Испанская компания Inditex, более известная своими торговыми брендами Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho, возобновила свою деятельность в Украине, прерванную военным вторжением России. 24 февраля 2022 года компания Inditex закрыла все свои магазины по соображениям безопасности, а уже 3 апреля 2024-го , магазины в Украине, начиная с Киева, снова открываются. Более того, открытие вызвало такой ажиотаж, что за несколько минут в очереди выстроились десятки человек. К вечеру полки той же Zara практически опустели.
Возвращение в Украину «Зары», «Бершки» и прочих «Страдивариусов» - это не только о возвращении привычного уклада и «островка стабильности». История компании Inditex интересна сама по себе, а путь ее развития уже давно вошел в учебники маркетологии и менеджмента.
Испанский 13-летний подросток Амансио Ортега, сын железнодорожника, работал посыльным в магазине рубашек. На дворе царили веселые 60-е, вокруг было ярко, пестро и весело – и конечно же, парень, насмотревшийся на моду во всех ее проявлениях, потихоньку и сам начал шить. Поначалу домашние халатики на своей старой швейной машинке. Руки у Амансио росли из нужного места, а в голове были тысячи эскизов. Сначала он шил сам, потом организовал небольшую фабрику, а потом в испанском городе Ла-Корунья Ортега открыл свой первый магазинчик по продаже одежды.
Сначала магазинчик назывался Zorba в честь любимого фильма Ортеги «Грек Зорба». Но оказалось, что в двух кварталах от магазина расположился бар с таким же названием. Да и продюсеры фильма высказали неудовольствие использованием их товарного знака. Ортега пошевелил мозгами, посмотрел на типографскую форму, в которой должны были быть отлиты буквы для его нового магазина, и из имеющихся литер составил слово Zara – имя «Сара» по-испански. И пошло-поехало.
Магазин работал шустро, покупатели ломились туда толпами. Еще бы, ведь здесь продавались недорогие копии дизайнерской одежды, а на дворе были уже еще более наполненные красотой, стилем и бесшабашной молодостью 70-е. Все хотели одеваться красиво, модно и не выкладывая за яркое платье последние песо.
Свою ставку Ортега сделал не только на копии дизайнерских нарядов и собственные задумки – он поставил на скорость. Обычно от изначального дизайна до поступления предметов одежды в продажу проходило около полугода. Из-за этого дизайнеры выпускали 2-3 коллекции в год, из которых значительная часть могла остаться нераспроданной – вкусы публики весьма изменчивы. Ортега решил процесс ускорить и в 1984 году пригласил в компанию специалиста по информационным технологиям Хосе Марио Кастеллано вместе с его компьютерами и программами.
Далее началось то, что в учебниках по маркетингу называется «революция в индустрии». Компьютеры рисовали и считали, штат дизайнеров компании разросся от одного до 200 к концу века – в итоге время от разработки дизайна до поступления одежды в продажу сократилось с полугода до 10-15 дней. Да, копировали известные бренды – но и создавали свое. Сохраняли классические тенденции – и прислушивались к мнению покупателей, для чего обучали продавцов в магазинах выяснять предпочтения клиентов. Кому-то не нравятся молнии на щиколотках? Долой молнии! Кто-то хочет кружевной воротник? Пожалуйте в секцию одежды с кружевными воротниками на всем – от платья до куртки. Новые модели разрабатываются моментально и так же молниеносно передаются на фабрики для превращения эскизов в одежду.
Славу одежда от Zara приобрела благодаря невысокой стоимости и регулярно обновляемому ассортименту. Фото: quickbooks.intuit.com
Уже через год компания Ортеги была преобразована в Industria de Diseño Textil S.A. (предприятие текстильного дизайна) - сокращенно Inditex. «Индитекс» вышел за границы Испании, где, к слову, было открыто 80 магазинов под маркой Zara. Темпы открытия новых торговых точек ускорялись, предприятие запустило новые бренды: Kiddy’s Class (детская одежда), Pull & Bear (одежда для города), Massimo Dutti, Bershka и Stradivarius (молодежная одежда). В 2001 году появились магазины нижнего белья Oysho, а в 2003 году - сеть товаров для дома Zara’s Home, в 2008-м была основана сеть магазинов аксессуаров Uterque.
Когда в 2010-х годах мир погрузился в интернет-торговлю, все магазины Inditex быстро адаптировались к новым веяниям, и уже к 2018-му почти 12% выручки давала именно торговля через интернет.
Что на сегодняшний день? Inditex занимает третье место в мировом рейтинге компаний, специализирующихся на одежде и обуви после Christian Dior и Nike. Компания практически не тратит деньги на рекламу, отдавая едва ли больше 0,3% от выручки, тогда как тот же Nike «отстегивает» каждый год более 10%.
Inditex имеет собственные фабрики в Испании, на них производится около 40 % пробных партий новых дизайнов. Остальное производство расположено в Португалии, Марокко, Турции и странах Азии. У компании бывшего посыльного из магазина рубашек более 7 тысяч фабрик по всему миру, 7490 магазинов в 96 странах, а в 156 странах продукция компании доступна онлайн. Сам Амансио Ортега в июне 2012 года был признан богатейшим человеком в Европе с состоянием более 39,5 млрд долларов США, по версии агентства Bloomberg. В 2015 и 2016 годы, по данным Forbes, стал самым богатым человеком планеты, опередив даже Билла Гейтса. И сейчас он как минимум в первой двадцатке всемирных богачей. От управления компанией Inditex он уже отошел (88 лет как-никак!), передав власть в руки своей дочери Маре Ортеге Перес.
Магазины гиганта мировой индустрии моды открылись в Украине 3 апреля. Уже работают бутики в Киеве – в ТРЦ Lavina Mall, River Mall, Gulliver, Dream и Respublika Park, готовится открытие во Львове – в ТРЦ Forum Lviv и King Cross Leopolis, в Черкассах - ТРЦ Lubava и Виннице - ТРЦ SkyPark.
Переговоры о возвращении испанских брендов Министерство иностранных дел Украины вело с лета прошлого года.
- МИД ведет системную работу со всеми ведущими международными брендами, покинувшими украинский рынок из-за начала полномасштабной войны РФ, для возобновления их работы в Украине... Возвращение крупных международных компаний на украинский рынок создает новые рабочие места для украинцев, предоставляет им доступ к качественным товарам и услугам, поддерживает экономику Украины во время войны и углубляет ее интеграцию в мировую экономику, укрепляет доверие международного бизнеса и инвесторов в наше государство и его победу, - отметили в ведомстве в начале марта.