Просто бесовщина какая-то: на "Конотопскую ведьму" в столичном театре им. Ивана Франко билеты раскуплены по март, зато продаются на OLX. С хорошей, конечно, наценкой. Люди пишут гневные комментарии в соцсетях, в театре только разводят руками: ничего не можем сделать с перекупщиками, это не хлеб, не соль, чтобы вводить ограничения "в одни руки". Сейчас спекуляция законом не наказывается, но мы о другой стороне медали: там, где это явление присутствует, гарантирован спрос. Следовательно, выходит, что во время войны, когда столько бед, тревог, горя и проблем, сценическое действо приравнивается к весу хлеба и соли.
Журналистка Коротко про исследовала феномен.
Эти перекупщики делают свой бизнес не только на платформах бесплатных объявлений. Словно голуби, они толкутся на площадке возле Национальной оперы Украины, предлагая "лишние билеты".
- Пытаемся гонять, но дальше как на пять метров не отходят, - говорит руководитель пресс-службы театра Лана Рокси. – Билеты мы продаем через интернет, и разлетаются они очень быстро. Люди обижаются, когда не успевают купить. Нам очень жаль, что из-за войны не имеем возможности разместить всех желающих.
В мирное время роскошный зал Национальной оперы мог принять 1300 зрителей. Когда были свободные места, бесплатно пускали на спектакли пенсионеров. Сейчас продается всего 459 билетов.
– Когда звучит сигнал воздушной тревоги, мы прерываем спектакль. За бомбоубежище у нас правит гардероб. Здесь есть два туалета, вода, резервное освещение, несколько выходов. Когда в мае 2022 года театр возобновил свою работу, представители ГСЧС обследовали помещение и пришли к выводу, что оно рассчитано на 300 человек – столько и поставили стульчиков. Но впоследствии попытались немного уплотниться и тоже получили на это разрешение, - объясняет Лана.
Репертуар в театре организовали таким образом, чтобы был на все вкусы. Кто-то любит балет, кто-то - хоры и арии. И вот что примечательно, среди опер большой популярностью стали пользоваться национальные – "Запорожец за Дунаем" и "Наталка Полтавка".
- Если раньше на "Наталку" в основном водили детей, потому что пьеса Ивана Котляревского входит в школьную программу, то сейчас к спектаклю заметно возросло внимание взрослых. А наши еще немного "похулиганили" - вставили в действо мем о палянице. Это когда Петр (возлюбленный героини, был в батраках) возвращается, и нужно узнать, почему пришел и наш ли он. Смех в зале всегда стоит.
«Конотопская ведьма» – сегодня самый популярный спектакль в Киеве. Билетов не достать. Фото: Театр имени Ивана Франко
В конце октября прошлого года в Национальной опере состоялась премьера " Кота в сапогах " на музыку нашего современника Юрия Шевченко, к сожалению, недавно умершего.
– Опера поставлена по мотивам известной сказки Шарля Перро, понятно, что на нее повели детей. Но с каждым маленьким зрителем - мама, папа, бабушка или дедушка. Вероятно, делились с друзьями и знакомыми впечатлениями, потому что с каждым следующим спектаклем зрительный зал взрослеет, - говорит Лана Рокси.
В соцсетях пишут, что "Кот в сапогах" привлекает не только музыкой и пением, но и чрезвычайно насыщенными, яркими красками костюмов и декораций. Война ассоциируется с черным и серым, а здесь такая фейерия животворных цветов.
- В мае 2022 года мы открылись на День Европы, поэтому первой дали оперу "Севильский цирюльник", - вспоминает Лана Рокси. - Когда стихла последняя музыкальная нота, 300 наших первых зрителей аплодировали стоя – казалось, в зале были все 1300. Главный режиссер Анатолий Соловьяненко спустился к ним, пошла за ним и я. Смотрю – у людей слезы текут по щекам, а ведь веселую оперу слушали. Анатолий Анатольевич поблагодарил людей и спросил, что заставило их прийти в театр, когда война и столько проблем. Одна женщина ответила: чтобы хоть на полтора часа отойти от того, что за этими стенами. А мне один человек сказал, что открытие оперного театра можно приравнять к возвращению Посольства США в Киев. Это значит, что все возвращает к лучшему.
«Кот в сапогах» в Национальной опере Украины привлекает и сказочным сюжетом и яркими красками. Фото: opera.com.ua
Национальный академический драматический театр имени Леси Украинки в Киеве на улице Богдана Хмельницкого первым возобновил свою работу после полномасштабного вторжения – в апреле 2022-го. Упоминание о "русской драме" навсегда исчезло из названия, как и русскоязычный репертуар. Руководитель литературной части Борис Курицын говорит, что такое решение коллектив принял 25 февраля – на второй день после начала полномасштабного вторжения. Перестроиться не было никаких проблем.
– У нас играют выпускники украинских театральных вузов. Даже актрисы, получившие дипломы московских вузов при советской власти, например, всеми любимая Лариса Кадочникова, прекрасно овладели украинским языком. И пьесы мы переводим не с русского, а с языка оригинала, – говорит Борис Курицын.
Смена языка любимых актеров была воспринята совершенно естественно и зрителями. Первый спектакль "Три любви" о Лесе Украинке состоялся 10 апреля, когда Киев был еще полупуст, когда плохо ходил транспорт и люди просто боялись отлучаться далеко от дома. Но билеты раскупили за сутки...
- Несколько месяцев мы были единственным драматическим театром, работавшим в Киеве, - вспоминает наш собеседник. – Потом к нам присоединился театр имени Ивана Франко, который тоже стал давать представления на нашей площадке. После лета-2022, получив разрешение, коллеги вернулись на свою сцену.
Сейчас театр на улице Богдана Хмельницкого работает в полный зал. Точнее, на три своих полных зала, спектакли идут параллельно.
- Оборудованного бомбоубежища у нас нет, но в одном шаге - станция метро "Театральная". В холодное время года гардеробы не работают, зрители сидят в верхней одежде – к нашему большому сожалению, но сейчас такая реальность. Когда раздается воздушная тревога, спектакль прекращается, и люди выходят переждать опасность в подземку, - объясняет руководитель литературной части.
Несмотря на такие неудобства, все три зала регулярно заполняются поклонниками драмы и комедии. Говорить о ежедневном аншлаге Борис Курицын не берется. Есть спектакли, на которые билеты раскупаются за несколько месяцев вперед (та же проблема со спекулянтами), есть вызывающие меньший ажиотаж, но в среднем каждый спектакль набирает до 85% зрителей.
К слову, билеты в Театр имени Леси Украинки можно купить не только через интернет, а в традиционной кассе с окошечком. Для давних поклонников Мельпомены это тоже дорогой сердцу ритуал.
Центр искусств "Новый украинский театр", или Театр на Михайловской, который находится в самом центре Киева, не прекращает работу во время воздушных тревог. Собственно, театр и есть бомбоубежище – представления даются на сцене полуподвального помещения с крепкими стенами.
– Мы возобновили работу в июне 2022 года. Было очень непросто, потому что на тот момент имели возможность играть только пару вечерних спектаклей и пару спектаклей для семейного просмотра. Многие актеры находились не в Киеве, трое – Алексей Власенко, Олег Щербина, Таня Бондаренко - с первых дней ушли в армию и до сих пор служат, женщины с малыми детьми уехали за пределы Украины. А главное, что мы не знали, как отреагирует зритель, не были уверены, что вот в такой момент театр кому-то нужен, - говорит директор-художественный руководитель Театра на Михайловской Виталий Кино.
Он вспоминает, как на первых спектаклях пристально всматривались в лица зрителей.
– Это были совсем другие люди, чем до войны. Приходили без настроения, какие-то замершие, словно без ощущений. Но творилось чудо. После спектакля лица оживали. У кого-то слезы на глазах, у кого-то – улыбка… Тогда мы поняли, что есть такое – театротерапия. Особенно, когда вокруг сплошная драма, а мы предлагаем комедию. В течение года театр полностью восстановился, мы пополнили труппу, пригласив новых актеров, которые из-за войны остались без работы. На сегодняшний день у нас есть полноценная афиша и полноценный репертуар.
Театр на Михайловской - камерный. Между зрителями и актерами расстояние вытянутой руки создает для первых - эффект собственного присутствия в действе, а от вторых требует особой искренности.
- Об аншлагах я умолчу, потому что когда в зрительном зале до 40 мест, ими можно кичиться каждый день, - улыбается Виталий Кино. - Правда, бывают дни, когда утром Киев плотно обстреливают, и мы не знаем, придет ли зритель после такого нервного напряжения. А вечером все равно собирается зал. И это снова несколько другие люди, чем в более спокойные дни. От них особенная энергия бьет, на лице просто написано: "Вам, гадам, назло! Мы хотим жить, хотим получать эмоции!"
С сентября-2022 в Театр на Михайловской начали приходить военные.
– По ним видно, что проходят лечение или реабилитацию после ранений. Каждый раз, когда в зале военный, мы после аплодисментов актерам делаем аплодисменты защитникам и вспоминаем наших ребят, защищающих Отечество.
Никто не знает, ходили ли эти дяди в театры в мирное время. Может быть, и не ходили. Но когда приходят сейчас, значит, есть потребность, так что это тоже часть реабилитации.
- А еще полгода назад мы наконец-то осуществили нашу мечту, наш план, который откладывался из-за пандемии, – открыли сцену на Троещине, - делится Виталий Кино. – В этом огромном микрорайоне, где, по крайней мере, до войны проживало полмиллиона киевлян, не было ни одного художественного заведения. А спрос, оказывается, очень велик. Люди приходят и искренне благодарят.
Открытие проходило под шутливым слоганом "Мы не можем провести метро на Троещину, но можем привезти театр". И это, оказывается, очень принципиально.
Театр на Троещине открылся полгода назад – в репертуаре и детские, и взрослые представления. Как эротический триллер по мотивам рассказов Ольги Кобылянской. Фото: facebook.com/teatrnatroi