Страсти, которые в октябре-ноябре бушевали в волонтерском сообществе, сейчас немного утихли. Автоматизированная система регистрации гуманитарной помощи заработала, но до 1 апреля 2024 года правительство ввело переходный период, в течение которого действуют как электронные, так и бумажные – упрощенные - декларации.
Однако без новаций не обошлось. Декларировать и провозить гуманитарные грузы по действующим правилам могут только благотворительные фонды и неприбыльные общественные организации, имеющие статус юридических лиц, зарегистрированные в системе и получившие специальный код. Какие проблемы этим решили, а какие нет, KP.UA интересовалась у волонтеров.
- Я была на границе с Польшей 1-2 декабря, - рассказывает председатель правления ОО "Инициатива Е+" Валентина Варава. – На таможне должны были задекларировать пять гуманитарных грузов. Что могу сказать... В автоматизированной системе Минсоцполитики мы зарегистрировались заранее – когда она работала в тестовом режиме. А 1 декабря она обнулилась и "легла". 2 декабря наконец-то начала работать, но некорректно – это мягко говоря. Мы как юрлица во второй раз зарегистрировались, но внести в систему груз не смогли. В номерах машин она пропускала цифры, но не пропускала буквы. То есть все дальнейшие шаги блокировались.
Валентина говорит, что решила подать бумажную декларацию. Сама была в группе волонтеров, которые выбивали это право на переходный период нервами и потом.
- Если бы мы тогда не задействовали все рычаги, все официальные и неофициальные каналы, если бы не дошли до президента, доказывая, что автоматизированную систему нельзя сразу вводить без альтернативы, страшно представить, какой коллапс мог бы произойти 1 декабря, - констатирует волонтер.
Сейчас система работает более-менее прилично, действуют два вида деклараций, однако переходный период решил не все проблемы, о которых говорилось в обращениях волонтеров к органам власти. С помощи фронту остались исключены физические лица, то есть простые люди, которые собирают деньги на авто для мужа, сына, кума, брата, друга.
- Не секрет, что военные добавляют к таким пожертвованиям средства, чтобы приобрести себе автомобили. По закону военный может провезти для себя один автомобиль с нулевым растаможиванием, но через границу такие машины проходят очень тяжело, потому что требуют, чтобы покупались на воинскую часть или фонд. Но правда такова, что когда машина приходит на воинскую часть, в 90% случаев она к ребятам не попадает, - поделился на условиях анонимности один из волонтеров. - Все на совести командования. Мы работали с добросовестными командирами, те машины, которые покупали на конкретных лиц, почти все были доставлены адресно. Почти, потому что три автомобиля после составления приема акта-передачи все же осели неизвестно где.
Впрочем, люди из всего пытаются найти выход.
– Системного фонда у нас с друзьями нет, собирали на автомобили, передавали на таможню письмо-запрос от военной бригады, – говорит волонтер-доброволец из Киева Олег Тушинский.
Он и сейчас оптимистично собирает деньги – присмотрел внедорожник Landrover в Ирландии за 1800 евро.
– Тот Ford Ranger, который пригнал ребятам в прошлый раз, продержался под Бахмутом только месяц, – объясняет волонтер. – С новыми правилами, честно говоря, я не очень знаком, но уверен, что наши усилия не пропадут. Будем сотрудничать с официальными благотворительными фондами, через них покупать.
Из гуманитарного звена, кроме физлиц, также исключены зарубежные организации, не имеющие представительств идентификации в Украине.
- Идентификация может происходить с помощью облачного ключа (юридически значимая электронная подпись, хранящаяся на сервере провайдера. – Ред.), с которой происходят банковские операции. Для своих партнеров мы сделали такие еще несколько лет назад. В принципе, процедура не сложная, но все ли, кто раньше помогал Украине просто так, захотят усложнять себе жизнь? – констатирует Валентина Варава.
Автоматизированную систему регистрации гуманитарной помощи Минсоцполитики рекламировало, во-первых, как упрощенную, во-вторых, как надежный контроль за тем, что все грузы будут прибывать по назначению, а не на авторынки или на полки магазинов. Валентина Варава говорит, что упрощенность очень сомнительна, потому что вместо одной теперь нужно подавать две декларации – в систему и на таможню, потому что в системе службы друг друга не видят.
Что касается возможности злоупотреблений, то волонтер согласна – они должны существенно уменьшиться. Однако гарантировать, что исчезнут полностью, нельзя.
- К сожалению, сейчас развивается такой тренд, что "благотворительные" фонды открываются на паспорта стариков бабушек или дедушек. У тех, кто это делает, есть деньги и на бухгалтеров, и на копеечку для "директоров". Так под видом гуманитарки ввозятся автомобили на продажу. Когда начинает припекать хвост, дельцы исчезают. А с пенсионеров что можно взять? – приводит пример Валентина.
Она не исключает, что командиры частей, подписывающих акт приема-передачи, могут быть задействованы в схемах.
Пока мало понятно также, кто и как будет осуществлять строгий контроль.
– На утро 2 декабря, когда пришлось во второй раз зарегистрироваться, наш номер был 1695. То есть только за одни сутки в систему вошли около 1700 организаций и фондов. Только за сутки от начала действия новых правил! Каждое юрлицо рано или поздно будет ввозить гуманитарную помощь. Так сколько нужно людей, чтобы анализировать всю эту информацию, выявлять задержку по отчетам, несоответствие в документах и докладывать о подозрительных фактах в правоохранительные органы?
Система принадлежит Министерству соцполитики. Но один отдел в ведомстве не потянет столь объемную и специфическую работу. Искать нарушения закона должны правоохранительные органы, но там на аналитику миллионов перевозок тоже не найдется ресурсов. По сути, нужно создать отдельную службу по типу аудиторской, но это потребует больших средств.
Валентина Варава поделилась с нами также своими наблюдениями за событиями на украинско-польской границе:
- Когда мы выезжали из Украины в конце ноября, то видели немного польских протестующих. Когда ехали назад, нам никто из них не встретился. Но на всех разъездах дорог в сторону нашей границы были полицейские машины, которые останавливали и задерживали на время украинские фуры. Вероятно, они делали это, чтобы ближе к таможне не было большего коллапса, однако коллапс уже образовался – стояли километровые очереди из грузовиков.
Волонтер говорит, что выделенной полосы для гуманитарных грузов со стороны Польши нет, однако их машины долго не задерживали. Так же, как и автобусы, которые для наших армейцев передали друзья из Гданьска.
- Это потому, что у нас была не фура, а большой бус и автобусы ехали пустыми. То есть транспорт и груз не казались коммерческими. Если бы ехали фурой, то вполне возможно, что попали бы в блокаду, - полагает Валентина.
Также она вспоминает, что с начала войны "Инициатива Е+" завезла в Украину 450 транспортных средств для военных нужд. Однако никогда польская таможня не работала так медленно, как сейчас.