Сейчас пробка возле пункта пропуска "Шегини-Медика", по словам водителей, растянулась на 85-90 км. 20 декабря из нее после 12 дней в очереди на заезд в Украину выбрался дальнобойщик Петр Косаревич.
- Если вы хотите приключений, я вам настоятельно рекомендую поехать в Перемышль (город в 15 км от пункта пропуска "Шегини-Медика"), - делится с KP.UA Петр Косаревич. – Там есть две колеи, рондо, как поляки говорят, и посмотрите, что там происходит.
На этих колеях, рассказывают дальнобойщики, полиция проводит в колею (очередь) украинских фур грузовики на польских номерах.
- Мы стояли группами по 20-25 фур, - продолжает Петр Косаревич. - За час нас должны подтягивать к границе на полкилометра, а может, даже на два. Они приводят сзади конвоем одну фуру - и к нам подтягивают. То есть задние не видят, что к нам пришвартовали еще одного «клиента». Если видим - выходим, начинаем бунтовать.
Петр предложил коллегам такое решение – составлять списки с описанием 20-30 машин, которые стоят спереди и сзади, чтобы исключить «левых».
Дальнобойщиков бесит, что пропускают польские машины в обход очереди. Чаще это происходит ночью, когда многие спят.
- На "Медика-Шегини" они пускают по пять машин в час, - рассказывает Петр. – Стоим в очереди из десяти фур – пять машин на заезд через час, и через час еще пять. Ночью, часа в три, полиция проводит три поляка, три «бочки» ADR (опасный груз – бензин, газ и т.д. – Авт.), ставит перед нами и говорит, что вуйт (местный гражданский начальник) или полицейский комиссар дали письмо, и они должны проехать. Было, что полиция сама днем провела «холодильник» (фура со скоропортящимся грузом. – Авт.) к нам и поставила перед началом колейки. Мы сильно ссорились, и все-таки выгнали его.
Фуры с ADR, опасными грузами и те самые «холодильники» - в приоритете на заезд. Петр возит дизель, Тарас – полиэтилен и металл.
- Польская экономика сама пострадает от этой блокады, - отмечает Петр Косаревич. – Наши фуры не ездят, налоги не платятся, за дороги не платится, меньше покупается топлива, меньше продукции покупается.
- Почему, думаете, они так вцепились в Украину? – вступает в разговор дальнобойщик Тарас Ярына. - Потому что в Украину идет много грузов. И здесь платят. Почему они не едут на Германию или Словакию? Один поляк мне объяснил – он ездил на Голландию, Германию, и ему по сей день не заплатили. «А к вам, говорит, я люблю ездить - я знаю, что мне хорошо оплатят». Наши предприятия нормально оплачивают. Слышал, что в Европе нет таких заработков – если поляк поедет в Германию, он этих денег не заработает. У нас рынок развитый... Они же все это видят. Поэтому специально хотят, чтобы ввели разрешения.
Польская блокада границы продолжает убивать украинских дальнобойщиков. Несколько дней назад на пункте пропуска "Корчова-Краковец" умер 38-летний мужчина. За день до этого, по словам его коллег, у него как раз родился ребенок.
- Ему стало плохо, он подходил к полиции, просил вызвать скорую, - рассказывает KP.UA Тарас Ярына. – Он упал в машине... Скорая приехала через час. Это странно для польской скорой – я езжу по этой стране и знаю, как быстро они носятся.
Тарас простоял в пробке на границе 11 дней. Говорит – здоровье после этого прихрамывает, хотя парень молодой.
- Лежишь сутками – потом поясница болит, спина, шея, - отмечает мужчина. – Чувствую, что с желудком что-то не в порядке - на сухпайке постоянно. Ставят вас на дороге, где лес, поля, если кончается вода или еда – тебе негде купить. Тогда мы отцепляем тягач, саму фуру от прицепа, и едем в магазин со списками – кому что надо. Но 11-12 дней отсидеть в машине - это тяжело.
Протестующих отделяет от дальнобойщиков барьер из полиции, которая и преграждает путь. Они стоят в нескольких километрах – чтобы не достали. А высказать водителям есть что… Где-то протестующие есть, например, на "Рава-Русской", где-то их палатки стоят вроде как пустыми.
По польским законам, во время протестов должны обеспечить людям, на которых влияют действия протестующих, нормальные условия, еду. Условий нет. Из еды привозили пол-литра супа, одну булочку и бутылку 0,3 л воды. Но в последние дни этого уже не было. Водители в фурах сидят «на сухарях», если удастся что-то раздобыть.
- В первый день меня поставили в поле, второй тоже, на третий день – уже возле заправки, - рассказывает Петр. - Дальше возле какого-то села – я ходил полтора километра к магазину, просился туда в туалет – меня пускали. Но если человек в возрасте или больной - он не будет идти далеко. Есть проблема с машинами - это же техника. У кого вебаста (обогреватель в фуре. - Авт.) ломается – тот сидит в холоде. Идут к другому водителю идет греться… Кто-то не хочет выходить из кабины, кто-то стесняется – и даже не скажет, что ему нечего есть. Люди разные – одни общаются между собой, другие - нет.
К украинским дальнобойщикам польские коллеги и вообще поляки относятся по-разному. Если они из-под немецкой границы и никогда в Украину не ездили – им все равно. А те, что ближе к нам, говорят дальнобойщики, относятся хуже.
- У нас рации в каждой фуре, они знают, на каком канале мы сидим, и матерят нас по рации, - отмечает Тарас Ярына. - Но есть поляки и нормальные. Везде есть плохие и хорошие люди.
Например, простой полицейский из Познани, стоящий на кордоне, лично съездил в аптеку за таблетками для соседа Петра по очереди – прихватило почки.
Перевозчики считают, что помочь могли бы представители властей, если бы они были в местах блокады. Возможно, помогли бы пресечь попытки поляков проскочить границу вне очереди.
- Этот бардак больше всего делается по ночам, - вздыхают водители. - Каждый хочет домой. Условия катастрофические, водителей они мордуют на самом деле – это факт.
- Надо на польской стороне выехать серьезной бригадой и в три ряда встать, растянуться на каждой трассе, и чтобы все стояло, - отмечают львовские перевозчики. – И с нашей стороны также – застопорить здесь всех поляков. Пусть тоже Рождество на трассе отмечают. Это катастрофа. Людей домой не пустить на Рождество?! Дети их ждут, жены, родители.
- Помощник консула, с которым я общался, говорит: Петр, это все политика, и не знаю, когда это закончится, - отмечает Петр Косаревич.
Предложения властей эвакуировать их с польской границы водители не принимают.
- Как вы себе это представляете, как оставить потенциально опасный груз? – недоумевает Петр. – А что делать с фурой? Если уйдет домой – ему увольняться с фирмы или возвращаться, и все равно забирать фуру и товар. Та же история с продуктами.
Ситуация на границе продолжает усложняться. Недавно разблокировали пункт пропуска "Ягодин-Дорогусск" – но спустя пять часов снова закрыли. Сейчас на границе стоит около трех тысяч машин.
Если в начале блокады, которую поляки начали два месяца назад, колея фур растягивалась на 25-30 км, сейчас она доходит почти до сотни км. И решения вопроса пока не видно.