21 ноября
Загрузить еще

Не полгода, а может, и год-два: что известно о возобновлении работы «синей» ветки метро

Не полгода, а может, и год-два: что известно о возобновлении работы «синей» ветки метро
Фото: t.me/c/1243226795/251888

Сегодня, 13 декабря, жизнь жителей Голосеевского района Киева немного упростилась – запустили челночное движение между станциями метро «Теремки» и «Демиевская».

Этому предшествовало закрытие шести станций столичного метрополитена, которое не на шутку усложнило жизнь мегаполиса. Окончательная причина подтопления перегона между "Лыбидской" и "Демиевской" еще не названа, эксперты указывают на природные и человеческие факторы. Полиция начала расследование в уголовном производстве о служебной халатности, городские власти ищут пути решения транспортной проблемы, которая растянется минимум на полгода, а может, на год или два.

Между тем по Киеву ходят слухи, что это еще не коллапс, а только его начало - под вопросом работоспособность нескольких других участков нашей любимой подземки.

Думали, пронесет – не пронесло

Странная получается картина: по всему Киеву ковыряют вполне приличный асфальт на дорогах, перекладывают гранитную мостовую, на велодорожку хотят выделить 35,8 миллиона гривен, а метро – основную транспортную артерию города - довели до состояния "беда-беда".

– У нас предпочитают вкладывать деньги в автомобильную инфраструктуру и экономят на структуре для общественного транспорта, – говорит соучредитель общественной организации “Пассажиры Киева” Александр Гречко. – Если делают ремонты, то очень точечные. Или покупают новые трамваи для Левого берега – желтенькие, красивые, но запускают их по старым путям, с которых они сходят так же легко, как и старые. Так же и метро. О проблемах на "Демиевской" было известно давно, на том перегоне машинисты несколько месяцев сбрасывали скорость движения, чтобы уменьшить угрозу разрушений. Но руководство метрополитена все это умалчивало, пока ситуация не стала катастрофической.

По данным "Пассажиров Киева", протекание воды с песком произошло у пикета 73 в тоннеле, ведущем из "Демиевской" в сторону центра. На горе здесь находятся киоски интернет-магазинов «ДнепрМ» и «Розетки». Проблему обнаружили еще в ноябре, но не афишировали – дай бог, пронесет. Не пронесло. Движение транспорта от "Демиевской" планировали перекрыть в субботу, 9 декабря, но уже днем ​​8-го числа стало понятно, что из соображений безопасности нужно принимать срочные меры.

– Станцию ​​нужно было закрывать на ремонт еще несколько лет назад, – считает Александр Гречко. - Если бы транспортное руководство города ответственно относилось к своим задачам, а не ограничивалось "заплатками", то сегодняшней ситуации можно было избежать. Конечно, были бы неудобства, которые сейчас переживают жители Голосеевского района, были бы недовольны жители города. Но восстановительные работы заняли бы два-три месяца, а не полгода, как сейчас есть в перспективе.

Перспектива действительно невеселая. По словам руководителя КП "Киевский метрополитен" Виктора Брагинского, геологические исследования займут две недели, инженерные исследования – три месяца, над туннелем выроют котлован глубиной 20 на 10 метров, по бокам поставят две стены... То есть станцию ​​фактически будут строить заново. А если, например, взглянуть на темпы строительства метро на массив Виноградарь, финансовые сделки и уголовные дела вокруг этого несчастливого объекта, в "шесть месяцев" мало верится.

2007 год. Кирилл Степанец на том же перегоне между «Лыбидской» и «Демеевской». Между рельсами ручеек воды. Фото: facebook.com/kir.stepanets/

2007 год. Кирилл Степанец на том же перегоне между «Лыбидской» и «Демеевской». Между рельсами ручеек воды. Фото: facebook.com/kir.stepanets/

Виноват... Янукович

Возбуждено уголовное дело и в отношении ЧП на "Демиевской" - "Лыбидской". Судя по сообщению столичной прокуратуры, будут расследоваться, в частности, действия служебных лиц КП «Киевский метрополитен» и подрядных организаций, которые сооружали перегонные тоннели между станциями «Демиевская» и «Лыбидская» в пойме реки Лыбидь. Нынешнее руководство метрополитена уже косвенно и прямо намекает на то, что при строительстве перегона были нарушены нормативы гидроизоляции и химического закрепления.

Сооружение злополучного перегона действительно было очень сложным и даже сопровождалось трагедией. Киевовед и публицист Кирилл Степанец рассказал об этом на своем YouTube-канале. Он напомнил, что станцию ​​метро в районе Центрального автовокзала начали строить еще в 80-х годах прошлого века, но работы свернули из-за плавунов – неустойчивой смеси воды, земли, глины и грязи.

К проекту вернулись в 2005 году, но снова остановились, потому что произошла катастрофа: осенью 2008 года туннелепроходный щит наткнулся на один из таких плавунов, двое рабочих погибли. Последующие работы продвигались очень медленно по технологии замораживания грунтов, фактически вручную. Однако подземные воды все равно проникали в туннель, для их стекания даже были сделаны специальные желоба.

Однако, по мнению Кирилла Степанца, нынешнее разрушение станции вызвано не только сложными геологическими условиями, но и ускорением, которое надал строительству метро избранный в 2010 году президентом Виктор Янукович. "…Янукович, пиарясь на открытии этих станций – "Демиевская", "Васильковская", "Голосеевская", не допустил на это мероприятие никого из посторонних. То есть они хотели как можно быстрее запустить эти туннели”, - говорит киевовед.

Венок в память о погибших метростроях. Из книги Олега Тоцкого

Венок в память о погибших метростроях. Из книги Олега Тоцкого

Потревоженные плавуны

– Плавуны были, они есть и будут, это известно всем. Но давайте учтем, что возле "Демиевской" находится. Планировали одно, а построили совсем другое, – отмечает бывший заместитель начальника столичного метрополитена и главный ревизор безопасности движения поездов Валерий Мелещенко.

Территория вокруг станции, а значит и поймы Лыбеди, в последние годы действительно заросла строительными площадками. Здесь строятся жилые комплексы "Французский квартал", Salut, Riverdale, торговые центры, разнообразные МАФы.

– Все это давит на плавуны, заставляет их менять форму, перемещаться, – констатирует Валерий Мелещенко. – Это можно и нужно было предположить, когда утверждались планы застройки геологически сложной территории. Когда более 20 лет назад "Демиевскую" вводили в эксплуатацию, она была безопасна. Но как с тех пор изменилось количество автомобилей на наших дорогах? Над ветвью метро, ​​кроме новостроек, в разы увеличился транспортный поток, и это тоже может приводить к вибрациям и сдвигам.

Это проблема всего города

Остановка шести станций Оболонско-Теремковской линии метро – это проблемы и неудобства не только Голосеевского района. Киевские власти отрапортовали, что увеличивают количество наземного транспорта, который дублирует маршруты подземки, до 77 автобусов и 20 троллейбусов. По сообщению из информированных источников, их будут снимать с других рейсов по городу. В частности, с 25-го маршрута, курсирующего от проспекта Свободы на Виноградаре до метро "Почайна" уже снято 3 троллейбуса с 6-ти.

А вышеупомянутое челночное движение поездов от "Теремков" до "Демеевской "? Согласно просчетам КГГА, должны курсировать два – три вагона. Но они также с неба не упадут - будут брать с других линий, так что и на "красной", и на "зеленой" ветвях может увеличиться интервал.

А эксперты уже называют новые проблемные отрезки.

- Может быть закрыт участок от "Контрактовой площади" до "Почайной", - говорит Александр Гречко, - потому что там тоже были подтопления. Просадка туннелей замечена на перегоне "Героев Днепра" - "Минская", где под видом укрепления грунтов прямо над метро построены торговые центры. Такая же проблема на отрезках между "Васильковской" - "Выставочным центром", "Бориспольской" - "Красным хутором". Между "Днепр" и "Гидропарк" состояние моста Метро давно в аварийном состоянии.

Забыли, как в сентябре 2019 года было парализовано транспортное движение по набережной города и работа «красной» ветви из-за угрозы взорвать мост Метро психически больным бывшим военным. А если метро остановится в нескольких районах Киева? Мы слишком полагаемся на удобства подземки, чтобы быть готовыми к ее коллапсу.

– Чтобы быть готовыми, нужно развивать наземный общественный транспорт, вкладываться в его инфраструктуру – трамвайные пути, троллейбусные сети. Нельзя полагаться на метро как на панацею. Власти должны предусматривать все нештатные ситуации и планировать резервы, которые можно оперативно задействовать, – убежден Алексей Гречко.