Открытие собора Парижской Богоматери после реконструкции явилось событием мирового масштаба. С полсотни руководителей разных государств и правительств собрались в столице Франции, чтобы почтить восстановленную после пожара памятку. На церемонии присутствовал и наш президент Владимир Зеленский.
А между тем в центре Киева продолжает разрушаться наша жемчужина неоготики – костел святого Николая. Он не такой древний, как Нотр-Дам, и не имеет легенды об очаровательной девушке и горбуне, но является одним из самых красивых сооружений украинской столицы, памятником архитектуры национального значения и святыней, которая прошла через много страданий.
Храм полностью не восстановился после пожара 2021 года. Обещанная реставрация не началась. Три десятка лет римско-католический приход просит государство передать костел в управление верующим, чтобы те могли восстановить его и беречь, но… О том, что происходит с храмом, Коротко про рассказал настоятель прихода святого Николая отец Павел Вышковский ОМИ (Миссионер Облат Непорочной Марии).
- Отец Павел, много лет вы пытаетесь вернуть храм в ведение прихода. Но вопрос, насколько можно понять, до сих пор не решен?
– Вы правильно понимаете. После провозглашения независимости Украины верующие начали собираться на лестнице бывшего планетария, что исторически был и есть собором святого Александра, и Дома органной музыки, что исторически был и есть костелом святого Николая. Они требовали вернуть свои святыни.
Собору святого Александра больше повезло. Коммунисты превратили его в планетарий и Музей атеизма, а когда Союз распался, то и предмет атеизма распался. В январе 1991 года Киевский городской совет передал храм римско-католической общине. То же обещали и в отношении костела святого Николая. Мол, подождите год-два. Ждали… В начале января 1992 года в костеле возобновили богослужение, но он оставался концертным залом.
Об официальном, юридически оформленном возвращении храма заговорили во время визита в Украину Папы Иоанна Павла II, который посетил костел святого Николая 25 июня 2001 года. Тогдашний глава государства Леонид Кучма пообещал это главе Ватикана. Впоследствии президент Виктор Ющенко распорядился, что до 1 июля 2005 года костел должен быть передан приходу. Это произошло 19 декабря 2004 года – в День святого Николая по старому календарю.
– С тех пор прошло уже 20 лет.
– Да, и все это время находились какие-то причины не выполнять обещанное. Сначала искали и не могли найти, куда перенести орган, а затем произошел пожар 3 сентября 2021 года – загорелась электропроводка, которая была в таком состоянии, что ее нужно было менять еще 15 лет назад. Затем будто бы произошел толчок – Минкульт и приход подписали меморандум, что до 1 июня 2022 года костел вернут верующим.
Но снова ничего не произошло. 6 декабря 2023 тогдашний временный глава Минкульта Ростислав Карандеев подписал приложение к упомянутому меморандуму, перенеся обещание вернуть храм на 1 мая 2024 года. Если раньше причиной был орган, потом пожар, потом - начало войны, то теперь оказалось, что некуда переселить Дом органной музыки.
- Май тоже давно прошел, почему опять промедление?
– Я думаю, что этот вопрос нужно адресовать Минкульту. Версия такова, что переселять Дом музыки собирались во флигель Октябрьского дворца, но за это здание продолжаются судебные процессы. Объясняли этим. Но с элементарной точки зрения уже 3,5 года Дом музыки не привязан ничем к храму, потому что нет органа. Музыканты работают в помещении рядом с храмом. Там проходят репетиции, а выступают они регулярно по разным другим площадкам Киева.
Мы не раз и не два посылали Министерству культуры предложение создать рабочую группу для решения вопросов передачи храма общине, чтобы заниматься его спасением. Мы готовы. У нас есть попечительский совет – это 27 известных архитекторов, ученых, юристов с титулами, мы найдем средства. Только дайте нам делать то, что нужно делать. Но за девять месяцев не получили от чиновников ответа. С момента подписания меморандума у нас уже третий глава Минкульта, но ситуация не меняется. Мы сделали первые спасательные работы, вложили в них до 10 миллионов гривен прихожан, потому что зданию был бы конец. У нас есть ключи от храма, но нет никаких документов.
- Правда или нет, но есть поверье, что с тех пор, как на возведении костела погиб молодой строитель, храму суждена тяжелая судьба. Когда коммунисты отбирали его у мирян, священники подверглись ужасным преследованиям.
– Храм строили на протяжении 10 лет, и после этого еще последующие 19 лет он действовал как католическая святыня. А дальше действительно начались трагические времена. Настоятеля прихода отца Иосифа Жмигродского отправили в Соловецкие лагеря, где он и погиб. Последнего настоятеля Сигизмунда Квасневского в 1938 году замучили на электрическом стуле в подвалах НКВД в Киеве. Группу прихожан, в частности главу строительного комитета Леонарда Янковского, сначала держали в тюрьме в Киеве, а затем - на Холодной Горе в Харькове. Янковский умер после пытки «на перчатку». Это когда в ведро с кипящим маслом погружают голую руку и кожа слезает, как перчатка. Дальше заражение, гангрена, я уже не говорю об адской боли, которой испытывает подвергшийся пытке человек.
На этой крови коммунисты закрыли храм, устроив в нем склад. Дальше здесь держали архив. А перед Олимпиадой 1980 года, матчи которой должны были проходить в Киеве, такие себе культурные коммунисты решили превратить храм в Дом органной и камерной музыки.
- Вы говорили, что загоревшуюся в 2021-м проводку должны были поменять лет 15 назад. Кто-то понес ответственность?
– Из того, что мне известно, нет. Да я и не могу винить балансодержателя. Они вроде бы просили средства на ремонт, им отказывали. А выделяемых средств хватало только на документацию и налоги. В вопросе сохранения храма государственная бюрократическая машина крутилась медленно и очень экономно.
– О завершении противоаварийных работ тогдашний министр Александр Ткаченко объявил 31 января 2022 года. Но состояние здания как называли, так до сих пор и называют аварийным.
– Это были первоочередные противоаварийные работы, за которые отвечали Минкульт и Дом органной музыки. Они заключались в том, что разбитые окна заклеили пластиком, задули пеной, которая за три года уже высохла. Повесили защитную сетку внутри под потолком и попробовали смыть сажу на стенах. 650 000 литров воды на них вылили, а на пол уложили черную плитку. Это, знаете ли, так по-нашему: помыть стены, ну а то, что смылось, прикрыть.
Оно вроде бы хорошо получилось для картинки в СМИ – стены мокрые, пол чистый. А мы, когда прошли по храму, сразу услышали запах плесени. Подняли плитки, а там на паркете хозяйничает грибок! Начали все вычищать, чтобы плесень не перекинулась на колонны. Еще восемь 8 грузовиков мусора из подвала пришлось вывезти.
- В прошлом году верующие устроили под Минкультом акцию – принесли камни, падающие из храма. В Киеве немало более старых построек. Почему такая беда именно с костелом?
– Долго искать ответы не надо. Помните, как с костела сняли кресты, и это было уже при независимой Украине? В 2000-х годах рядом с храмом начали строить бизнес-центр, связываемый с Дмитрием Табачником. Вырыли котлован, и вскоре один крест полетел. Когда поставили подмости и делали будто бы «реставрацию» фасада, то вместо того, чтобы тот крест поставить на место, второй тоже сняли. Там должна была быть охранная зона в 25 метров, а по факту - и нескольких нет. Это во-первых.
Во-вторых, рядом с нами канал водоотвода. Когда построили этот бизнес-центр, почти вся вода пошла под храм.
В-третьих, под храмом проходит ветка метро, то есть постоянно происходят большие вибрации. Более того, при прокладке тоннеля обрезали сваи, на которых стоит храм. То, что он стоит, это уже чудо.
Есть и историческое объяснение. Жена архитектора Городецкого, который был руководителем строительства, имела цементный завод. Впервые в истории Киева при строительстве костела были использованы железобетонные сваи и, собственно, цементобетон. А это была не та строительная смесь, которую сейчас возят в специальных мешалках, это было экспериментальное использование.
Храм был обречен, чтобы им занимались, восстанавливали или защищали консервацией. А когда это не делается, а только готовится документация, то здание рушится, потому что в щели затекает вода. Лет 15 назад вроде как делали ремонт фасада – полтора года стояли леса. А по факту просверлили дыры и чем-то замазали. Отчитались, что освоили выделенные средства, как в январе 2022-го Александр Ткаченко отчитался о противоаварийных работах.
- Вы рассчитываете, что в ближайшее время что-нибудь решится, или будете ждать конца войны?
- Надеемся, что новый глава Минкульта двинет дело с места. А если нет – это суд, к которому мы уже готовы. Мы всегда говорили и говорим, что приход, который строил храм, лучше всего позаботится о его сохранении. Что система, в которой вроде бы выделяются средства, а потом куда-то деваются, не поможет. Вокруг костела уже сплетничают, будто кто-то наложил лапу на его землю, хочет возвести многоэтажку, я это и комментировать не хочу. Но если сохранение архитектурного и религиозного памятника национального значения блокируется и блокируется, возможно, кто-то имеет в этом интерес.
Верующие до сих пор продолжают работать над восстановлением храма. Фото: facebook.com/st.nicholas.kyiv
– А какая окончательная судьба органа? Одни писали, что он уничтожен полностью, другие - что еще можно восстановить.
– От органа осталась куча мусора, и ее куда-то вывезли. Дом музыки получил новый орган из-за границы, его планируют разместить во флигеле Октябрьского дворца.
– Костел открыт для посторонних посетителей, туристов?
- Открыт каждый день. Когда свет отключают, мы вывешиваем фонарь.
– Известно, что с началом полномасштабного российского вторжения вы открыли в костеле гуманитарный хаб. А сейчас в День святого Николая освятили реабилитационный центр.
– Да, мы не уехали из Киева, когда его окружил враг. Молились, помогали людям. В Черниговскую, Киевскую и другие области передали более 350 тонн гуманитарной помощи. Когда под Киевом взорвали мосты, собственноручно переправляли на лодках продукты в Чернигов.
Что касается центра, то когда мы живем в режиме войны, каждый приход должен помогать раненым людям, которых становится все больше. Даже те, кто не был задействован в боевых операциях, травмированы, нервничают, душевно расшатаны. Многие потеряли родных на этой войне. В нашем приходе уже восемь матерей, похоронивших сыновей, они особенно страдают. Поэтому мы создали центр христотерапии.
Это не только психотерапия, но несколько больше. Мы поддерживаем людей, опираясь на помощь Иисуса Христа. Даже если война завершится, а мы молимся, чтобы побыстрее пришел справедливый для Украины мир, людям нужна будет поддержка еще много лет.
Также наш приход поддерживает внутренних переселенцев. Сейчас дети прихода собирают сладости, канцелярию на время адвента – Рождественского поста. Мы поедем в Мощун, в детские дома, где еще не побывал Николай, потому что не было такой возможности.
Дело восстановления храма важно, но еще более важны люди, для которых святой Николай творил добро. От власти мы хотим, чтобы она выполнила свои обязательства, и ничего больше. Чтобы она позволила нам сделать то, чего уже много лет не сделала сама, – позволила спасти неоготическую жемчужину для Киева, Украины и мира, как это произошло с кафедральным собором Нотр-Дам.
Сегодня в костеле также работает гуманитарный хаб и пункт несокрушимости. Фото: facebook.com/st.nicholas.kyiv
Костел святого Николая часто называют «творением Городецкого», но знаменитый киевский архитектор не был единственным автором этой неоготической красоты. Для строительства нового храма был выбран проект 24-летнего студента из Киева Станислава Воловского, но он был слишком молод, чтобы возглавить строительство, даже не имел еще диплома.
Средства на храм собрала польская община Киева. Ее представители и пригласили Владислава Городецкого руководить работами. Заодно зодчий талантливо доработал проект Воловского, став его соавтором. Работы начались в 1899 году, а в 1904 году Городецкий чуть не оказался за решеткой. Его обвинили в гибели упавшего со лесов 18-летнего строителя. Первая экспертиза подтвердила вину архитектора, но Городецкий потребовал повторную, и вошедшие во вторую комиссию коллеги его оправдали.
За свое существование костел пережил два пожара. Первый вспыхнул во время Второй мировой – в 1943 году, когда Киев еще был занят немцами. По одной из версий, в храм, который уже более десяти лет использовали как склад, попал советский артснаряд. После ремонта костел был переоборудован под архив Киевской области.
Полную реставрацию здания провели перед Олимпийскими играми. Тогда же на месте алтаря разместили концертный орган, изготовленный известной чешской фирмой Reiger-Kloss, оборудовали гардеробы и зрительный зал. Как Дом органной и камерной музыки костел открылся за год до начала Олимпиады.