Год назад супруги Сергей и Эльвира Таморки из Черкасс решились открыть новый бизнес. Ждать завершения войны - это потеря времени, - решил Сергей и взялся за производство тафтинговых ковров (технология, при которой ковры создаются с помощью ткачества пучками, что позволяет создать рельеф и разную текстуру).
Основные заказчики пары - из-за границы. Сергей уверен: такая бизнес-политика пойдет на пользу экономике Украины.
О необычных и ярких крафтовых работах, об опыте и ведении бизнеса во время войны Сергей Таморка рассказал KP.UA.
- Сергей, как вы решились в столь непредсказуемое время открыть свой бизнес?
- Идея заняться коврами возникла еще в 2020 году, до этого у нас с женой был магазин онлайн-одежды. Подготовительную работу начали осенью прошлого года. Уже в декабре выпустили первый ковер. Соответственно, нашему новому бизнесу год.
Думаю, какие-то важные дела и планы нет смысла и времени откладывать на послевоенное время. Уже сейчас надо что-то делать, тем более, если мы имеем такую возможность.
- А почему именно ковры?
- Действительно, ковры в Украине - редкая история. Нам больше понравилась идея с коврами, чем с одеждой: здесь есть где развернуться. Мы можем воплощать наши идеи, создавать дизайны, реализовывать проекты, количество цветов не ограничено.
Это не то, что мы шьем что-то одно на какой-то фабрике.
- Ваши ковры выглядят совсем не так, какими мы привыкли их видеть...
- Есть разница между нашим представлением, что такое ковер, и зарубежным. Поэтому наши ковры воспринимается украинской аудиторией как что-то необычное. Они могут быть в форме какого-либо персонажа, объекта. Это может быть животное, портретный ковер и так далее.
Вот мы делали ковер в виде петуха - чемпиона соревнований. Нам прислали фото титулованного петуха и попросили сделать ковер. Часто нас просят сделать ковер с изображением любимца - кота или пса.
Также сейчас работаем над еще одним интересным заказом - это флаг Америки, на котором изображен герб полицейского участка. Необычность его в том, что все цвета - и флага, и герба - должны быть фиолетовых оттенков, чтобы подходить под интерьер комнаты заказчика. Поэтому играем с градиентом.
- Кстати, вот у вас ковры такие жизнерадостные, яркие… Сейчас часто в работах украинцев возникает тема войны – вы в своих работах ее не отображаете...
- Мы не хотим паразитировать на войне. Есть сакральные вещи, которые, я считаю, не окей использовать в одежде, слоганах, брендировании. Чем больше мы используем подобные вещи, тем менее весомыми они становятся в нашем сознании. Поэтому мы не паразитируем на всей этой истории. При этом всячески поддерживаем ВСУ, нашу экономику и ни в коем случае не скрываем, что мы из Украины и не замалчиваем тему войны.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь во время работы?
- Ранее главной трудностью была нехватка цветов в пряже. Но после того, как мы получили грант, смогли закупить около 120 цветов. Теперь всего хватает. А раньше была проблема: необходимая палитра могла отличаться от цвета пряжи, трудно было подобрать цвета. Сейчас серьезных сложностей нет.
- Наверное, нужно быть немного художником, чтобы работать с коврами?
- Здесь есть и техническая сторона. Но на самом деле много творческой части.
Кроме изготовления работ под заказ у нас есть и наши проекты.
Их надо придумать и реализовать так, чтобы это понравилось людям. Здесь важно разбираться в трендах, чувствовать, как они меняются, выдумывать что-то свое, выбирать цвета и технику. Конечно, творческая часть больше проявляется в наших проектных работах.
То, что мы создаем - наша визитная карточка. Мы представляем эти ковры на маркетплейсе Etsy и своей странице. Заказы от клиентов мы не показываем: они могут повторяться.
Например, самая популярная единица – «зеленая монстера» в виде листа монстеры. Мы ее сделали весной, и после этого ее заказали множество раз, уже сбился со счета сколько. Сегодня закончил делать одну, уже завтра начну делать другую. Это такая локомотивная позиция.
- Как в вашей семье распределились рабочие задания?
- Я шью ковры и занимаюсь технической частью работы - оборудованием, настройками, инструментами, рамами для ковров, тканью. Жена отвечает больше за творческую составляющую, за цвета. Также жена занимается финальной доводкой ковра. Новые проектные работы мы согласовываем.
Ковер надо сшить, проклеить, вырезать по контуру, прошлифовать и проконтурить все детали: после сшивки ковер имеет нечеткие линии, где-то пряжа может запутаться. Нужно, чтобы все линии и контуры были четкими, а в финале мы получили хороший детализированный рисунок.
- Совместная работа миру в семье не мешает?
- Нет, не мешает: мы работаем вместе почти десять лет - учимся новому, находим компромиссы, ладим.
- А в чем сложность работы с коврами?
- На самом деле да, работа сложная. Бывает много заказов, важно все делать в сроки. Нужно все время стоять и быть сфокусированным на работе: все линии должны быть четкими, ровными, идти по контуру. Нельзя, чтобы одна линия пошла с одной скоростью, а другая более медленно: может быть перепад на ковре. Поэтому работа сложная, но, я думаю, полегче, чем быть грузчиком.
- Что самое приятное в работе?
- Интересные и сложные заказы. Когда человек просит изготовить что-то непростое - градиент или трехмерный ковер, где нужно сделать перепад высот ворса, две-три высоты. Интересно работать с такими заказами, делать что-то новое.
Сергей говорит, что они не собираются спекулировать на теме войны в Украине, но молчать об этой теме все равно не получится. Фото: @roots.rugs
- Вы сразу ориентировались на иностранного покупателя? Почему так?
- Решили, что экспорт продукции и будущий импорт этих средств в Украину - наиболее эффективный вариант для страны и для нас. Иностранные рынки больше как по объему валюты, так и по количеству потребителей. Это отличная возможность импортировать деньги в Украину.
- И вам, как бизнесменам, это выгоднее?
- На самом деле у нас нет разницы в цене между иностранным покупателем и украинским. Мы рассчитываем цену ковра исходя из себестоимости материалов. Разница только в цене доставки. Например, если это посылка для иностранного покупателя, заказ будет стоить на 30-40 долларов дороже из-за логистики.
- В каких странах уже есть ваши ковры? Отзывы клиенты оставляют?
- Это в основном США, частично Европа, Португалия, Германия, Швейцария, Польша, Франция, Япония, Австралия. Один ковер есть в Китае, Таиланд также был.
На маркетплейсе открыта система отзывов, и у нас уже есть 40 - все они пятизвездочные. Отзывы оставляют покупатели, которые получили товар, сфотографировали его и написали текст. По всем трем показателям - качество продукции, доставка и условный сервис - мы имеем 5 звезд.
- Ваши клиенты узнают о вас, в частности, и через ваш Инстаграм. Вы его сами развиваете?
- Я и жена. Стратегические вещи мы всегда решаем вместе. Проводим сессию, планируем, как развивать бизнес, что делать дальше. Страницу веду я, а фото делает жена.
В Инстаграме все зависит от того, насколько классную работу мы проделали. Если все получилось, эту работу шерят, на нее хорошо реагируют, ее репостят в другие популярные группы с коврами. Если там работа находит свою аудиторию, они переходят к нам.
Мы продаем в магазине украинского маркетплейса Made with Bravery и на всемирном маркетплейсе крафтовых товаров Etsy.
- И, наверное, рекламу приходится покупать?
- Реклама была у нас в Инстаграм. В основном, таргет был настроен на украинскую аудиторию и не собрал того результата, который мы ожидали. Вторая часть – реклама на маркетплейсе Elsy. Она вела прямо на нашу страницу. Это вложение оказалось более выгодным.
- Вы получили грант на развитие бизнеса. Как он вам помог и легко ли его получить?
- Для того чтобы получить грант, вы должны быть физическим лицом-предпринимателем, понимать все составляющие вашего бизнеса, каким этот бизнес вы видите спустя год, насколько это реально. В соответствии с вашей стратегией нужно составлять бизнес-план. Вы должны понимать, как предоставленные средства смогут помочь вашему бизнесу сделать скачок. После презентуете свои планы и защищаете их перед комиссией.
В целом, если вы в теме, это ваш бизнес, и вы им увлечены - это несложно.
Как нам помог грант? Мы смогли в разы увеличить количество сырья, оплатить арендную плату за помещение: до этого мы работали дома, и нам уже было тесно. Закупили оборудование - оно ускорило и улучшило эффективность нашей работы. Теперь изготовление ковров занимает намного меньше времени. Также новое оборудование помогает нам играть с высотами и делать интересные 3D-работы.
- Говорят, если человек открыл свой бизнес, то о выходных и отпуске можно забыть. У вас остается время для отдыха?
- В нашей семье отдых инициирует жена. Она больше понимает баланс между работой и отдыхом. Поэтому благодаря ей у нас есть выходные. Хотя в этому году у нас не было отпуска: мы развиваемся и запускаем наш бизнес. Пока он еще не системный, сейчас это больше стартап. Когда перейдем к более системной истории, тогда уже будет отпуск.
- Вы хотите попасть в пятерку лучших в своем деле людей - есть ли у вас для этого какой-нибудь бизнес-план?
- Согласно бизнес-плану, у нас есть цели краткосрочные, годовые и на 3 года. Для начала хотим в месяц шить 40 квадратных метров ковров. Это база, которую мы планируем достичь в качестве постоянного системного показателя на краткосрочный период.
В долгосрочной перспективе хотели бы оказаться среди мировых тафтинговых ковров, занимать одну из первых ступеней. Наши коллеги из Украины - это всего четыре мастерские. Это небольшие крафтовые производства, но они входят в десятку мировых производителей. Мы с ними не конкурируем, а обмениваемся опытом, общаемся. Наша цель - попасть в этот топ.
Посмотреть эту публикацию в Instagram