Зимние каникулы в этом году заканчиваются по-разному: кто-то уже 7-го числа идет в школу, многие – 14-го, а кто-то отдыхает почти весь январь. Но рано или поздно дети, которые учатся очно или частично дистанционно, встретятся после длительного перерыва в классе – и здесь возникает традиционный риск подхватить вирусную инфекцию от своих одноклассников. Пока есть немного времени, можно ли укрепить детский иммунитет? Об этом в материале KP.UA рассказывает педиатр " Привітної клініки" Надежда Плющик.
– Надежда, после каникул дети идут в школу и часто подхватывают простудные заболевания. Какие меры можно принять, чтобы этого не произошло?
– Мы все понимаем, что специфических мер не существует. Но и бояться обычной простуды не стоит.
Конечно, в ковидные времена в изоляции дети гораздо меньше болели, поскольку не контактировали друг с другом. Однако такой способ не панацея: мы живем в обществе. Есть такое условное понятие как иммунологический долг. Когда некоторое время мы не болеем, наш иммунитет расслабляется, но рано или поздно мы снова начнем контактировать с людьми и поймаем вирус.
В идеале наш иммунитет должен постоянно находиться в ситуации напряжения. То есть мы контактируем с легкими формами вирусов и можем с ними справиться. Иммунитет понимает: отдыхать не стоит. Таким образом, мы не болеем или болеем в легкой форме.
Поэтому идеальная профилактика заболеваний – образ жизни. Педиатр – это прежде всего представитель профилактической медицины. К профилактике относится вакцинация, образ жизни, ментальные особенности общения с ребенком – и это самое главное.
– И что педиатрия называет правильным образом жизни?
– Это качественный сон, здоровое и вкусное питание. Последнее важно, чтобы ребенку было интересно есть. Если мы говорим о детях, они должны получать от еды удовольствие.
Также это прогулки, спорт и ежегодный профилактический осмотр. Врачи и родители должны понимать, есть ли угроза болезни, вовремя выявлять дефицит тех или иных витаминов и микроэлементов – все это делается при осмотре.
И основное, о чем говорят педиатры – вакцинация. Она защищает от тяжелых, часто неизлечимых заболеваний. Следует помнить не только о вакцинах, входящих в национальный календарь, но и о рекомендованных вакцинах, которые используют все цивилизованные страны, – это вакцины против ротавирусной инфекции, менингококков, гриппа, гепатита А и других заболеваний.
– Есть ли смысл пить чаи с лимоном и медом, имбирем, возможно, принимать витамин D? Это поможет не принести домой простуду?
– Чаи с лимоном и имбирем можно всегда и всем, если нет аллергических реакций. В случае аллергии ребенка на имбирь мы вряд ли будем его давать. Но если дети отказываются подобный чай пить – заставлять их точно не нужно. Достаточно предложить просто воду: будет тот же эффект. Относительно невероятных особенностей любых таблеток мы все понимаем: такого не существует.
О витамине D. Есть исследования, которые доказывают: употребление витамина D защищает от острой вирусной инфекции верхних дыхательных путей. Однако при этом нужно понимать, нет ли у ребенка проблем с ЖКТ, чтобы витамин D усваивался. Также важно помнить, что передозировка может вызвать повышение уровня кальция в крови, что не очень хорошо.
Поэтому, прежде чем использовать высокие (лечебные) дозы витамина D, нужно проконсультироваться с врачом. Если врач на приеме его назначает, это здорово, витамин этот имеет доказательную базу и является профилактикой вирусных заболеваний.
Что касается профилактических доз, врачи сходятся на верхнем пределе витамина D – 1000 МЕ в сутки (и для детей, и для взрослых). Конкретную дозировку назначит врач (диапазон 400-1000). Для беременных дозы немного больше – 800-2000 МЕ в сутки (нормы немного отличаются в разных странах).
Младенцам обязательно нужно давать витамин D: это профилактика рахита.
– Вы говорите, что для физического здоровья важно ментальное. Как заботиться о ментальном здоровье ребенка?
– Сегодня нас окружает множество стрессов, конфликтов – поколение очень тревожное. Часть детей имеют функциональные расстройства. Это не расстройства на уровне болезни органов и систем, а нарушение функций работы нервной системы. Тревожность мы можем корректировать как пример покоя для ребенка, создавая обстановку безопасности, понимания, поддержки. В этом случае ребенок будет чувствовать себя лучше.
Бывают дети с особенностями, с которыми сложно договориться. В этом случае всегда можно объяснить, что происходит с ребенком и почему это происходит. Когда ребенку есть кому довериться, это большой плюс: моральное состояние влияет на уровень заболеваемости.
Также мы должны помнить о ментальных особенностях подростков. К примеру, на фоне повышенной тревожности или депрессивных эпизодов у ребенка могут возникнуть расстройства пищевого поведения. Когда дети не доедают или передают – это также способствует более частым болезням. Родителям нужно обратить на это внимание.
Избыточный вес может являться следствием эндокринных нарушений. Также это высокий риск получить в будущем инсулинорезистентность, что способствует риску заболевания сахарным диабетом. Так одни проблемы могут наслаиваться на другие. Это может быть апноэ во время сна, частые заболевания, нарушения метаболизма и памяти. Это большой комплекс, на который следует обращать внимание с детства. Основной момент здесь – пример родителей.
Дети - как маленькие зеркала. Они копируют поведение окружения, где находятся. Если у родителей есть культура переедания или заедания стресса, можно сказать ребенку: ты так не поступай, но дети все равно будут подсознательно повторять за взрослыми.
– То, что постоянно звучат воздушные тревоги и детям приходится идти в укрытие, тоже не добавляет здоровья. Даже если подвал хорошо оборудован, все равно ребенок может дышать непонятно чем. Можно ли справиться с возможными вредными последствиями?
– Да, прогулками и вакцинацией. Вакцинация – это очень важно. От гриппа, ковида также против пневмококка. Пневмококк - это все-таки бактерия, требующая назначения антибиотиков. Плюс он агрессивен и на фоне ослабленного иммунитета быстро захватывает власть.
Относительно укрытий - там не должно быть холодно. Не должно быть резкого перепада температур. Если это нельзя изменить, нужно иметь какую-то теплую одежду.
Тревоги – это, конечно, и стресс, но во многом восприятие ребенка зависит от взрослых. Хорошо, если они умеют превратить происходящее в игру. Например, ты приучаешь детей, что вы играете в пиратов и прячетесь в укрытие, а воспитатель вас ищет.
Старшие дети все понимают. Им нужно спокойно все объяснять, теплее одеваться, давать термосы с теплыми напитками и, возможно, иметь дополнительный комплект одежды, которой можно воспользоваться.
– А относительно малоподвижного образа жизни, как с ним быть? Это особенно актуально для детей, обучающихся дистанционно.
– Это культура и комплекс привычек, которые мы формируем годами. Заинтересовать ребенка, например, встретив со школы и спрашивая, как прошел его день, гуляя по парку, – это тоже классный момент. Так устанавливается контакт с ребенком и формируется полезная привычка прогулок.
К примеру, на выходные можно не в кинотеатр ездить, а ходить всей семьей в бассейн. Или просто пойти не в ближайший магазин, а пройтись несколько кварталов, потому что там конфета вкуснее или живет какая-нибудь красивая собачка, если мы говорим о малышах.
Аналогичная история с пищевым поведением. Здесь нужно начинать с привычек родителей. Если они привыкли употреблять 12 блюд каждый вечер, вряд ли ребенок будет жить иначе. Нужна очень большая работа над собой в старшем возрасте, чтобы изменить эти паттерны.
Поэтому я считаю, что, когда мы говорим о детях, мы говорим и об их родителях. Даже малышам от двух месяцев, хорошо держащих голову, разрешено плавать в бассейне. Это способствует хорошему формированию мышц, дети лучше спят и меньше беспокоятся.
Если это старшие дети, они более закрыты, имеют собственный мир, изредка пускают туда взрослых. С ними надо говорить, рассказывать что-нибудь о себе, показывать то, что ты делаешь, и делать это искренне.
Если это будет просто хорошее времяпрепровождение или у ребенка есть люди, которым он доверяет, он никогда не будет делать какие-то плохие вещи.
– Это хорошо в выходные или если родители свободны. Когда ребенок остается дома один, может часами не отходить от компьютера. От длинного сидения на одном месте часто портится осанка, что можно сделать в этом случае?
– Мне нравится идея из Азии, там придумали среди бела дня делать 15-минутные перерывы. В офисе они укладываются на разложенные кресла или пол и делают упражнения для спины, используя валики. Или встают и используют упражнения сгибания – разгибания, поворачивают голову в разные стороны для релаксации мышц. Когда у тебя есть какие-то 15 минут, ты или прошелся, или вернулся, или покрутился. Это неплохой опыт, по-моему. Ну и, конечно, должна быть зарядка. Каждый час можно делать упражнения для спины, один раз в 40 минут - упражнения для глаз.
Для спины неплохо работает йога, упражнения типа "собака мордой вниз", ребенок их может делать дома. Неплохая гимнастика цигун. Там не нужно много пространства и подготовки. Ты просто встал, потянулся, подышал – и тебе уже будет комфортнее.
Относительно лечебных комплексов для спины - здесь нужно немного больше. К примеру, турник, на котором ребенок может повисеть или канатик. Но это сложнее, чем совершить несколько оборотов.
- Что касается прогулок... гулять полезно в любую погоду?
– Конечно, даже если ребенок болеет. Заболевшего ребенка часто пытаются закрыть в комнате. На самом деле свежий воздух – это здорово, и детям с острой респираторной инфекцией гораздо легче во время прогулки. На улице они лучше дышат, у них не так заложен нос. Вернулись домой – хорошо промыли нос – ребенок чувствует себя бодрее.
Если температура плохо сбивается, некоторое время нужно побыть дома. Если ибупрофен или парацетамол сработал, ребенок носится по квартире, можно выйти прогуляться, но где-то неподалеку: мы понимаем, что действие жаропонижающих может закончиться - нужно иметь возможность быстро вернуться домой.
Когда не нужно гулять? Когда ребенок плохо чувствует себя, у него высокая температура, есть слабость, рвота или диарея. Это понятные вещи, но о них следует сказать.