21 ноября
Загрузить еще

Багги и “народный кухонный дрон”: волонтеры в Черкассах своими руками собирают технику на фронт

Багги и “народный кухонный дрон”: волонтеры в Черкассах своими руками собирают технику на фронт
Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Легкие мобильные тактические автомобили - багги - отправляют в самые горячие точки страны. Запрос на машины всегда актуален, говорит председатель черкасской волонтерской организации “Наш батальон” Вячеслав Скичко. Недавно волонтеры по просьбе военных также начали изготавливать дроны.

Автомобили волонтеры делают в партнерстве с одним из черкасских предприятий.

- Нам выделили территорию и работников, ребят с руками и мозгами - вместе с ними мы делаем багги, - объясняет Вячеслав.

Подробности о “народных” дронах и легких мобильных багги Вячеслав Скичко рассказал Коротко про.

Наши багги сделаны на базе "жигулей"

- Сейчас у нас две модели багги – «Мангуст» и «Полоз». «Мангуст» предназначен для потребностей штурмовых групп, разведки, аэроразведки, для мобильных групп под определенные задачи, в том числе для тех, кто работает с "Джавелинами". В такую машину можно сесть втроем-вчетвером, взять с собой немного оборудования.

Багги "Полоз" у нас уже давно. Почти год назад ребята просили у нас машину с кузовом, чтобы привозить на передовую грузы или что-то забирать. И, к сожалению, чтобы вывозить раненых, как многие делают, - на квадроциклах с прицепами.
Пикапами далеко не уедешь: их легко подбивают. Ребята просили легкий тактический автомобиль, который мог бы заехать на передовую и забрать раненых. Сделали такую модель под запрос - назвали ее «Полоз».

Вначале был «Полоз». Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Вначале был «Полоз». Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

- Вы используете для багги какие-то старые автомашины?

- И «Полоз», и «Мангуст» сделаны на базе «жигулей». «Мангуст» - на основе 8-9-й модели, «Полоз» - от “копейки” до “шестерки-семерки”. Используется относительно дешевая база с запчастями, которые, условно говоря, есть в каждом селе - в любом гараже можно найти запчасти.

Всю советскую технику ребята с руками легко ремонтируют. Если использовать дорогую импортную технику - “дизели”, “ауди”, “опели”, - багги будет получаться слишком дорогостоящим. Кроме того, в случае поломки на передовой он будет требовать дорогого ремонта. Это значит, машину нужно забирать - неделю или месяц ее будут вывозить с передовой. Другое дело “копейка” - она быстро ремонтируется руками ребят прямо на месте.

Плюс багги в том, что эта машина - на базе советских “жигулей”, механизмы для нее есть всегда - двигатель и коробка ходовая.

- И, наверное, в отличие от пикапа, багги не так заметен?

- Да, именно поэтому ребята просят багги: они меньше по размеру, более юркие, не такие тяжелые. За счет того, что машина легкая, багги могут проехать там, где пикап не сможет. 

Багги делают на основе «жигулей» - дешево и практично. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Багги делают на основе «жигулей» - дешево и практично. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Рассчитываем, что багги должен «прожить» год…

- А сколько времени уходит на создание одной машины? И насколько большая у вас команда?

- В среднем, на производство одного автомобиля, в зависимости от состояния комплектующих, уходит от 5 до 7 дней. Сейчас на разных процессах около 8-10 ребят. Это автомеханики, автоэлектрики, сварщики. Для того чтобы работа была сделана быстро и качественно, нужны люди, которые в этом разбираются, - они и собирают такие машины.

- Но ведь даже старенькая «копейка» стоит денег, плюс комплектующие еще. Во сколько обходится создание одного багги? Денег наверняка не хватает?

- Их всегда, к сожалению, не хватает: запросов на такие машины очень много - делаем то, что можем. «Полоз» стоит примерно 130 тысяч гривен. «Мангусты» дороже: там “восьмерки” и ”девятки” больше нужны, что-то докупаем. Цена «Мангуста», по итогу, составляет около 190 тысяч гривен.

Но если сравнить их с джипом б/у или зарубежным пикапом, выйдет все равно дешевле. Если бы мы багги делали на базе каких-то иномарок, вышло бы вдвое дороже. 

Когда только начинали изготавливать багги, советовались с военными. Они говорили: "Сделайте нам то, что попроще. Пусть машина будет не так хороша по техническим характеристикам, но лучше вы нам сделаете 10 вариантов попроще, чем две покруче. Нам ведь выполнять немало боевых заданий, и машин нужно много, а не одна или две".
Кроме того, мы находимся в центральной Украине, у нас нет того доступа к базам доноров, что есть на западе Украины. Там много разборок, можно ездить в Польшу, Словакию или куда-то еще. Для нас это далеко, затратно и требует много людей. Поэтому мы используем для создания багги “жигули”, которые можно найти здесь на месте.

Порой нам их дарят люди со словами: если ребятам нужно. Передают нам старые машины, из них мы делаем багги.

- Куда едут ваши багги, если не тайна? В Авдеевку, в Марьинку?

- Туда в том числе. Работаем по всему фронту - от Харьковской до Херсонской области. За этот год мы сделали около сотни машин. Начали ими заниматься под конец 2022 года. Скоро наберется сотня машин, перевезенных на фронт.

- Сколько в среднем “живет” такой багги?

- По-разному. Есть машины, которые были сделаны год назад и до сих пор катаются. А бывает, сделаешь багги, а машина "прожила" две недели из-за артобстрела или прилета ракеты - все зависит от боевых условий.

Скажем так, по надежности и выдержке машина “живет” год. Ребята ее ремонтируют - машина работает дальше.

На багги «Мангуст» можно возить не только военных, а и до 40 дронов. Вячеслав Скичко (справа) и Анатолий Стеценко, глава Профсоюза работников образования Черкащины. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

На багги «Мангуст» можно возить не только военных, а и до 40 дронов. Вячеслав Скичко (справа) и Анатолий Стеценко, глава Профсоюза работников образования Черкащины. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

“На фронте у нас постоянно просили дроны” 

- Вы, говорят, и дроны начали делать. Был какой-то запрос?

- Еще 2-3 месяца назад при поездках на фронт ребята постоянно просили: научите нас “летать”, дайте нам дроны. Так было почти в каждом подразделении, куда бы мы ни приезжали. Тема с дронами начала быстро набирать обороты: они стали востребованы по всей линии фронта. 

Мы начали формировать ребятам рюкзаки, стартовые пакеты, системы управления дронами - это было начало. Потом совместно с одним заведением и с одной из воинских частей самообороны мы создали центр обучения пилотов - теперь учим пилотов “летать” и сейчас уже десятками изготавливаем дроны.

Это и дроны-"камикадзе", самые простые 7-дюймовые, затем начали делать дроны 10-дюймовые, 18-дюймовые - разведчики со специализированными камерами. Делаем широкий спектр дронов - от ударных одноразовых до многоразовых бомберов и разведчиков.

В «Нашем Батальоне» работает центр обучения пилотов дронов. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

В «Нашем Батальоне» работает центр обучения пилотов дронов. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

- Учились где-то специально делать дроны? Или, как и многие другие, по урокам из интернета?

- Сначала приобщили одного человека, который в этом разбирается, - это было его хобби еще с мирной жизни. Потом начали присоединяться волонтеры, которые интересовались темой. Кто-то действительно прошел курсы в интернете - попробовал, поучился - и дело пошло. Как говорят, “народный кухонный дрон".

Тут главное - начать. Первый дрон может не получиться - первый блин комом, но второй обязательно получится. И так уже десятки дронов сделаны - нет ничего невозможного.

- Запчасти для дронов где берете? Многие в Китае заказывают.

- Мы их находим. Есть, конечно, определенные задержки, тем не менее, все покупается.
К сожалению, пока лидирует Китай, но уже есть предложения от украинских производителей. Опять-таки, благодаря тому что многие волонтерские группы начали этим заниматься, наши производители стали включаться в процесс производства комплектующих для дронов. Так мы начинаем сами производить то, что нам нужно.

- Во сколько в среднем обходится один дрон?

- В зависимости от комплектации, от условий, в которых придется работать дрону, от технических характеристик. В среднем, от 11-12 тысяч грн до 20-25, но вообще границ нет. Все зависит от того, какой дрон.

Беспилотник-разведчик с тепловизионной камерой может стоить порядка 5 тыс. долларов - цена зависит от оборудования, которое есть на дроне.

Самые простые, "камикадзе", в среднем будут стоить 400-500 долларов. У больших разведывательных дронов со специальными камерами и цена соответствующая: только камера для дрона будет стоить 2-3 тысячи долларов.

- А что вы думаете о призыве министра цифровой информации, что каждый украинец может пройти курсы и делать дроны дома?

- Мы тоже это советуем и знаем людей, которые так поступают - сидят дома и собирают дроны. Они прошли курсы, почитали что-то в интернете, посмотрели обучающие видео - попробовали собрать свой первый, второй, третий дрон. У нас уже есть такие люди: они собрали дома не одну “птичку” и передали их на фронт.

Сегодняшняя война - война технологов. Мы должны становиться нацией инженеров, теми, кто будет изготавливать качественный интеллектуальный продукт. Не просто торговать или покупать что-то в Китае, а работать своими руками, налаживать собственное производство, развивать технологические цепочки и свои предприятия.
Мы эту войну выиграем, если станем боеспособной нацией, которая не только будет собирать средства и что-то просить из-за границы, а и сама начнет производить все необходимое. 

Глаза боятся, руки делают: так рождаются беспилотники. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Глаза боятся, руки делают: так рождаются беспилотники. Фото: ФБ ГО «Наш Батальон»

Кстати

На багги и беспилотниках не останавливаются

Как помочь

Волонтерская организация “Наш батальон” собирает автомобили и дроны за донаты неравнодушных людей. Можно помочь:

Карта Приватбанк: 5168 7456 0769 6678

Проект “Літачки”: https://send.monobank.ua/jar/4Gwinp1s8

PayPal: [email protected]