О переходе украинских школ на 12-летнюю форму обучения говорилось давно, а сейчас идея приобрела конкретные очертания. Уже с 2027 года учебный процесс будет построен по-другому. Коротко про – о том, как к идее добавить в программу еще один школьный год относятся дети и родители.
Школьную систему предлагается менять следующим образом.
Новый закон об образовании делит период обучения в школе на три этапа – начальная школа (1-4 классы), средняя школа (5-9 классы) и профильные лицеи (10-12 классы). Переход на новую форму уже идет: с 2018 года начался переход для начального образования, с сентября 2022-го – для базового среднего, а с 1 сентября 2027 года появится профильное среднее образование. В 2030 году в Украине состоится первый выпуск из 12-го класса.
По заверениям МОН, ученики смогут сами выбирать себе предметы и профили обучения. Со следующего года проект запустят в 30 пилотных лицеях, а потом распространят его и на другие. С 2027 года ученики 10-12-х классов будут выбирать себе профиль в зависимости от интересов.
- Обучение после 9-го класса разделится по двум направлениям: академическое и профессиональное, то есть ученики должны выбрать либо академический лицей, либо учреждение профессионального/специального образования и продолжать обучение там, - сообщили в министерстве.
Проще говоря, кроме посещения школы, ученики должны бывать и в лицеях, выбирая себе профиль обучения. Ежегодно на лицеи выделяется определенное количество часов: так, в 10-м классе необходимо провести там 140 часов в год, в 11-м – 315 часов, в 12-м – 420 часов, изучая выбранные предметы. Никто не отменял и обязательные: украинский язык, математику, историю, иностранный и т.д. Так же будет проходить и подготовка к ВНО.
В профессиональных/профессионально-технических учреждениях образования школьники начнут сразу получать профессию и идти работать. Пока эта часть реформы сильно напоминает уже имеющиеся училища и техникумы, куда идут и после 9-го класса, и после 11-го.
И если с техникумами все ясно и понятно, то организовывать лицейскую работу для школьников придется если не с нуля, то с самого низа. Необходимо создать целую сеть лицеев нового формата, которые будут далеко не в каждой громаде. По опросам и социсследованиям, больше половины глав территориальных громад готовы создавать академические лицеи на своей территории, даже если в громаде живет менее 1200 человек, но как это сделать, если боевые действия могут прийти в любой уголок страны? Да, студенты и ученики готовы ездить на учебу в лицей в другой громаде, но как представить этот процесс физически, где брать, например, транспорт туда и обратно?
Насколько все это необходимо – показывает опрос Минобразования и науки Украины, по которому лишь 11% родителей поддерживают идею 12-летней школы, а 25% - категорически против. Еще 35% - скорее "против", чем "за".
Из учеников, как свидетельствует опрос, будут счастливы учиться еще один год в школе 25%, а искренне негодуют из-за добавленного года 18%. Подавляющее большинство подростков – 43% - относятся к реформе нейтрально.
- Единственное, что мне нравится во всем этом – выбор предметов для обучения. То есть я могу сосредоточиться на любимых предметах и легально не ходить на нелюбимые? – интересуется выпускница будущего года ивано-франковского лицея Дарина Седлецкая. – А если я пока не знаю, кем хочу быть? Вот сейчас я думаю: пойти на журналистику, на психологию или на управление персоналом? В 9-м классе я тем более не знала, кем буду и какие предметы мне нужны. И многие мои одноклассники тоже.
Мама девочки считает, что реформа школьного образования могла бы легко подождать несколько лет – у государства сейчас должны быть другие задачи.
- Я заканчивала школу в 1994 году, и с 9-го по 11-й классы у нас было профильное обучение. Был физматкласс, химбиокласс, гуманитарный и общеобразовательный. То есть нам предложили готовиться к будущей профессии, углубленно изучать необходимые предметы. Но это не отменило алгебру в гуманитарном классе и иностранные языки в физмате. В итоге, учеников в общеобразовательном, обычном, классе было больше, чем в других. Мы себя в шутку называли «неопределившиеся». И из физматкласса единицы пошли учиться по профилю, из химбиокласса – два человека попытались поступить в медицинский. Остальные пошли кто куда, а я, в частности, на филфак. Замысел той реформы остался не совсем ясен, и эту я пока не понимаю, - говорит Мария Седлецкая.
Теоретически идею понимают многие, практически – мало кто из родителей и учащихся. Да, исследования Киевского международного института социологии (КМИС), проведенные среди 80 тысяч респондентов из 300 территориальных громад во всех (!) регионах Украины, показывают поддержку реформы в 70-80%.
Конечно, хотелось бы узнать поточнее, как реформу средней школы оценивают именно ученики и преподаватели в Донецкой и Луганской областях, в части Херсонской и Запорожской областей – тех, что подконтрольны Украине. А в Сумской и Харьковской? В том же исследовании КМИС столько же опрошенных обоснованно подозревают и будущую нехватку финансирования реформ, начиная от оборудования профильных лицеев с пансионом для проживания студентов и заканчивая нехваткой учебников и кадров. Педагоги вообще не понимают, как будет распределяться их нагрузка. Но все отвечают положительно на вопросы «Надо ли реформировать?», «Согласны ли, что качество образования в последние годы просело?».
Конечно, надо – улучшать и совершенствовать. Но фактор войны, которому в 85-страничном исследовании посвящены полторы страницы, никуда не деть. Больше 90% детей и взрослых указали на образовательные потери, вызванные пандемией и войной. Стресс учеников вследствие войны указали 76%, а большинство – 87% - считают самым негативным фактором дистанционное обучение и перерывы. Вызванные войной, разумеется.
И прежде чем обсуждать подвоз детей в лицеи, материальное обеспечение школ и распределение нагрузок, стоило бы ответить, как минимум, на вопросы безопасности этих подвозов, состояния дорог и оснащенности лицеев укрытиями…
Впереди – принятие соответствующих законопроектов и составление «дорожной карты» реформирования средней школы. И есть подозрение, что этот процесс затянется надолго, поскольку, к сожалению, вызовы войны пока перебивают по насущности все другие, столь необходимые нашему обществу потребности.
Еще в конце 2010-х годов был заброшен пробный камень: о 12-летнем школьном обучении заговорили громко и всерьез. Толком никто ничего не объяснил, из-за чего вырисовалась не самая веселая картина: с выпускного бала вчерашний школьник марширует прямо в военкомат, поскольку ему уже есть 18, а то и 19 лет. Ни о каком высшем образовании, понятно, речи не идет. Кто-то заводит семью в 19 лет, а кто-то прыгает через парты на перемене. В общем, тему обществу предлагалось обсудить, но вскоре о ней как-то забыли, и все выдохнули спокойно.
Вновь к школе-двенадцатилетке вернулись уже во время войны, и о причинах, побудивших министерство образования начать ломать еще и эту систему, можно только догадываться. Пояснения Минобразования так же ясны и конкретны, как намерения стран-партнеров помогать Украине обороняться от российской навалы. Основной довод «Украина - это Европа» не учитывает ничего, кроме географического расположения страны, и тем более – особенностей школьного образования в той самой Европе. Сам министр образования Оксен Лисовый объяснил инновацию потребностью воспитывать свободного человека, и если уж в Украине есть некоторые сложности со строительством новых школ по понятным причинам, то изменить программу обучения как бы ничего не мешает.
К слову, в некоторых странах Европы есть и 12-, и 13- и даже 14-15-летнее школьное образование. Правда, дети начинают учиться в 5-6 лет, а то и раньше. И в классах в среднем до 20 человек. И в старших классах предметы можно изучать на выбор, если уже есть понимание будущей профессии, а не рыдать будущим переводчикам над ненавистными учебниками химии и физики. Хотя выбор предметов в старших классах новой украинской школы предполагается, пока неясно, как это будет выглядеть в реальности.