Несмотря на полгода с момента начала палестинско-израильского конфликта, а также на недавнюю ракетную атаку Ирана на Израиль, паломники уже прибыли в Иерусалим накануне Пасхи. На церемонии схождения Благодатного огня в субботу, 4 мая, будут присутствовать 4200 представителей церкви со всего мира. Правда, Болгария не рискнула оправлять свою делегацию – именно из-за вопросов безопасности.
По информации информационного агентства «Православие», в минувшую среду после визита израильской полиции в штаб-квартиру Иерусалимского Патриархата служители церкви заявили, что «привыкли к опасности нападений, но прекрасно понимают, что нестабильность в регионе еще долгое время будет удерживать верующих от священных паломничеств».
Из-за продолжающейся войны в секторе Газа празднования Пасхи в этом году пройдут более тихо, без излишних декораций и празднеств. Патриархи и главы церквей в Иерусалиме заявили в своем заявлении перед католической Пасхой, что, несмотря на «две далекие даты поминовения», церкви объединились в провозглашении «благой вести о воскресении Христа, впервые возвещенной ангелами почти два тысячелетия назад в пустой гробнице здесь, в святом городе Иерусалиме».
По православному преданию, из гроба Христа исходит свет, символизирующий воскресение. Греческий православный патриарх и армянский священник ждут внутри гробницы, а затем передают пламя тысячам людей, ожидающих в церкви и за ее пределами. Пламя доставляют даже к православным церквям на борту.
Если Благодатный огонь не сойдет, то, как считается в православии, начнется Второе пришествие Иисуса Христа и конец всего живого.
Пока неизвестно, кто и как доставит Благодатный огонь в Украину.
Огонь сходит в храме уже не первое тысячелетие. Первые официальные упоминания о нем датируются IV веком. Но есть и более ранние описания. Например, патриарх Нарцисс, живший во II веке, говорил, что с неба сходил огонь и зажигал лампы, которые горели во время всей пасхальной службы. Нашли историки и еще одно, более древнее упоминание от латинского монаха Бернарда – 865-й год. Он писал, что в Святую Субботу начинается служба и «Господи, помилуй» поется до тех пор, пока не появится свет в лампадах, висящих над Гробом.
Приготовление главной лампады: накануне праздника в храме тушат все свечи. Специальные люди очень строго следят, что бы в соборе не было ни одной искры. Порой даже проверяют карманы священников и митрополита.
В центре Гроба устанавливают лампаду, которую наполняют маслом. Затем вокруг лампы раскладывают куски ваты, а по краям прокладывают ленту. После этого еврейская полиция еще раз все осматривает, проверяет, а ключник мусульманин закрывает и опечатывает гробницу.
После богослужения, крестного хода с патриарха снимают одежды вплоть до подризника (полотняная рубашка до пят). Это традиция осталась со времен, когда Святая Земля была под влиянием Османской империи. Турки не могли поверить в чудо, поэтому обыскивали священников очень тщательно, особенно пояса, так как считали, что в них можно понести спички. В гробницу заходят только патриарх и архимандрит. Охрана тут же запечатывает за ними дверь.
После этого все затихают и молятся в ожидании чуда. В разные годы момент появления огня растягивался от пяти минут до нескольких часов.
Когда чудо близко, по словам паломников, которые собственными глазами видели появление огня, в храме начинают происходить необычные явления: под куполом появляется столб света, даже бьют небольшие молнии. После этого в запечатанной часовне появляется свет. В храме начинают бить колокола, свидетельствующие о схождении Благодатного огня. От Небесного света патриарх зажигает пучок из 33 свечей, напоминающем о возрасте умершего за грехи человечества Спасителя, и передает его через специальные окошки скороходам, которые и раздают огонь прихожанам. А священники из разных стран частички Святого огня бережно отвозят домой, чтобы порадовать и дать надежду на Воскрешение и соотечественникам.