Российские пропагандистские Telegram-каналы – в панике. Оказалось, что пилоты переданных Украине истребителей F-16 получили экипировку, которой нет у российских летчиков. Речь идет о нашлемных прицелах JHMCS (Joint Helmet-Mounted Cueing System - Система совместного наведения на шлем). Данная система является не просто инструментом целеуказания, она также обладает функцией индикации, заменяющей аналогичные устройства на лобовом стекле внутри кабины пилота.
При этом главной особенностью JHMCS является то, что она позволяет пилоту вести огонь туда, куда направлен его взгляд, независимо от направления полета.
"В России в серии такого уровня шлемов просто нет, для МиГ-29К/КУБ ВМФ РФ, например, заказали в свое время французские НСЦ Thales TopSight, но их флот так и не получил", - пишут российские пропагандисты. Они отмечают, что первые российские образцы таких систем только проходят испытания. Планируется, что они будут внедрены на ударные вертолеты Ми-28НМ и истребители Су-57.
Нашлемные прицелы JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System) - американская разработка, которая поступила в эксплуатацию в 2003 году. Ее создание было обусловлено принятием на вооружение в 2002 году модифицированных ракет малой дальности класса «воздух - воздух» AIM-9X.
Эта многофункциональная система не только значительно повышает информированность пилота о наземных и воздушных целях, но и обеспечивает управление системами наведения и датчиками самолета на расстоянии. Она заменяет индикатор на лобовом стекле и позволяет пилотам стрелять туда, куда направлен его взгляд.
- Проще говоря, этот шлем позволяет наводить ракеты на цель всего лишь поворотом головы пилота. Этот шлем синхронизирован с тепловыми сенсорами ракет AIM-9 Sidewinder на F-16. И телевизоры этих ракет отслеживают, куда смотрит пилот. Он смотрит влево и видит вражеский самолет, и сенсоры ракет мгновенно тоже его видят. И для пуска этих ракет не нужно поворачивать сам самолет. Пилот просто нажимает пуск, и по целеуказанию шлема ракеты идут на цель. Кроме этого, нашлемная система обеспечивают лучший обзор пилоту и дает сразу на дисплей шлему всю нужную информацию, - рассказал Коротко про авиаэксперт Валерий Романенко
Эта система имеет магнитный нашлемный трекер, определяющей, куда направлена голова пилота. Информация о цели двумя светодиодами отображается на визоре - защитной панели-дисплее, которая является частью шлема.
Пилоту достаточно повернуть голову и поймать цель в сетку прицела на дисплее без использования органов ручного управления и без изменения направления полета. Это позволяет получить преимущество в бою, совершив выстрел первым. Интегрированная в шлем камера записывает данные о полете и наведении, что полезно для анализа после полета.
Самолет F-16 уже в Украине, фотодоказательства выложены на сайте президента Владимира Зеленского. Фото: president.gov.ua
- Эта система дает пилоту скорость принятия решений. Не нужно разворачивать самолет для удара по цели. Ведь в воздушном бою все решают секунды. Доли секунд. Кто быстрее среагирует, тот и победит, - поясняет Валерий Романенко.
Система может выводить информацию как в дневном, так и ночном режимах. Легкий шлем определяется улучшенной весовой балансировкой, что позволяет уменьшить усталость пилотов, особенно во время длительных полетов.
Украинские F-16 также оснащены новейшими системами предупреждения о ракетном нападении израильского производства Electronic Combat Integrated Pylon System Plus (ECIPS+). Истребители несут эти системы на специализированных пилонах под крыльями. Они также могут оснащаться дипольными отражателями, тепловыми ловушками и оборудованием радиоэлектронной борьбы (РЭБ). А это значит, что они имеют большие шансы уйти от ракет противника.