Будем откровенны: часто родители медлят с музыкальным образованием своих детей или пренебрегают им. Отговорок много – от «музыкальная школа далеко» или «ребенку медведь на ухо наступил» до «лучше пусть учит английский или математику».
На самом деле трудно переоценить роль музыки в развитии. Занятия музыкой развивают когнитивные способности, социальные навыки ребенка, помогают ему выразить и регулировать эмоции. Занятия музыкой лучше таблеток лечат ментальное здоровье, возвращают утраченный психоэмоциональный ресурс, развивают память...
С какого возраста лучше начинать обучение, какой инструмент идеально подойдет именно вашему ребенку и еще много интересного о музыке узнавала KP.UA у преподавателя-музыканта Лады Лось.
Педагог-музыкант Лада Лось уверена, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным как и офлайн-уроки. Фото: facebook.com/lada.los
Научиться музыке можно в любом возрасте. Но лучше всего игрой на музыкальных инструментах овладевают именно малыши. Так утверждает педагог-музыкант Лада Лось, которая больше 30 лет открывает и детям, и взрослым мир музыки.
- Ладо, в каком возрасте ребенок уже готов к занятиям музыкой?
- в 2-3 года. И это не рано, а как раз прекрасный возраст, чтобы начинать знакомство с музыкальным инструментом.
- А вообще, кроме приятных мелодий, какая польза от музыкальных занятий?
– Прежде всего, это активная мозговая деятельность. Ученые доказали: в то время, когда ребенок двумя руками работает на музыкальном инструменте, задействованы даже нейроны мозга, которые в другой деятельности вообще не принимают участия.
Музыкальные занятия «запускают» детскую речь, развивают память и чувство ритма, вокальные способности, также появляется многообразие движений.
А еще мелкая моторика: ученику нужно в определенный момент нажать клавишу посильнее, а другую – слабее и только кончиком пальца, подольше держать звук или так, чтобы он отскакивал и переходил ноту в ноту.
Не будем забывать и об эмоциональном интеллекте. Ребенок учится испытывать эмоции, понимать, где веселая мелодия, а где грустная, то есть различать мажор и минор.
Но не только детям важны музыкальные занятия. Советую всем! И особенно людям преклонного возраста. "Три кита" молодости головного мозга - это: активность и движение, изучение иностранных языков, а также умение играть на двуручном музыкальном инструменте.
- Кстати, о инструментах. Фортепиано, скрипка, свирель, а может, вообще бандура? Что советуете для начальных занятий с детьми?
- Идеально – фортепиано. Нет? Тогда можно приобрести небольшой, и даже не новый синтезатор на 49 или 61 клавишу. Ребенку достаточно будет этого инструмента для обучения на начальном уровне. Мои учащиеся изучают нотную грамоту, получают необходимую учебную базу. И, бывает, идут дальше,и овладевают скрипкой, гитарой и другими музыкальными инструментами. И все же фортепиано остается в их жизни.
- 2-3-летний малыш – это обычно непоседливый и активный ребенок. Сколько времени должно длиться занятие с маленьким учеником, чтобы он «держал» внимание?
– В таком возрасте не больше 20 минут. Если вижу, что ребенку трудно сосредоточиться, начинаю рассказывать шутливую сказочку о маленькой пчелке, летающей между белыми и черными цветочками (клавиши фортепиано).
Особое внимание уделяю мотивации. Есть звездочки и кружочки разного цвета, которые получают ученики за то или иное занятие. Также для каждого музыкального произведения есть раскраски. Изучая произведение, ученик зарисовывает любым цветом какую-нибудь часть рисунка, все по его усмотрению. И по завершении урока - готовый рисунок. У каждого ребенка получается что-то свое: кто-то использует строго два цвета, а кто-то творит радугу.
Что касается количества занятий в неделю, то Лада Лось советует заниматься минимум один и максимум три раза в зависимости от целей, задач и возможностей. Уже через несколько уроков маленькие ученики Лады Лось могут сыграть детскую колыбельную «У кота-воркота». Представьте, трехлетний малыш, еще не произносящий всех слов, умело нажимает на клавиши фортепиано, и звучит приятная музыка!
- Что посоветуете тем родителям, которые хотят, чтобы ребенок занимался музыкой?
– Хочу напомнить мамам и папам, что успешные занятия музыкой зависят от трех человек. Это ученик, учитель и родители ученика. Без родительской помощи и поддержки, может, что-то и получится выучить, но результат будет не лучшим. Кстати, я счастлива, когда родители, чаще всего мамы, и сами садятся за музыкальный инструмент. Да, у меня есть такие ученицы! Эти мамы увидели, как играют их дети, и решили научиться и себе.
- Остается ли музыка в жизни ваших учеников после окончания учебы?
– Да! Мы общаемся, и я знаю, что большинство из них имеют замечательное хобби и чрезвычайную любовь к музыке. Я не имею целью подготовить всемирно известного пианиста-виртуоза. На моих уроках нет дрессуры. Стремлюсь, чтобы и дети, и взрослые полюбили музыку, имели в жизни такое интересное и полезное занятие для себя.
Вспоминаю свою взрослую ученицу, у которой был насыщен рабочий график, и только после 20:00 она имела возможность заниматься музыкой. И два раза в неделю мы с ней встречались. Уставшая после тяжелого рабочего дня, ученица расцветала за фортепиано, в музыку изливала свои эмоции. И по завершении урока вставала из-за инструмента, полная сил и вдохновения.
- Лично вы какие музыкальные композиции прослушиваете в свободное от педагогической деятельности время? Или, может, «слушаете» тишину?
Люблю музыцировать за инструментом, тогда я отдыхаю. В свободное от занятий время прослушиваю любимые композиции и открываю для себя новые имена музыкантов и композиторов. Музыка – это то, без чего я не представляю своей жизни. Но «слушать» тишину тоже очень люблю.
Лада Лось уже десять лет уроки проводит в онлайн-формате. Здесь у большинства людей сразу «включается» определенный скептицизм: да, дистанционное обучение – это удобно, но учить, например, иностранный язык онлайн – это одно, а учиться игре на музыкальном инструменте – совсем другое…
– В онлайн-режиме работаю много лет, и по собственному опыту скажу: такие занятия могут быть полезны, как и офлайн, – рассказывает KP.UA педагог-музыкант Лада Лось. – Правда, при условии, что все участники процесса постараются. Например, учитель должен подготовить интересные темы, продумать как лучше объяснить пианистические приемы игры. А также позаботиться о хорошем техническом обеспечении. Я до сих пор совершенствую свои уроки: дописываю аудиодемонстрации, видеообъяснения, дорисовываю схемы. Также дистанционка – действительно удобно. Таким урокам не помешают простуды, непогода за окном или жара, автомобильные пробки. Нажмите кнопку на компьютере или телефоне – и преподаватель уже рядом.
- Правильное положение рук – это отлично, но, поверьте, это не главная цель уроков музыки. Я стараюсь, чтобы все мои ученики, от самого маленького до самого старшего, любили музыку и свое творчество, имели такое прекрасное развивающее хобби. А свои руки ученики со временем поставят правильно: чтобы удобно было играть долго и в такт.
Правильное положение рук во время игры на фортепиано – важно, но не главная цель уроков музыки. Фото: facebook.com/lada.los
Какие курсы музыкального искусства предлагает Лада Лось?
Кому? Всем - возраст от 2 лет.
Каждый вторник в 20.00 по киевскому времени педагог рассказывает о музыкальных инструментах, учит определенным терминам, предлагает зрителям прослушать те или иные музыкальные произведения.
Стоимость: бесплатно
Кому? Детям от 3 до 5 лет.
Продолжительность: 10 занятий по 30 минут.
Онлайн-курс для начинающих. Состоит из двух уровней. В игровой форме дети изучают ноты: например, до – это долька, ре – редька. С течением времени переходят на игру по черно-белым нотам, которые ребенку уже легко понять. Живые занятия с записью и обратной связью с преподавателем на домашние задания. Также Лада Лось предоставляет дополнительные материалы. На втором уроке ребенок сможет сыграть свое первое произведение по детским нотам. А после завершения курса будет выполнять от 3 до 7 пьес.
Стоимость: 2250 грн.
Кому? Начинающие любого возраста.
Продолжительность: 10 занятий по 60 минут.
Онлайн-курс с домашними заданиями и последующей их проверкой педагогом.
Стоимость: 2250 грн.