С начала 2024 года в Польше на заправках все более популярный, если не сказать доминирующий, новый вид автомобильного топлива – Е10. Он настойчиво вытесняет классический А-95, по сути, являясь его аналогом, но все же с целым рядом отличий. В Европе процесс замены идет уже несколько лет и вот-вот пересечет и нашу границу: Украина явно не останется в стороне от этих преобразований. Коротко про о Е10 в 10 вопросах.
E10 - это обычный неэтилированный бензин, смешанный с этанолом, причем содержание последнего в смеси - от 9 до 10%. Поэтому в названии и фигурирует цифра 10. То есть это обычный бензин с добавлением 10% спирта.
Предыдущая версия – Е5 – это привычное стандартное топливо, которое используется в любом автомобиле с бензиновым двигателем. Этанол, в свою очередь, - это бесцветный спирт, который уже используется как альтернативное нефтепродуктам топливо.
В 2019 году Германская ассоциация производителей биоэтанола провела сравнительные тесты для изучения расхода топлива E5 и E10. В испытаниях участвовали самые популярные модели BMW, Ford, Opel, Renault и VW различных классов. И в результате выяснилось: вопреки появившемуся мнению, что расход Е10 гораздо выше, чем Е5, на одну и ту же дистанцию, на самом деле - наоборот, например, автомобилю Opel Corsa с Super E10 потребовалось на 2% меньше топлива на 100 км, чем с E5.
У британцев другие данные: они говорят, что, по сравнению с обычным бензином, Е10 увеличивает расход на 3%. Однако точно такое же влияние на расход топлива оказывает езда на шинах с недостаточным давлением воздуха или постоянно включенный кондиционер в салоне, дорожные условия и многое другое (при использовании стандартного бензина).
Как правило, водителям машин, произведенных до 2002 года, не рекомендуется использовать Е10 в своем автомобиле, поскольку это приводит к проблемам с топливной системой. С 2011 года началось повсеместное внедрение совместимости авто с Е10, так что владельцы автомобилей этого «года рождения» могут быть спокойны.
Не паниковать: автомобиль все равно заведется и поедет. При езде на Е10, залитом в «несовместимый» автомобиль, появляются небольшие проблемы с запуском холодного двигателя и его неровной работой.
А вот если оставить Е10 в баке надолго, могут быть проблемы, ведь этанол – спирт по сути – начнет разъедать пластик, металл, различные уплотнения в силу своих высоких коррозионных свойств.
Также, если автомобиль будет долго стоять без движения с залитым в бак Е10, там, в баке, может образоваться конденсат. Поэтому эксперты советуют не оставлять это топливо в баке надолго, и как только израсходуется хотя бы треть Е10 – можно залить привычный бензин.
Если Е10 заливать в старое авто, то в долгосрочной перспективе это может привести к засорению топливных фильтров и повреждению топливных насосов, к быстрому разрушению топливопроводов и коррозии карбюраторов.
- Уже придуманы топливные присадки для защиты от разрушающего действия этанола, однако нет масштабных исследований, насколько они эффективны, - говорит сотрудник одного из киевских автосервисов Александр Петрусевич. – Несколько лет к нам на ремонт приходили автомобили на таком топливе – после их выхлопов наш бокс несколько дней «благоухал» самогоном. Поскольку биоэтанол – это продукт брожения органических элементов, уровень его очистки вряд ли будет высоким. А это означает, что срок службы двигателя может уменьшиться.
- Что касается качества этого топлива, то ним можно заправлять что угодно, даже старые машины, - считает продюсер First Gear Show Александр Федченко. – Скажем, если взять «Жигули», то они не заправляются 95-м бензином, им лучше 92-й, которого уже нет, или что-то похуже. И тут не в биоэтаноле дело, а в октановом числе.
До 2018 года производители не были обязаны ставить на автомобилях метку, что Е10 подходит для использования в данном агрегате. При это 99% автомобилей с бензиновыми двигателями на самом деле совместимы с Super E10. С октября 2018 года на всей территории Европы действует стандартизированная маркировка топлива; графические символы теперь обязательны для баков новых автомобилей, а также для бензоколонок. Обычно значок совместимости расположен на заливной горловине топливного бака.
Впервые бензин Е10 начали использовать в 2011 году в Европе. Уже несколько лет его заливают в свои баки водители в Австрии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Венгрии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Швеции, Нидерландов, а с 2023-го - Польши, Румынии, Словакии. Плюс все активнее Е10 используется в Великобритании и Испании. В нескольких штатах США на заправках только и представлен Е10.
В Украине переход на "спиртовой бензин", конечно, рано или поздно состоится. Пока же это топливо подходит далеко не всем маркам автомобилей, которыми пользуются наши автомобилисты. Например, в популярные "Дэу Ланос" или "Дэу Матиз" заливать Е10 не рекомендует Европейская ассоциация автопроизводителей. Равно как и в практически большинство моделей "Мазда", часть моделей "Рено Меган" и "Рено Лагуна", 20-летние "Фольксвагены" и т.д. Несколько лет назад сетевые автозаправки предлагали Е10 в своем топливном ассортименте, но из-за дефицита сырья и небольшого спроса многие сети отказались от продвижения этого продукта.
Мир пытается отойти от повального использования углеводородов, которые наносят страшный ущерб природе. Новый вид топлива минимизирует выброс углекислого газа в атмосферу. Также пора отходить и от нефтезависимости, которую смогли распространить на всю планету некоторые государства, а также искать новые источники энергии.
- Ничего шокирующего в этом нет, - говорит продюсер First Gear Show Александр Федченко. – Все страны переходят на Е10, и Украина перейдет.