17 января
Загрузить еще

Мы помогаем детям социализироваться: как становятся наставником для детей из детских домов

Мы помогаем детям социализироваться: как становятся наставником для детей из детских домов
Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

Быть наставником для ребенка из детского дома - это возможность помочь детям подготовиться к самостоятельной жизни, научиться социализироваться. Не секрет ведь, что в детском доме дети даже могут не знать, как заварить чай, не говоря уже о том, как самостоятельно обратиться к врачу или уметь грамотно распоряжаться деньгами.

Если официально, то наставничество – это добровольная бесплатная деятельность по поддержке детей-сирот.

Как работает программа наставничества в Украине, кто может им стать и о чем можно и нужно общаться с ребенком, Коротко про рассказали наставница Алина Шаповал и координатор проекта «Наставничество» Юлия Прийма.

"Общаюсь со своей подопечной даже после выпуска из детского дома"

Алина Шаповал стала наставницей в 2021 году, когда ей было 24. Девушка приехала из Прилук Черниговской области во Львов на учебу, занималась волонтерством. Возглавляемый ею «Фонд региональных инициатив», в частности, хотел помогать детям в детдомах. Поначалу просто что-то приносили детям.

Алина Шаповал уже несколько лет занимается наставничеством. Фото предоставлено Алиной Шаповал

Алина Шаповал уже несколько лет занимается наставничеством. Фото предоставлено Алиной Шаповал

– Впоследствии поняли, что просто приходить с подарками на День святого Николая, не самая лучшая идея, – вспоминает Алина. – Я пошла на тренинг, где рассказывали, как волонтерить в детских домах. Там узнала о наставничестве, но на него согласилась не сразу.

Пока Алина почувствовала, что готова быть наставницей, прошло около года.

– За это время поняла, что хочу заниматься чем-нибудь долгосрочным. Больше всего хотела быть наставницей для какой-нибудь девочки-подростка. Думала, если приехала за 800 км от дома во Львов, сама освоилась в новом городе, то смогу реализоваться как наставник: мне есть чем поделиться.

– Насколько я знаю, наставник не может сам выбирать ребенка, с которым общается. Каково было в вашем случае?

– В моем случае было несколько детей, кому я могла стать наставницей. Можно сойтись с ребенком по интересам. К примеру, ребенок хочет заниматься парикмахерским искусством, а наставник именно парикмахер. С помощью координатора из программы наставничества в ОО "Забота в действии" мы нашли девочку, для которой я могла бы стать наставником. Мне важен был возраст, а также то, чтобы детский дом был во Львове.

А сейчас у меня уже вторая девочка, которая мне очень понравилась, когда я приходила к старшей. И так получилось, что наставницей для младшей меня видела координатор. Итак, когда старшей исполнилось 18, она "выпустилась", а с младшей мы продолжили общаться.

– Как вы проводили время вместе? Ходили куда-нибудь, например, в кино или кафе, может, на прогулки?

- В нашем детдоме позиция директора такова, что выходить за пределы заведения нельзя. И это огорчает. Конечно, директор имеет юридическую ответственность за ребенка, но во Львове редко бывают тревоги, и пребывание с ребенком в стенах заведения очень ограничивает общение: вы не можете откровенно поговорить.

Здорово, если детей отпускают: это дает больше возможностей, позволяет расслабиться, открыться, поиграть. Можно выйти в город – это опять же о социализации. Уверена, что иметь возможность гулять гораздо полезнее для ребенка. Но поскольку у меня другой случай, приходится выкручиваться.

Старшему ребенку я приносила какие-то фильмы. Мы говорили, пытались остаться вдвоем, хотя иногда кто-нибудь из детей забежит, чтобы что-то сказать. Вместе с моей старшей играли в настольные игры или о чем-то говорили. Я приносила карточки с эмоциями, чтобы поговорить о развитии эмоционального интеллекта, мы рисовали табличку условных затрат, чтобы обсудить вопросы финансовой грамотности и подготовиться ко взрослой жизни. Разговаривали о контрацепции и сексуальном развитии.

Обе мои подопечные имели подруг. С ними за компанию было легче разговаривать, чем нам вдвоем. С одной стороны, такие встречи проходят лучше, если есть еще кто-нибудь. С другой - для развития доверия важно пространство, когда вы играете вдвоем. Я приносила пластилин и настольные игры. Чаще всего проводим время с братьями и сестрами моей подопечной: все дети хотят внимания. Хотелось бы чаще иметь возможность уединиться, но пока складывается так, как складывается.

Может быть и карьерное наставничество – помогает детям определиться с профессией. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

Может быть и карьерное наставничество – помогает детям определиться с профессией. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

- Дети ждут общения с вами?

– Да, просят что-то им принести. Но здесь подход таков: лучше, когда вы приходите налегке и ребенок ждет вас, а не подарки. Иногда наставник приносит какие-нибудь чипсы или шоколадки, но лучше так все же не делать. А вот на праздники приносить подарки можно. Я приносила своим девочкам цветы, им очень нравится.

- Бывает, что другие дети завидуют вашему общению? Не ко всем приходят наставники.

- Очевидно, что это так: к кому-то приходят, что-то дарят, к другим - нет. Кто-то думает: "а у меня нет наставника". А им тоже хочется внимания. Я очень много времени уделяю сестренкам своей подопечной, стараюсь, чтобы мы вместе играли, но с акцентом на своего ребенка.

- Вы говорите, что ваше наставничество заканчивается, когда ребенку исполняется 18, заканчивается ли на этом и ваше общение?

- Дети иногда говорят, что они вышли из детского дома, звучит так, будто вышли из тюрьмы. Я говорю, что это "выпуск". В моем случае ребенок был закрыт. Оно и понятно: его поведение – результат его опыта. Пытаюсь говорить, что я остаюсь, готова делать все, кроме того, чтобы не давать ей деньги. Это мы с ней уже проходили. Раньше я могла дать средства на что-то важное – лекарство, транспорт, связь – сейчас уже нет.

Пытаюсь выходить на связь, показываю, что могу помочь с тем и тем. Если не хватает на транспорт, мы можем рассчитать расходы. Договорились встретиться перед Новым годом, но встреча не состоялась: она не пришла. Наставники должны быть готовы к такому развитию событий, и это тоже приходит с опытом.

Раньше я очень переживала, говорила, что я плохая наставница, у меня что-то не выходит. Но иногда моя "выпускница" пишет мне по какому-то личному вопросу – о гинекологе или об отношениях. Она все-таки воспринимает меня как человека, которому можно довериться, идет со мной на контакт. Однако у нее избегающий тип привязанности, поэтому постоянным и крепким контакт быть не может. В нашем случае требуется длительная работа с психотерапевтом. А я не брат-сестра-отец или воспитатель. Я учитель. А значит, буду рядом, когда ей нужна.

А иногда нужно просто поиграть с детьми в игры. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

А иногда нужно просто поиграть с детьми в игры. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

"Наставник – не кошелек, не учитель, а безопасный взрослый друг"

Умение социализироваться ложится в основу любого взаимодействия ребенка с миром за пределами заведения

Координатор проекта «Наставничество» Юлия Прийма говорит, что главная цель этой программы - помочь детям социализироваться и адаптироваться к самостоятельной жизни, а все начинается с того, что наставник устанавливает с ними доверительные отношения. Поэтому важно, чтобы наставники становились и оставались для детей, в первую очередь, взрослыми безопасными друзьями.

Юлия Прийма и по собственному опыту знает, что значит быть наставником для ребенка. Эта девочка уже нашла свою семью. Фото: личный архив Юлии Приймы

Юлия Прийма и по собственному опыту знает, что значит быть наставником для ребенка. Эта девочка уже нашла свою семью. Фото: личный архив Юлии Приймы

- В нашей организации, кроме программы наставничества, действуют также программы социального репетиторства и спонсорства, чтобы поддержать ребенка в обучении и развитии его талантов, а также программа "Шаг", которая помогает подросткам узнать о разных профессиях и определиться с профессиональными планами. Так что наставнику не нужно становиться учителем или финансовым благотворителем для ребенка, а можно и нужно сосредоточиться именно на наставничестве.

Важно, чтобы ребенок научился доверять. В связи с большим количеством травм, которые дети получили в течение своей жизни, они боятся доверять и ко всему относятся с недоверием. Поэтому наставнику важно быть терпеливым и принимать ребенка таким, какой он есть, помня, что его поведение формирует, что ему пришлось пережить в прошлом и с чем он имеет дело сейчас.

– А как с бытовыми навыками? Многие дети не знают даже, как пользоваться стиральной машиной или общественным транспортом.

– Конечно, все очень зависит от ребенка и заведения, где он находится. Некоторым нужно объяснять, казалось бы, простые бытовые вещи, например, как приготовить себе поесть: ребенок, всю жизнь проживший в институционном заведении, может не задумываться над тем, как появляется готовая пища.

У детей, имеющих опыт проживания в семье, обычно уже есть определенные бытовые навыки. Но и тем, и другим нужно учиться разрешать конфликтные ситуации, договариваться, справляться со своими эмоциями, формировать и выражать собственные желания и мысли. И в этом им тоже помогают наставники, используя свой жизненный опыт.

Мы постоянно контактируем с наставниками, реагируем на их запросы, организовываем встречи с экспертами, например, с психологами, сексологами, специалистами по коммуникациям. И наставники могут использовать эти знания в общении с детьми.

– Кто приходит к вам как наставник? Обязательно, чтобы у этого человека были свои дети?

– Вообще наставником может стать человек от 18 лет. У нас есть несколько наставников студенческого возраста, остальные – старше. Важны жизненный опыт желание стать наставником и мотивация. Кто-то приходит с мотивацией сделать что-нибудь хорошее, чтобы удовлетворить свое эго, ожидая благодарности и признания. В таком случае наставничество – это не та деятельность, которой следует заниматься этому человеку. К счастью, большинство людей идет в наставничество с мотивацией: "мне есть чем поделиться, я могу и хочу просто помочь" – и это хорошая мотивация.

Что касается детей, то для желающих стать наставниками наличие собственных детей не обязательно. Но в таком случае немаловажную роль играет опыт обращения с детьми. К примеру, если человек волонтерит, преподает в школе или работает воспитателем, отсутствие своих детей не будет препятствием.

– Что изменилось после начала полномасштабного вторжения?

– Прежде всего, часть детей была вывезена за границу из соображений безопасности. Их связь с наставниками оборвалась. Так, например, девочку, чьей наставницей я была, взяли в детский дом семейного типа в январе 2022-го, а когда началось полномасштабное вторжение, они в полном составе уехали в другую страну.

В таких условиях сложно поддерживать отношения в формате наставничества: это расстояние, это время... Да и, к счастью, ребенок обрел новую семью. Поэтому мы продолжаем время от времени общаться через соцсети как товарищи.

Еще один важный момент: в 2024-м создана Рабочая группа (см. Конкретно) по наработке нового законопроекта о наставничестве. Поэтому мы надеемся, что наставничество станет обязательной социальной услугой, которая будет доступна для всех детей, из разных социальных категорий, которые нуждаются в индивидуальной поддержке и помощи.

Иногда важно учить детей бытовым навыкам – как вот готовить. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

Иногда важно учить детей бытовым навыкам – как вот готовить. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

"Сначала ребенок боится доверять, поэтому нужно время и терпение"

– А что будет, если наставник поймет: это не мое и решит завершить наставничество?

– Когда человек решает, что готов быть наставником, получает такое разрешение и есть ребенок, которому он может помочь, – подписывается трехсторонний договор сроком на 1 год. Конечно, по тем или иным причинам наставник может захотеть расторгнуть договор. В этом случае мы должны понимать, можем ли повлиять на сложившиеся обстоятельства.

Если дело, например, в коммуникации с ребенком, пытаемся ее наладить. Большинство вопросов действительно можно решить, спокойно сев и просто поговорив.

Если это жизненные обстоятельства, когда у наставника не остается ни времени, ни ресурсов, он должен заранее предупредить ребенка о завершении им наставничества и объяснить ему, что это не его вина. Это важно, поскольку дети и так обычно обвиняют себя в том, что оказались в детском доме. А резкий разрыв отношений они могут трактовать как подтверждение того, что это с ними что-то не так, что они снова сделали что-то неправильно. Поэтому нужно бережно и мягко завершить эти отношения. Мы со своей стороны также проговариваем эту ситуацию с ребенком,

"Если ребенок хочет иметь нового наставника, подбираем ему другого человека"

- Достаточно наставников для всех детей? И как проходят встречи?

- Относительно Львова, не так много заведений открыто к наставничеству: это не обязательная социальная услуга. Поэтому так важно создание Рабочей группы по наработке нового законопроекта о наставничестве, о которой я упоминала ранее.

Есть заведения, готовые принять наставников, но у них на воспитании – 50 мальчиков. Как показывает практика, 95% наставников – женщины. И когда мужчин так мало, я не могу привести в это заведение только двух-трех наставников. А сейчас привлечь мужчин к наставничеству гораздо труднее, чем это было до полномасштабного вторжения. Для меня дилемма, как быть в этой ситуации.

Конечно, женщины тоже могут быть наставниками для мальчиков, но для этого у них должны быть свои дети-мальчики и разница в возрасте с подопечным не менее 15 лет. Так что мальчикам сложнее найти наставников.

С другой стороны, некоторым из наставников приходится ждать полгода и больше, пока найдется ребенок, которому подходит именно этот наставник.

– Кстати, наставник может сам выбирать ребенка?

– Нет, наставник ребенка не выбирает. Я, как координатор, говорю с воспитателем, психологом, с людьми, знающими детей, общаюсь с каждым ребенком. Дети заполняют анкеты, я рассказываю, что такое наставничество, для чего оно нужно. С одной стороны, я узнаю детей, с другой – наставников, ведь провожу с ними собеседование, поближе знакомлюсь во время 4-дневного тренинга. И тогда я думаю над тем, какой наставник какому ребенку может подойти.

При формировании пар учитываются не только общие интересы детей и наставников, но и их особенности характера, темпераменты, взгляды на жизнь, убеждения и что очень важно - потребности этих детей. При необходимости к принятию этого решения я привлекаю воспитателей и психолога, советуюсь с социальными службами.

- Может наставник выходить с ребенком гулять, ходить в кино, оставить его дома с ночевкой?

– Можно и так, и так, но все зависит от заведения. Одни заведения спокойно отпускают ребенка на прогулку, не запрещают наставнику брать ребенка домой (для этого предусмотрена отдельная процедура). Другие же – четко ограничивают время для общения и не позволяют покидать территорию заведения.

– А как дети реагируют на наставников?

– Очень по-разному. Чем дольше человек работает наставником, тем сильнее связь формируется с ребенком. Бывает, эта связь становится такой крепкой, что сохраняется даже после достижения ребенком совершеннолетия: их отношения выходят на уровень равноправных друзей – они продолжают общаться с наставником, вместе развиваются.

Бывают пары, где не все идет гладко. На формирование отношений между наставником и ребенком влияет много факторов, например, насколько травмирован ребенок и как наставник с этим справляется. Не могу сказать, что когда наставник приходит к ребенку, становится центром его мира и ребенок на него молится.

На первых этапах наставник воспринимается как очередной волонтер из многих приходивших ранее. Ребенок боится ему доверять и не хочет привязываться, чтобы еще раз не переживать горькую потерю. Поэтому нужно время и способность принимать ребенка таким, какой он есть, а не стремиться его изменить. Наставник может предоставлять информацию, которой готов поделиться с ребенком, но за ним остается выбор - использовать эту информацию или нет.

Для наставников организуют разные тренинги, встречи с психологами и другими специалистами. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

Для наставников организуют разные тренинги, встречи с психологами и другими специалистами. Фото: ФБ Care in Action - Забота в Действии

Конкретно

Что такое наставничество

Наставничество – это добровольная безвозмездная деятельность наставника по предоставлению ребенку, проживающему в учреждении, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни.

Выделяют три направления наставничества:

  • профориентация и приобретение профессиональных навыков,
  • помощь в обучении,
  • социализация и адаптация к самостоятельной жизни.

Как это работает

Положение о программе наставничества было издано Кабинетом Министров Украины в 2017 году. Сегодня эта программа на государственном уровне действует официально. Ее помогают реализовывать областные и локальные центры социальных служб.

Важно: в программе наставничества подбирается не ребенок наставнику, а наставник – ребенку.

Этап 1

Задача областного центра социальных служб – информировать людей об этой программе, отбирать кандидатов, проводить обучение, после которого кандидаты могут стать наставниками. К этой работе областные центры могут привлекать организации, имеющие опыт и компетенции. Как, например, ОО "Забота в действии". Они общаются с кандидатами, проводят обучение. После того как областной центр дает соответствующие выводы, люди официально становятся наставниками и попадают в список ожидания, когда появится ребенок, для которого они могли бы стать наставником.

Этап 2

Вторая часть реализации программы – подбор ребенка, первый контакт с наставником, помощь во взаимодействии с заведениями, сопровождение наставничества и т.д. Эта часть программы возлагается на локальные центры социальных служб, которые также могут сотрудничать с общественными организациями и благотворительными фондами.

Так, ОО "Забота в действии" сотрудничает со львовским "Джерелом" и сопровождает 28 наставников.

Что нового

В августе 2023 года был создан Координационный центр по развитию семейного воспитания и ухода за детьми. Он содействует реформе перехода от интернатной модели к семейным формам воспитания детей, а также поддерживает развитие программы наставничества.

Результатом совместных усилий Координационного центра по развитию семейного воспитания и ухода за детьми, Офиса детей и молодежи "Діймо", ГС "Ассоциация наставничества детей и молодежи" и организаций, реализующих программу наставничества в разных городах Украины, стали рекомендации по улучшению этой программы, а также создание в декабре 2024 года Рабочей группы по наработке нового законопроекта о наставничестве, которой и были переданы эти рекомендации.