«Федора», ковбойская, канотье, трилби, "челентанка". Такие и другие шляпы 70-летний винничанин Петр Сауляк изготавливает из соломы. О том, из соломы каких злаковых выходят лучшие брыли, при чем здесь Адриано Челентано и кто научил мастера плести шляпы, узнавала корреспондент Коротко про.
Украинский рынок заполнен соломенными шляпами разных форм и фасонов. Небольшую шляпу можно приобрести и за 400 грн на базаре, и за 12 тысяч грн в бутике именитого дизайнера. Правда, известный на Винничине мастер-брыляр Петр Сауляк морщит нос, просматривая такой соломенный ассортимент. Говорит, большинство аксессуаров, которые продают на всевозможных маркетплейсах, везут из Китая. И в лучшем случае изготовлены они из рафии, баобаба, бамбука.
– Это материалы растительного происхождения, но это не солома, как заявляют продавцы, – объясняет Коротко про мастер по изготовлению соломенных шляп Петр Сауляк. – А солома – это стебель растения культуры злаковых: рожь, пшеница, овес, ячмень. Особенно много в интернет-магазинах всевозможного разного, продающегося под маркой "соломенная шляпа". А на самом деле это не так.
Петр Сауляк говорит, что даже некоторые украинские известные мастера-шляпники вводят людей в заблуждение, подписывая свои изделия, как из соломы. Но это рафия!
Солома и рафия хоть и похожи, на первый взгляд, на самом деле это два разных материала. Достоинства и недостатки имеет каждая из них. Но, честно говоря, изготовить из рафии шляпу гораздо легче, чем из соломы. Рафия прекрасно гнется, ее легко закрутить в любую форму. А солома все же более щепетильная: если неправильно ее вязать, может раскалываться, сыпаться. Поэтому профессионализм мастера можно проверить, внимательно рассматривая его соломенные изделия.
Конечно, у наших прадедов рафии не было, зато соломы хватало. Историки говорят, что некоторые вещи, похожие на нынешние шляпы, из соломы крутили уже в X веке. А вот во времена чумаков, примерно с XV века, брылярство стало популярным народным промыслом. Да и не только чумаки носили брыли. Такие шляпы любили надевать и крестьяне, и господа, например, на отдыхе.
- А я вообще без своего брыля из дома не выхожу, - говорит Петр Михайлович. – Вот как надеваю в апреле, так до ноября ношу, пока кожуха не надену. Имею огромную коллекцию таких шляп. И дорожу своим первым, собственноручно сделанным брылем. Смастерил его ровно 32 года назад. И по размеру он мне не подходит, и чуть-чуть не так сплетен, как должно быть. Но берегу его, как Скрудж МакДак свои первые 10 центов (смеется. – Авт.).
Как раз больше 30 лет назад Петр Сауляк даже не думал о соломе и шляпах. Хотя его отец Михаил собственноручно делал качественные шляпы, сына интересовала наука: учился на агронома, позже преподавал в Винницком аграрном университете, работал там же деканом.
- Каждый раз, как я приезжал из Винницы в родное село, папа говорил: сын, давай научу тебя плести шляпы, а я отмахивался, мол, мне этого не надо, - вспоминает Петр Михайлович. – Был такой случай. Приехал я к родителям с товарищем. Только ступили во двор, как тут папа выходит из дома и дарит мне брыль. Говорит, я тебе, сынок, сделал. А я взял эту шляпу и надел на голову товарищу, говорю, держи на память. И вот в этот момент отец словно согнулся. Ничего не сказал, молча пошел работать по хозяйству. Уже вернувшись в Винницу, я обдумал всю эту ситуацию. И так мне горько стало на душе: я же отца обидел.
На следующие выходные сын снова наведался к родителям. И сразу попросил папу научить плести брыли. Но не тут-то было! Теперь отец отказывал Петру. Долго сыну пришлось уговаривать старика. В конце концов он согласился. Так отец научил сына своему ремеслу. Через несколько лет вся большая семья Сауляков единогласно решила, что в мастерстве Петр превзошел своего папу. На эти слова отец Михаил счастливо улыбался.
– За эти годы я экспериментировал и с формой головных уборов, и с материалом, – продолжает рассказ Петр Сауляк. – В отличие от немногих украинских мастеров, которые еще сейчас работают, я люблю разные формы шляп. Нравится «федора», канотье, трилби, "челентанка", ковбойская.
Более того, Петр Михайлович знает историю возникновения каждого из этих стилей. Например, шляпу, в которой известный итальянский актер Адриано Челентано сыграл главную роль в комедии «Укрощение строптивого», назвали в его честь. Шляпы «трилби» были обязательным аксессуаром британских аристократов на конной гонке.
А что касается соломы, то отыскать ее в продаже становится все труднее.
– Мне нравится солома всяких злаковых, – говорит мастер. – Например, солома из пшеницы имеет глубокий цвет, немного темнее, чем рожь. А рожь отлично отбеливается. Зато соломинки овса всегда имеют золотистый цвет и необыкновенный блеск.
Брыляр говорит, что продавать шляпы лучше, когда покупатель сможет примерить изделие. Фото: ФБ Талантливые села Агропросперис
Соломенные шляпы Петра Сауляка на рынке не купишь. И в интернете не сыщешь. Мастер говорит, что участвует только на праздничных ярмарках, например, в День Независимости. А вот продавать свои шляпы через интернет ему неинтересно.
– Мне интересно общаться с людьми, – объясняет. – А еще я знаю, как подобрать шляпу тому или иному человеку. Парадокс: все знают размер своей обуви, но не знают размер головы. Поэтому нужно мерить, подбирать. Также не понимаю, когда шляпу покупают на подарок. Приносите сразу голову, подберем такой презент. А заказ у меня есть. Например, смастерил 36 брылей для всего состава винницкого детского танцевального ансамбля «Барвинок». Обычно одну шляпу я изготавливаю в течение двух дней. Это полностью ручная работа: сначала сплетаю солому в полоски, позже сшиваю специальными нитями. Еще и хорошо провощу их кончики, чтобы нить не выдергивалась. К слову, если раньше я плел только шляпы, то теперь, по просьбе многих заказчиков, делаю вифлеемские звезды, рождественских пауков.
А еще брыляр говорит, что иногда соломинки бывают слишком грубыми, чтобы плести из них шляпы или звезды с пауками. Потому таковой материал употребляет для производства дамских сумок. В зависимости от размера называет их - сумка-«бабушка» (самая вместительная), сумка-«мама» (среднего размера) и сумка-«внучка» (словно небольшой клатч, куда поместится разве что смартфон с помадой).
Соломенные сумки мастер производит из грубой соломы, которая не подходит для шляп. Фото: ФБ Талантливые села Агропросперис
Но вернемся к соломенным шляпам. Конечно, интересует стоимость таких изделий. Мастер говорит, что цены разные, но намного ниже летних шляп украинских дизайнеров.
Есть у Петра Михайловича и заветная мечта: хочет, чтобы его дело продолжали. Но родные дети шляпами не интересуются, внуки еще слишком малы. Поэтому в прошлом году по инициативе Винницкого краеведческого музея Сауляк организовал трехдневные курсы по брылярству. Говорит, на первое занятие записалось 34 человека, пришло всего 15. До окончания учебы осталось всего два ученика. Но мастер радуется и такому результату.
Уже прощаясь, Петр Михайлович внезапно спросил:
- Как думаете, от кого мой папа перенял умение плести брыли?
Задумалась. Может, от своего отца-деда?
- На самом деле моего папу, который тогда еще был мальчишкой, плести шляпы научил румынский солдат из оккупационных войск, стоявших в то время в селе. Я уже себе размышляю, что, видимо, у этого военного была семья, может, и сын, поэтому хотел чем-то помочь маленькому мальчику. Научил его такому мастерству, а папа научил меня. Знаете, при случае обязательно подарю свой брыль кому-то из Румынии, как символ благодарности от моей семьи.
По просьбе многих заказчиков мастер делает и вифлеемские звезды из соломы. Фото: из личного архива Петра Сауляка