4 ноября
Загрузить еще

Учителя массово уходят из профессии. Из-за безденежья, подавленности, неблагодарности

Учителя массово уходят из профессии. Из-за безденежья, подавленности, неблагодарности
Фото: momsimage.com

В начале августа министр образования Оксен Лисовой заявил, что не стоит ожидать повышения заработной платы из-за сложной ситуации в госбюджете. Так что в новый учебный год украинские учителя входят с размышлениями, а кто-то уже и принял решение...

Из отзывов педработников, из комментариев в соцсетях можно заключить, что в этом году идет едва ли не самый большой отток кадров из лицеев и колледжей. Дело прежде всего в обыденном – в деньгах, но не только. Журналист Коротко про исследовала, почему увольняются учителя.

Чтобы заработать 30 000 гривен, надо отказаться от жизни

В больших городах ситуация пока более или менее стабильная.

– Мы проблем с увольнениями учителей не имеем, наоборот, есть свободные вакансии и ищем педагогов, потому что сеть классов расширилась, – говорит директор столичной гимназии №34 «Лыбидь» Алевтина Багинская.

В то же время общую проблему она не отрицает и понимает ее истоки.

– Определить, сколько можешь заработать в школе, сложно, потому что заработок является совокупностью составляющих. Для молодых учителей все начинается с оклада. При 18 часах нагрузки в неделю это 7978 гривен. Далее добавляется за стаж, за престижность профессии, за проверку письменных работ для учителей украинского, английского, а если математики, то не для всех. Так можно рассчитывать на 9600 гривен "чистыми". Согласитесь, это не та зарплата, которая может конкурировать на рынке труда.

Учителя высшей категории получают в среднем 13 000 гривен плюс чуть-чуть за классное руководство, заведование кабинетами. Каждая дополнительная копеечка отнимает что-то из отдыха и возможности пожить для себя и семьи.

– Теоретически в школе можно заработать и 30 000 гривен, – говорит Алевтина Багинская. - Но для этого нужно иметь 32 часа в неделю, стаж 30 лет, высшую категорию методиста, классное руководство, проверку тетрадей, вести инклюзивные классы и многое другое плюс работа в две смены, дистанционные уроки с 17.00 до 19.00.

Кроме того, директор обращает внимание, что сейчас в таких городах, как Киев, Днепр или Львов, потребность в педагогах частично перекрывается за счет внутренне перемещенных лиц. Но ведь война когда-нибудь закончится.

– Переселенцы захотят вернуться туда, где остались их дома. Получить в Киеве жилье у учителя нет никаких шансов, чтобы воспользоваться программой "єОселя", нужно иметь хоть какой-то стартовый капитал. Они уедут... А вот захотят ли вернуться в Киев или Львов те, кто выехал за границу и там нашли себе другую работу – это большой вопрос. Тем более что после войны все школы перейдут на очный формат, и учителя, кто сейчас берут из-за границы дистанционные часы в украинских школах, потеряют связь с родиной.

Еще одно нововведение нынешнего учебного года – это отказ финансировать простой педагогов, вынужденно покинувших Украину из-за войны. Соответствующее постановление Кабинет министров издал 13 августа.

В новый учебный идем без английского языка

Педагогические традиции обычно очень почитались в деревнях. Выбор профессий там невелик, учителя вырастали династиями, приходили к детям молодыми, а уходили из школы поседевшими. Сейчас акценты меняются. На мероприятии «Учителя будущего 2024», которое проходило в середине июля во Львове, были названы следующие цифры: за период 2018-2023 гг. количество учителей в городах уменьшилось на 10,9%, а в селах - на 22,8%.

– Да, эта беда досталась и нам. Кто на пенсию спешит выйти, кто просто ищет больших денег, - говорит Михаил Гриневич, директор Лютинской гимназии на Ровенщине. – В фейсбуке смотрю в профессиональных группах – повсюду в глубинке не хватает учителей английского языка, а уже и математики. Так без английского в новый год и зайдем. Из других учителей кто-то пишет, что планирует работать последний год, кто-то говорит, что хочет увольняться, потому что выжить невозможно. Что говорить, когда мой сын – историк по специальности - ушел из школы. Сейчас он в ВСУ, но после войны в школу точно не вернется.

Учителя рассказывают, что "голый" оклад на периферии – это фактически норма. Часов не хватает, потому что мало детей, доплаты за престижность профессии не спасают. По закону можно не больше 30% от ставки и не менее 5%. При максимуме – это около 1500 гривен, а некоторые местные общины считают по минимуму.

– У меня секретарша была на минималке. Уволилась – пошла на кассу бытовой химией торговать. Наши учительницы к ней приходят, а она рассказывает, что имеет в месяц 18 000 гривен, в худшие времена – 16 000. И хоть стой, хоть плачь. Ввели сертификацию учителей, а что с той сертификации, когда она дает всего 20% к окладу? Школы спасать надо, потому что не знаю, что дальше будет, где будем искать кадры. Молодые в школы не идут. Я уже на пенсии, а был бы молод, сам бы не пошел, – заключает Михаил Гриневич.

Выполняй и пристраивайся

В соцсетях пишут, что учителя разбегаются по частным заведениям: математики – менеджерами по торговым компаниям, информатики – в ИТ-фирмы, языковеды – по издательствам или масс-медиа. Кое-кто не гнушается и кассирами в супермаркетах. Нервов тратится не больше, чем на уроках, а зарплата вдвое больше. Самый модный тренд – это репетиторство, тем более что сегодня его можно оформить официально, открыв свой ФЛП.

- Я уже полтора года работаю сам на себя, два моих сокурсника открыли ФЛП этим летом, - рассказывает Борис Максименко, учитель химии и биологии. – Раньше выпускники вузов держались за школы в расчете на льготную пенсию, но необходимый стаж все время повышают, да и правительство внушает, чтобы на государство не рассчитывали, а накапливали на старость сами. Да и многие другие причины отвращают от школы. Честно говорю: если бы там пол золотом начали посыпать, не вернулся бы.

Наш собеседник вспоминает, как разговаривал недавно с молодым учителем – "краснодипломником".

- Парень - чуть-чуть романтик, немного прагматик – считал, что мужчине в педагогике легко сделать карьеру. Особенно когда есть ум и какие-то новаторские порывы. Родители устроили в престижный лицей, он там что-то свое начал прокачивать, а в ответ: тихо сиди, выполняй, пристраивайся. Вот того ученика только на легкие задачи вызывай к доске, потому что его папа - наш спонсор, того лучше совсем не трогай, потому что его мама потом истерики закатывает, а вот тот - спортсмен и так далее. К репетитору требования другие – именно учить детей, а не создавать им удобную "камеру хранения", в которую сейчас много школ превратилось. Это не я придумал, так говорят специалисты.

Увольняются те, кто много вложил

- Этим летом я больше всего давала консультации педагогам по поводу увольнения с должности, - говорит юрист и психолог Лилия Орел. – В прошлом году таких активных обращений не было. По моему мнению, это потому, что люди находились в состоянии ожидания. Многие оккупированные территории освобождались, люди возвращались, им хотелось восстановить какую-то стабильность. Но – не произошло. Территории продолжают обстреливаться, не каждый хочет оставаться в таких условиях. Сейчас предъявляется требование, чтобы обучение было офлайн, а это тоже вопрос безопасности. Не каждый, кто освоил дистанционку, хочет возвращаться в школьные стены. Тем более там, где небезопасно.

И это, подчеркивает Лилия, на фоне зарплаты, которая не может обеспечить базовые основы жизни и требует постоянно искать подработок.

– Это неправда, что учителя легко уходят из профессии. Легко идет молодежь, которая более подвержена переменам. Мои основные клиенты – это педагоги в возрасте 40+. Юридическая консультация с такими перерастает в психологическую, потому что люди реально страдают из-за того, что изменяют своей миссии. Это те учителя, о которых говорят "диагноз", они видят сквозь призму педагогики все, даже свою жизнь, и отчасти не знают, что делать дальше. Они уходят из школы не потому, что хотят, а потому что обстоятельства заставляют.

Психолог подчеркивает еще один немаловажный момент:

- Сейчас увольняются те, кто многое вложил. А когда человек вкладывается, он, естественно, ожидает отдачи. И не только финансовой. Ему очень важно уважение – чтобы похвалили, дали грамоту, где-то написали добрые слова, родители чтобы поблагодарили. Но сейчас этого очень мало. Долгое время к педагогам наблюдается потребительское отношение. Если ты учитель – значит всем должен. Семьи задают требовательный тон. Возможно, это потому, что нужно на кого-то излить негатив. А учитель охватывает два активных слоя населения: дети – это будущее, их родители – настоящее.

В угоду "яжемамам"

Шеф-редактор портала "Образовательная политика" Виктор Громовой вспоминает, как год назад Южная Корея разразилась протестами педагогов.

- Это произошло из-за самоубийства учительницы, которую доконали своими жалобами "яжемамы". Тогда в стране была пересмотрена вся политика по отношению к учителям, существенно усилена их защита. А что происходит у нас? Если говорить коротко, то есть островки, где нормальный директор или повезло с руководителем управления образования. Там человеческое отношение, нормальные отношения, желание материально и нравственно поддержать работников. Но это островки. На “материке” у учителей преобладает чувство угнетенности. И оно усиливается с каждым годом.

Эксперт напомнит, что реформа полиции, судебная реформа начались с повышения зарплат и престижа профессии. В образовательной сфере избрали другой путь.

- Когда тогдашний министр Лилия Гриневич объявила пиар-проект НУШ (Новая украинская школа. – Ред), реформы были направлены на то, чтобы угодить "яжемамам", - убежден эксперт. - Таким образом учителя превратили в "вечную невестку", которая всегда виновата, даже когда в доме ее нет. С 2016 г. социологические исследования свидетельствуют, что уровень мотивированности учителей критически падает. Это как на корабле, в днище которого трещина – кто может, тот спасается.

Виктор Громовой обращает внимание, что раньше в школах была особая категория - жены чиновников, состоятельных мужчин, которым была безразлична зарплата жены, они гордились, что она учит будущее поколение.

– Эта категория тоже уходит из школы. Потому что раньше такие женщины могли самореализоваться в профессии, а сейчас это чувство потеряно. Учитель как бы зажат в тиски. С одной стороны, бьют как-то новой системой оценивания, которая занимает кучу времени и ничего не добавляет, с другой - "яжемамы" требуют беречь и развлекать детей, с третьей - постоянные проверки, сертификации и так далее. И все это в условиях войны, когда трижды в день раздаются тревоги и надо вести детей в подвалы, то и дело пересчитывая их по головам и переживать, чтобы ничего внештатного не произошло.

Учителям всегда желали терпения, напоминает Виктор Громовой. Но всему есть предел. Если кардинально не изменить политику относительно учительской профессии, резервы могут быть исчерпаны уже в ближайшие годы.

Новости по теме: учителя Школа вакансии