия, чтобы, к примеру, фермер, бизнесмен расширял свое производство, и появлялись новые рабочие места? Если на эти два вопроса есть позитивный ответ, тогда снимается вопрос о пенсиях и социальных пособиях, потому что эти фонды наполняются за счет отчислений от зарплат. То есть если количество рабочих у нас будет увеличиваться, а зарплата расти, то тем самым будет увеличиваться и финансирование пенсионного фона, а значит гарантировано будет повышаться пенсии. К сожалению, за те 14 лет, которые я работаю в парламенте, я ни разу не видела такого бюджета. Один раз при Тимошенко был бюджет, в котором были заложены высокие социальные стандарты – резкий рост зарплат, создание новых рабочих мест… Я вам хочу сказать, что тогда я за такой бюджет проголосовала, но, к сожалению, это оказалось голыми обещаниями, абсолютно необоснованными и Тимошенко свои обещания не выполнила. Хотя законопроект был очень хорошим.
Когда мы говорим о недостатках, нужно говорить насколько он правильно рассчитан и насколько дальнейшие события подтверждают, что этот прогноз правильный и он исполняется. Ну вот например, у нас в этом году было запланирован рост ВВП порядка 4 – 5 %, на самом деле он гораздо меньше. Теперь возникает вопрос, что у нас происходит с исполнением бюджета. Доходы бюджета за 7 месяцев достигли 186 млрд грн, а запланировано на этот год порядка 550 млрд. Таким образом, за 7 месяцев мы не выполнили половину плана, то есть за оставшееся время мы должны получить около 370 млрд, то есть на 28 % больше – это же совершенно нереально.
Статистика свидетельствует, что у нас наблюдается спад промышленного производства. Если в первом месяце наметился рост на 14 %, потом он снизился до 7 и фактически в июле у нас пошло падение производства и за 7 месяцев у нас получилось падение производства на 0,4 %, то есть минус 0,4. Это буквально резкий обвал. Особенно в сфере строительства. Возникает вопрос: за счет чего будет выполнен этот бюджет?
Бюджет этого года получается необоснованным, потому что обещают одно, а на деле получается другое. В этом году мы должны получить 10 млрд грн от приватизации, в итоге сейчас распродают все подряд. Сейчас проданы пакеты акций Облэнерго, которые были в госсобственности, сейчас речь идет о продаже Горгазов, где у государства тоже есть пакет акций. То есть таким диким напряжением государство при помощи финансовых своих рычагов пытается исполнить бюджет. А что мы будем дальше продавать? Вот эта порочная политика, которая направлена проедание, а не созидание, к сожалению, проводится в Украине все 20 лет. Никаких реформ нет, есть просто проедание богатств, которые были созданы в советское время, взамен же ничего нового и современного не создается.
Юрий Петрович: Скажите, ожидается ли в будущем году рост тарифов ЖКХ?
Я специально взяла таблицу из комитета по бюджету – это распределение субвенций из госбюджета местным бюджетам на погашение задолженности разницы в тарифах на тепловую энергию, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения и т.д. Это та разница, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости услуг и тарифами, которые были утверждены местными органами власти и согласованы. Мы в этом году на места по всей Украине отправили из госбюджета 7 млрд грн. Харьковская область получила 525 млн. Вы знаете, я приветствую эту модель, потому что закон о жилищно-коммунальных услугах как раз и говорит, что если существует разница между себестоимостью услуг ЖКХ и тарифом, то эту разницу должны погашать либо из местного бюджета, либо из государственного. Я считаю, что это правильно.
С другой стороны, мы коммунисты, хотели бы, чтобы это была не субвенция, а выделение денег по специальной государственной программе на модернизацию всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Под модернизацией я понимаю и капремонты, и внедрение новых технологий, и энергосбережения… Совокупность всех проблем, которые сегодня делают стоимость услуг дорогими и все это ложится на плечи простых граждан. Тогда вот эта острота вопроса и страх перед ростом тарифов он бы ушел. Когда рухнуло финансирование ЖКХ из госбюджета, как было при СССР, система за 20 лет независимости просто пришла в упадок. На сегодняшний день износ фондов в системе ЖКХ достигает 70 - 80 %. Такие разовые субвенции не решают проблем.
Сергей: Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения с Россией, для обоюдного экономического роста? До каких пор будет такая цена на газ?
Скажите, в Советском союзе цена на газ волновала кого-то? Я могу ответить за вас. Нет, не волновала никого. Потому что это был наш газ. Сегодня это газ России, а покупатель, соответственно Украина. Отношения очень простые и понятные — продавец-покупатель. Ясное дело, что продавец хочет продать свой товар подороже и с большей выгодой для себя, а покупатель, естественно, хочет приобрести товар подешевле, и с выгодными условиями для себя. Проще говоря, капитализм основательно разделил наши страны. Но с другой стороны, партнерские отношения между Россией и Украиной не просто возможны, они необходимы. Я при этом говорю о партнерстве не только с экономической точки зрения, а вообще, на уровне диалога государств и их взаимоотношений. Наладить экономическое сотрудничество было бы можно, но при этом нужно понимать, что никто не будет вступать в экономические отношения, такие, которые партнеров укрепляют, при этом эти партнеры в политической сфере работают против друг друга.
|
Поэтому партнерские отношения - это согласованность своих интересов на мировых рынках в отношениях экономических, военно-стратегических, научно-культурных и общеполитических. То есть, что бы страны были партнерами в действительности, а не напоказ. Поэтому, когда мы говорим о взаимодействии с российской федерацией, то мы, конечно, понимаем, что это шаг к союзу. Это не союзное государство, сегодня мы об этом не говорим, но это союз экономический, политический и так далее. Нужно это нам? Безусловно нужно. Это нужно и России и Белоруссии и Казахстану. На территории этих стран проживает около 200 миллионов человек. Вы понимаете какой это рынок потребителей? Это означает, что этому населению нужны одежда, нужны автомобили, нужны холодильники, то есть нужно практически все. Скажите мне, зачем нам нужна Европа, если мы можем поставлять свою продукцию для 200 миллионов населения, населения, которое мы понимаем и которое понимает нас, с которым мы связаны историей и общими культурными корнями. То есть, это уже комфортные условия сотрудничества. Народ должен выбирать таких руководителей, которые бы стали государственниками.
Геннадий: Какая сказка была самой любимой у вас в детстве и какой самый любимый Вам киноперсонаж?
Если говорить о киноперсонажах, то это, конечно, главный герой фильма "17 мгновений весны", Штирлиц и я счастлива, что мне в жизни довелось познакомиться с Вячеславом Тихоновым. Моя любимая сказка? В детстве я очень любила сказки братьев Гримм. Вот только сейчас, когда я стала взрослым человеком, я поняла сколько в этих сказках ужаса. Я вот удивляюсь, почему в детстве, когда читала, я не ощущала этого ужаса. Мне эти сказки нравятся остротой сюжетов, который держит тебя в постоянном напряжении, не дает успокоится, но в финале все переживания вознаграждаются - сказка обязательно заканчивается хорошо. Еще я очень люблю сказки Александра Пушкина, стихи Агнии Барто. И теперь уже своих внуков я воспитываю именно на этих литературных произведениях .
Инна: Скажите, каков ваш прогноз относительно грядущих выборов? Какими будут ваши первые шаги, в случае победы на выборах?
Я, безусловно, рассчитываю на позитивный результат предстоящих выборов. Думаю, что процент голосов за коммунистов резко возрастет, я не хочу называть конкретных цифр, но социальные опросы показывают, что партию коммунистов сегодня поддерживают 17%, а в некоторых регионах и до 20% населения. Я думаю, что это является результатом и разочарования людей, которые поверили политикам, умеющим красиво говорить о много обещать, которые раздавали по 1000 грн., но теперь люди поняли, что та сиюминутная выгода, которую они получают, она не позволяет решить те глобальные проблемы, с которым живет общество, и напрямую сказывается на качестве жизни людей. Давайте посмотрим, Вот у нас ВВП составляет один триллион пятьсот миллиардов гривен. Доходы бюджета от налога, в прошлом, 2011 году - составляли порядка 28%, до 30% от ВВП. Все говорят о том, что это высокие налоги. В этом году, 2012, правительство Николая Азарова снизило налог и в бюджет переходит всего 27,7% от ВВП. Мне известно, что на следующий год заложен такой же показатель.
Владимир: Если можно, дайте оценку нынешней судебной системе Украины. Ни для кого не секрет, что многие факты нарушений в работе системы уходят корнями в проблему коррупции. На Ваш взгляд, существует ли цивилизованный способ преодоления коррупции в Украине?
|
Цивилизованный способ преследования коррупции — это уголовное преследование коррупционеров, причем серьезное и с большими сроками заключения. Сегодня борьба с коррупцией носит характер, я бы сказала, компанейский, вот, нужно показать, что мы боремся — и тут же находим судью, который "посевает", у которого находят миллионы в сейфе, вот его и осудили. А о серьезном, целенаправленном процессе преследования говорить не приходится. На мой взгляд, судебную систему сделали карманной, а ведь судебная система должна работать субъективно, независимо и именно при таком формате работы, данная система будет работать так как должно Коррупция во власти — это зло, которое разъедает власть сверху до низу. Народная поговорка, которая гласит о том, что рыба гниет с головы, в данном случае очень подходит. Если вышестоящий начальник не берет взяток и при этом он будет знать, что нижестоящий начальник берет взятки, то, безусловно, он призовет его, мягко говоря, к порядку, в худшем случае — привлечет его к уголовной ответственности. Если же взяткой связаны все представители той или иной власти, то, конечно, такой механизм остановить очень и очень сложно. Поэтому в органы власти должны назначаться люди, у которых твердо сформировано понимание государственного долга, а это уже вопрос кадровой политики, который напрямую зависит от Президента Украины. Всем известно, что сегодня президент в значительной мере определяет кто в министерский креслах сидит, президент определяет, кто является главой областной администрации, поэтому я хочу сказать, что на месте главы государства я бы подумала о том ,как я выгляжу, в глазах народа, когда все говорят о коррупции, при этом в системе власти именно Президент назначает людей. Наверное, непосредственно от него зависит, как он подбирает людей, как он их назначает и как он контролирует их. Говоря о судебной системе, тут все немного по другому — судей избирает парламент. При этом, сегодня созданы все условия, когда судьи мне говорят о том, что не могут чувствовать себя независимо, так как живут в том же городе, где живут родные, кумовья, двоюродные братья и сестры — все это накладывает отпечаток на вынесение независимого судебного решения. Среда обитания формирует позицию человека. На мой взгляд, необходимо заняться тотальной очисткой системы власти.