В материале журналисты исследовали «Труха» – самый популярный телеграмм-канал Украины. Они узнали, что с ним не так, почему так много внимания к каналу, почему он под постоянными информационными атаками, и сделали собственные выводы.
«Труха» – это самый популярный украинский канал в Telegram, рекордно выросший с начала полномасштабного вторжения. С тех пор он неоднократно подвергался сокрушительной критике со стороны отдельных общественных организаций и медиа, но не только сохранил своих читателей, но и в разы увеличил их количество.
Размер имеет значение
Многие украинские и проукраинские каналы подвергались критике, особенно во время войны. Причиной этому становились ошибки, которые допускали их администраторы в освещении событий войны (причем, в то время, эти ошибки массово допускали и традиционные СМИ, публикуя контент по «прилетам», работе ПВО и др.).
Среди главных целей «инквизиторов» от медиасообщества – крупнейшие телеграмм-каналы с миллионами подписчиков, а чаще всего атакуют именно « Труха » – потому что он самый большой. Причина именно в размере, потому что в информационном бизнесе он имеет первостепенное значение.
Фейки, слухи и манипуляции
Конечно, в начале своего стремительного роста украинские телеграмм-каналы (в том числе «Труха») получали прирост аудитории и просмотры благодаря публикации информации о прилетах ракет и ходе боевых действий. Другими словами, благодаря хайпу на теме ужаса. Но так ли до сих пор делают традиционные СМИ, которые потом критикуют телеграмм-каналы?
Один из последних примеров – некоторые уважаемые СМИ на своем сайте опубликовали новость с заголовком типа «Путин принял решение взорвать Запорожскую АЭС: названа дата», ссылаясь на (!) анонимный (!) российский телеграмм-канал «Генерал СВР». И именно украинские телеграмма-каналы начали критиковать традиционное СМИ за распространение панических настроений среди украинцев. Вскоре СМИ сменили заголовок на адекватный, но что было вначале – все могут увидеть в веб-архивах.
Тру или не тру? Кто владелец «Трухи»
Основной упрек в сторону телеграмм-каналов – это их анонимность, позволяющая избегать ответственности за распространенную информацию. Но, в отличие от большинства самых больших каналов, «Труха» не является анонимным каналом. Его основатель и владелец известен и мало того – он публично выступает и не избегает обсуждений о работе и контенте канала. Его зовут Максим Лавриненко.
На данный момент у медиа накопилось много предположений о том, что за Лавриненко стоит кто-то другой и настоящие владельцы «Трухи» остаются в тени. Но эта информация, как правило, имеет признаки заказных публикаций и не содержит никаких доказательств, свидетельствующих, что кто-то кроме Лавриненко руководит этим телеграмм-каналом.
Как изменилась «Труха» и оправдана ли критика
В начале полномасштабной войны «Труха» обвиняли в размещении фейков и дезинформации. В чем это заключалось? Администраторы могли публиковать старые видео, выдавая их за новые. Также публиковалась информация на уровне слухов. Это раздражало. Но «Труха» изменилась. Этого нельзя признать. Количество постов, в которых информация не является проверенной, уменьшилось до уровня других телеграмм-каналов и СМИ, и она всегда маркируется словами «информация требует проверки» или «информация не подтверждена».
Чем отличается «Труха» марта-2022 от «Трухи» сентября-2023:
- количество публикации объективно уменьшилось;
- качество публикаций увеличилось;
- публикуется больше информации о коррупционных действиях, что помогает уголовным делам приобретать резонанс, общественное внимание и не дает преступникам «соскочить» (этим «Труха» выполняет функцию традиционного СМИ по общественному контролю);
- фотографии прилетов сейчас постятся с осторожностью (явно сотрудничество с СБУ);
- канал «Труха» помогает на волонтерских началах ВСУ и пострадавшим от ракетных ударов, что не каждый владелец традиционного СМИ себе позволяет;
Нельзя не упомянуть, что в июне Харьковская областная военная администрация отметила «Труху» и наградила грамотой за вклад в противодействие российской информационной пропаганде, а также помощь бойцам ВСУ. Итак, канал «Труха» не только получил самую большую аудиторию в украинском сегменте Telegram, но и стал важным инструментом информационной войны, в том числе в противодействии российским фейкам.
«Труха» может не нравиться кому-то, но его предпочла большинство украинцев. А значит, именно его контент и его информационная политика оказалась наиболее затребованной среди украинцев и наиболее пришлась по душе.
Полную статью смотрите по ссылке.