Правительство решило всерьез позаботиться о количестве населения в Украине. Тенденции пугают: ведь, по подсчетам Кабмина, сейчас нас всего 38,5 млн, и скоро будет еще меньше.
В Кабмине одобрили Стратегию демографического развития Украины на период до 2040 года. Это план преодоления ключевых вызовов, обострившихся из-за российской вооруженной агрессии: внешняя и внутренняя миграция, резкое снижение рождаемости, повышение уровня преждевременной смертности, разбалансирование рынка труда.
В документе предусмотрено, что стратегия будет реализоваться поэтапно. Первый план мероприятий на 2024-2027 годы должен быть разработан уже в течение месяца. Из чего вообще складывается эта стратегия и реалистично ли такое планирование в разгар войны, интересовалась журналист Коротко про.
Сама стратегия занимает 27 печатных страниц, большинство из которых посвящены описанию текущей ситуации и прогнозам. Выглядит грустно. По оценкам Института демографии и проблем качества жизни НАНУ, к 2041 году население Украины может сократиться до 28,9 миллиона человек, а к 2051 году - до 25,2 миллиона. Это против 48,5 миллиона, которые насчитали во время последней переписи в 2001 году.
По последним данным, за границей находится 3,48 миллиона украинцев, выехавших из-за войны и не вернувшихся. К этим потерям прибавляется 1,2 миллиона, которые, по информации из Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, были вывезены или добровольно уехали в РФ или Беларусь. На территорию России незаконно вывезено не менее 19,5 тысячи детей.
"Демографический кризис также усугубляется фактическим разграничением между двумя демографическими процессами - на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме, и на временно оккупированных территориях, фактически попавших под влияние посторонних демографических факторов", - говорится в документе.
Вызовы и угрозы усиливаются из-за превышения количества умерших над количеством новорожденных, гибели на фронте, масштабной трудовой миграции, часто переходящей в постоянную, невозможности в результате боевых действий оказывать людям своевременную и качественную медицинскую помощь.
Впрочем, приводятся и примеры, которые должны вызвать оптимизм по поводу возможности преодолеть негативные демографические тенденции и вернуть мигрантов. Среди таких названы "удобные и часто уникальные цифровые государственные сервисы", доступная медицина, значительно большая свобода в выработке и принятии решений, чем во многих других странах, относительно доступная стоимость жизни, богатое культурное наследие, сравнительно теплый, но при этом не засушливый климат, большие просторы и доступные для культивирования земельные площади.
Также в документе есть расчет, что после прекращения или отмены военного положения в Украине начнется восстановление экономики и инфраструктуры, откроется много возможностей для карьерного роста и профессиональной самореализации. Украина, по мнению разработчиков концепции, может стать центром развития военных технологий, услуг по реабилитации и протезированию. Потребность в восстановлении и строительстве транспортных сетей, жилых и коммерческих объектов, энергетической инфраструктуры создаст огромный спрос на специалистов и рабочих, которые смогут занять стабильные и хорошо оплачиваемые позиции. Относительно финансовой реализации планов есть, в частности, расчет на "меры по привлечению инвестиций, гуманитарной и международной технической помощи..."
(Оптимизм разработчиков и правда поражает. Ну, дай бог нашему теленку волка съесть. - Ред.)
Стратегия рассчитана на сценарий изменений, который позволит к 2040 году вывести Украину на уровень 33,9 миллиона населения (против 28,9 при условии инерционного сценария, если ничего не планировать). В документе поставлены шесть стратегических целей.
Ключевым инструментом для достижения цели является ситуация, когда количество прибывающих в страну преобладает над количеством выбывших. Речь идет прежде всего о возвращении украинцев, проживающих за границей. Как выехавших из-за войны, так и тех, кто раньше был в составе диаспор.
Миграционная политика в будущем может также распространяться на привлечение иммигрантов – иностранцев, которые прибудут к нам для постоянного проживания. Одним из инструментов такого привлечения авторы стратегии видят студентов-иностранцев, частично адаптирующихся в Украине, изучающих язык, налаживающих социальные связи.
Здесь ключевым условием названа способность самостоятельно обеспечивать свои базовые потребности без зависимости от государственной помощи или внешних источников дохода. Речь идет о системе социальных услуг, которыми обеспечивается: предотвращение отказов родителей от детей, поддержка приемных семей, улучшение репродуктивного здоровья нации, формирование среды, дружественной к семьям с детьми, создание благоприятных условий для сочетания отцовства с работой или учебой и т.д.
Здесь тоже все достаточно прозрачно. Прежде всего, популяризация здорового образа жизни и ответственности за собственное здоровье, раннее выявление и предупреждение болезней, которые чаще всего приводят к преждевременной смерти, повышение уровня доступности и качества медицинской помощи, сохранение человеческого достоинства и высокого уровня качества в период болезни и лечения, развитие инфраструктуры для здорового досуга.
Эта цель связана с масштабным восстановлением, которое должно начаться после войны и дать мощный толчок для новых возможностей и карьерного развития специалистов разных профессий. Разработчики стратегии отмечают регулярный мониторинг спроса на рынке труда и адаптацию под него образовательных программ. Также государство должно способствовать возвращению на рынок труда пожилых людей, лиц с инвалидностью, внутренне перемещенных лиц, ветеранов. И при этом повышать уровень трудоустройства молодежи после завершения учебы.
Речь идет о том, что старение населения в Украине будет прогрессировать и дальше, как бы успешно все ни развивалось. Общество должно это понять, воспринять, пристроиться и использовать в свою пользу. Для этого необходимо: обеспечить поддержку здоровья и благополучия пожилых людей (в Украине они считаются с 60 до 75 лет), создать условия для их самореализации в профессиональной сфере и активной жизнедеятельности.
В стратегии учтено, что даже после завершения полномасштабной вооруженной агрессии нам придется соседствовать с двумя авторитарными странами, поэтому должны быть готовы к повторному нападению. Исходя из этого предлагается разработать политику в отношении расселения - определить термин "территории рискованного проживания" и уровень целесообразности заселения таких территорий с учетом, в частности, потребностей сил безопасности и обороны.
Также ставятся задачи: формирование безопасной окружающей среды, повышение уровня доверия граждан к государству, обеспечение безбарьерности на всех объектах жилищной и социальной инфраструктуры, развитие механизмов обеспечения жильем граждан в соответствии с их потребностями и возможностями, доступность и качество инфраструктуры, дружественность среды к человеку.
Оценщиком текущих результатов реализации стратегии назначено Минсоцполитики, которое должно готовить ежегодные отчеты по количеству населения, его приросту, коэффициентам рождаемости и смертности и так далее.
Учитывая сегодняшние реалии, некоторые постулаты стратегии кажутся слишком оптимистичными, если не фантастическими.
- Относительно качества, реалистичности и непрогнозируемости из-за войны вопрос есть. Но такая стратегия нужна, - считает заместитель директора Киевского международного института социологии Антон Грушецкий. – Это привлечение внимания и понимание, что такие вопросы важны. Если игнорировать демографический кризис, то через 10-15 лет возникнет такая большая проблема, что тогдашнее правительство просто не будет знать, что делать.
Социолог обращает внимание, что в стратегии речь не идет о финансовом поощрении рождаемости.
– И это правильно, потому что увеличение государственной помощи дает кратковременный эффект, мы это уже проходили. Люди больше думают не о том, сколько им дадут денег при рождении ребенка, а о среде безопасности, о том, как дальше сможет развиваться семья. Важна именно инфраструктура – детские сады, школы. Все это пока есть в районах со старой застройкой, а в новостройках такие заведения преимущественно коммерческие, устройство ребенка стоит больших денег. Одноразовая помощь ничем не поможет, нужно разветвлять сеть государственных садов и школ.
Эксперт также считает, что справедливо поднят вопрос о возможности сочетания работы или обучения с отцовством.
- Есть большая несправедливость, что мать или отец должны брать большой перерыв, потому что в садах нет ясельных групп. Возвращение на работу после декрета законом гарантировано, но сейчас технологии развиваются очень быстро, и у человека возникает отставание во времени. Некоторые женщины намеренно откладывают рождение ребенка, чтобы утвердиться в профессии.
Что касается исправления демографической ситуации за счет иммигрантов, то этот вопрос обсуждается в обществе.
– Есть те, кому такая цель мало понравится, но факт есть факт. Если мы не хотим рожать, то кто-то должен рожать для нас. В Европе отошли от традиций многодетности, – отмечает Антон Грушецкий. – Люди распробовали кокосовый латте, ИТ-сферу, путешествия по миру. Чтобы вести такую жизнь, два ребенка и даже один считаются нормой.
Что касается других положений стратегии, то, по мнению социолога, их осуществимость сейчас трудно оценить. Да и какие-либо стратегии не имеют гарантий реализации. Но говорить о проблеме и думать, как ее преодолеть, нужно.