24 ноября
Загрузить еще

«Вам, гадам, назло», или Театротерапия. Почему во время войны - невероятный спрос на спектакли и оперы

«Вам, гадам, назло», или Театротерапия. Почему во время войны - невероятный спрос на спектакли и оперы
Фото: facebook.com/frankoteatre

Просто бесовщина какая-то: на "Конотопскую ведьму" в столичном театре им. Ивана Франко билеты раскуплены по март, зато продаются на OLX. С хорошей, конечно, наценкой. Люди пишут гневные комментарии в соцсетях, в театре только разводят руками: ничего не можем сделать с перекупщиками, это не хлеб, не соль, чтобы вводить ограничения "в одни руки". Сейчас спекуляция законом не наказывается, но мы о другой стороне медали: там, где это явление присутствует, гарантирован спрос. Следовательно, выходит, что во время войны, когда столько бед, тревог, горя и проблем, сценическое действо приравнивается к весу хлеба и соли.

Журналистка Коротко про исследовала феномен.

Паляница из "Наталки Полтавки"

Эти перекупщики делают свой бизнес не только на платформах бесплатных объявлений. Словно голуби, они толкутся на площадке возле Национальной оперы Украины, предлагая "лишние билеты".

- Пытаемся гонять, но дальше как на пять метров не отходят, - говорит руководитель пресс-службы театра Лана Рокси. – Билеты мы продаем через интернет, и разлетаются они очень быстро. Люди обижаются, когда не успевают купить. Нам очень жаль, что из-за войны не имеем возможности разместить всех желающих.

В мирное время роскошный зал Национальной оперы мог принять 1300 зрителей. Когда были свободные места, бесплатно пускали на спектакли пенсионеров. Сейчас продается всего 459 билетов.

– Когда звучит сигнал воздушной тревоги, мы прерываем спектакль. За бомбоубежище у нас правит гардероб. Здесь есть два туалета, вода, резервное освещение, несколько выходов. Когда в мае 2022 года театр возобновил свою работу, представители ГСЧС обследовали помещение и пришли к выводу, что оно рассчитано на 300 человек – столько и поставили стульчиков. Но впоследствии попытались немного уплотниться и тоже получили на это разрешение, - объясняет Лана.

Репертуар в театре организовали таким образом, чтобы был на все вкусы. Кто-то любит балет, кто-то - хоры и арии. И вот что примечательно, среди опер большой популярностью стали пользоваться национальные – "Запорожец за Дунаем" и "Наталка Полтавка".

- Если раньше на "Наталку" в основном водили детей, потому что пьеса Ивана Котляревского входит в школьную программу, то сейчас к спектаклю заметно возросло внимание взрослых. А наши еще немного "похулиганили" - вставили в действо мем о палянице. Это когда Петр (возлюбленный героини, был в батраках) возвращается, и нужно узнать, почему пришел и наш ли он. Смех в зале всегда стоит.

«Конотопская ведьма» – сегодня самый популярный спектакль в Киеве. Билетов не достать. Фото: Театр имени Ивана Франко

«Конотопская ведьма» – сегодня самый популярный спектакль в Киеве. Билетов не достать. Фото: Театр имени Ивана Франко

Желаемая фейерия цветов

В конце октября прошлого года в Национальной опере состоялась премьера " Кота в сапогах " на музыку нашего современника Юрия Шевченко, к сожалению, недавно умершего.

– Опера поставлена ​​по мотивам известной сказки Шарля Перро, понятно, что на нее повели детей. Но с каждым маленьким зрителем - мама, папа, бабушка или дедушка. Вероятно, делились с друзьями и знакомыми впечатлениями, потому что с каждым следующим спектаклем зрительный зал взрослеет, - говорит Лана Рокси.

В соцсетях пишут, что "Кот в сапогах" привлекает не только музыкой и пением, но и чрезвычайно насыщенными, яркими красками костюмов и декораций. Война ассоциируется с черным и серым, а здесь такая фейерия животворных цветов.

- В мае 2022 года мы открылись на День Европы, поэтому первой дали оперу "Севильский цирюльник", - вспоминает Лана Рокси. - Когда стихла последняя музыкальная нота, 300 наших первых зрителей аплодировали стоя – казалось, в зале были все 1300. Главный режиссер Анатолий Соловьяненко спустился к ним, пошла за ним и я. Смотрю – у людей слезы текут по щекам, а ведь веселую оперу слушали. Анатолий Анатольевич поблагодарил людей и спросил, что заставило их прийти в театр, когда война и столько проблем. Одна женщина ответила: чтобы хоть на полтора часа отойти от того, что за этими стенами. А мне один человек сказал, что открытие оперного театра можно приравнять к возвращению Посольства США в Киев. Это значит, что все возвращает к лучшему.

«Кот в сапогах» в Национальной опере Украины привлекает и сказочным сюжетом и яркими красками. Фото: opera.com.ua

«Кот в сапогах» в Национальной опере Украины привлекает и сказочным сюжетом и яркими красками. Фото: opera.com.ua

Все три зала регулярно заполняются

Национальный академический драматический театр имени Леси Украинки в Киеве на улице Богдана Хмельницкого первым возобновил свою работу после полномасштабного вторжения – в апреле 2022-го. Упоминание о "русской драме" навсегда исчезло из названия, как и русскоязычный репертуар. Руководитель литературной части Борис Курицын говорит, что такое решение коллектив принял 25 февраля – на второй день после начала полномасштабного вторжения. Перестроиться не было никаких проблем.

– У нас играют выпускники украинских театральных вузов. Даже актрисы, получившие дипломы московских вузов при советской власти, например, всеми любимая Лариса Кадочникова, прекрасно овладели украинским языком. И пьесы мы переводим не с русского, а с языка оригинала, – говорит Борис Курицын.

Смена языка любимых актеров была воспринята совершенно естественно и зрителями. Первый спектакль "Три любви" о Лесе Украинке состоялся 10 апреля, когда Киев был еще полупуст, когда плохо ходил транспорт и люди просто боялись отлучаться далеко от дома. Но билеты раскупили за сутки...

- Несколько месяцев мы были единственным драматическим театром, работавшим в Киеве, - вспоминает наш собеседник. – Потом к нам присоединился театр имени Ивана Франко, который тоже стал давать представления на нашей площадке. После лета-2022, получив разрешение, коллеги вернулись на свою сцену.

Сейчас театр на улице Богдана Хмельницкого работает в полный зал. Точнее, на три своих полных зала, спектакли идут параллельно.

- Оборудованного бомбоубежища у нас нет, но в одном шаге - станция метро "Театральная". В холодное время года гардеробы не работают, зрители сидят в верхней одежде – к нашему большому сожалению, но сейчас такая реальность. Когда раздается воздушная тревога, спектакль прекращается, и люди выходят переждать опасность в подземку, - объясняет руководитель литературной части.

Несмотря на такие неудобства, все три зала регулярно заполняются поклонниками драмы и комедии. Говорить о ежедневном аншлаге Борис Курицын не берется. Есть спектакли, на которые билеты раскупаются за несколько месяцев вперед (та же проблема со спекулянтами), есть вызывающие меньший ажиотаж, но в среднем каждый спектакль набирает до 85% зрителей.

К слову, билеты в Театр имени Леси Украинки можно купить не только через интернет, а в традиционной кассе с окошечком. Для давних поклонников Мельпомены это тоже дорогой сердцу ритуал.

Премьера в театре Леси Украинки. Фото: facebook.com/lesyatheatre

Премьера в театре Леси Украинки. Фото: facebook.com/lesyatheatre

Люди приходили как замершие, а выходили с эмоциями

Центр искусств "Новый украинский театр", или Театр на Михайловской, который находится в самом центре Киева, не прекращает работу во время воздушных тревог. Собственно, театр и есть бомбоубежище – представления даются на сцене полуподвального помещения с крепкими стенами.

– Мы возобновили работу в июне 2022 года. Было очень непросто, потому что на тот момент имели возможность играть только пару вечерних спектаклей и пару спектаклей для семейного просмотра. Многие актеры находились не в Киеве, трое – Алексей Власенко, Олег Щербина, Таня Бондаренко - с первых дней ушли в армию и до сих пор служат, женщины с малыми детьми уехали за пределы Украины. А главное, что мы не знали, как отреагирует зритель, не были уверены, что вот в такой момент театр кому-то нужен, - говорит директор-художественный руководитель Театра на Михайловской Виталий Кино.

Он вспоминает, как на первых спектаклях пристально всматривались в лица зрителей.

– Это были совсем другие люди, чем до войны. Приходили без настроения, какие-то замершие, словно без ощущений. Но творилось чудо. После спектакля лица оживали. У кого-то слезы на глазах, у кого-то – улыбка… Тогда мы поняли, что есть такое – театротерапия. Особенно, когда вокруг сплошная драма, а мы предлагаем комедию. В течение года театр полностью восстановился, мы пополнили труппу, пригласив новых актеров, которые из-за войны остались без работы. На сегодняшний день у нас есть полноценная афиша и полноценный репертуар.

Театр на Михайловский работает и во время воздушных тревог. Фото: facebook.com/AlenaSysoieva

Театр на Михайловский работает и во время воздушных тревог. Фото: facebook.com/AlenaSysoieva

За что благодарят на Троещине

Театр на Михайловской - камерный. Между зрителями и актерами расстояние вытянутой руки создает для первых - эффект собственного присутствия в действе, а от вторых требует особой искренности.

- Об аншлагах я умолчу, потому что когда в зрительном зале до 40 мест, ими можно кичиться каждый день, - улыбается Виталий Кино. - Правда, бывают дни, когда утром Киев плотно обстреливают, и мы не знаем, придет ли зритель после такого нервного напряжения. А вечером все равно собирается зал. И это снова несколько другие люди, чем в более спокойные дни. От них особенная энергия бьет, на лице просто написано: "Вам, гадам, назло! Мы хотим жить, хотим получать эмоции!"

С сентября-2022 в Театр на Михайловской начали приходить военные.

– По ним видно, что проходят лечение или реабилитацию после ранений. Каждый раз, когда в зале военный, мы после аплодисментов актерам делаем аплодисменты защитникам и вспоминаем наших ребят, защищающих Отечество.

Никто не знает, ходили ли эти дяди в театры в мирное время. Может быть, и не ходили. Но когда приходят сейчас, значит, есть потребность, так что это тоже часть реабилитации.

- А еще полгода назад мы наконец-то осуществили нашу мечту, наш план, который откладывался из-за пандемии, – открыли сцену на Троещине, - делится Виталий Кино. – В этом огромном микрорайоне, где, по крайней мере, до войны проживало полмиллиона киевлян, не было ни одного художественного заведения. А спрос, оказывается, очень велик. Люди приходят и искренне благодарят.

Открытие проходило под шутливым слоганом "Мы не можем провести метро на Троещину, но можем привезти театр". И это, оказывается, очень принципиально.

Театр на Троещине открылся полгода назад – в репертуаре и детские, и взрослые представления. Как эротический триллер по мотивам рассказов Ольги Кобылянской. Фото: facebook.com/teatrnatroi

Театр на Троещине открылся полгода назад – в репертуаре и детские, и взрослые представления. Как эротический триллер по мотивам рассказов Ольги Кобылянской. Фото: facebook.com/teatrnatroi