22 декабря
Загрузить еще

10-летний писатель-рекордсмен из Сум Илья Отрошенко: В хороших книгах всегда побеждает добро

10-летний писатель-рекордсмен из Сум Илья Отрошенко: В хороших книгах всегда побеждает добро
Фото: Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

Илье Отрошенко - юному писателю и рекордсмену в номинации "Младший автор двух изданных книг" Национального реестра рекордов Украины - всего 10 лет, а он уже выпустил две книги, к выходу готовится третья. Свои первые сказки мальчик писал для больных детей, чтобы поднять им настроение.

Произведения Ильи рисковали остаться неизданными: началась война. С первых дней полномасштабного вторжения Сумы оказались в сложном положении: по городу несколько дней ездила российская военная техника, затем начались обстрелы - мальчик очень боялся, что погибнет он и его семья. Чтобы поддержать сына, родители заверили: его книга должна увидеть свет, поэтому все будут живы.

Обещание родители сдержали после деоккупации Сумской области в апреле, книга «Большое лесное приключение» увидела свет. Потом вышла вторая книга Ильи - «Большое лесное приключение. Остров динозавров». Теперь к выходу готовится третья. Подробнее о творческом пути юного писателя KP.UA рассказала его мама, Светлана Отрошенко.

У Ильи много интересов: и языки, и всевозможные науки. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

У Ильи много интересов: и языки, и всевозможные науки. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

От войны Илья “спрятался” за книгами

- Светлана, как получилось, что такой маленький мальчик не только сочиняет рассказы, но и успел стать автором уже опубликованных книг? Давно вы заметили у сына литературный талант?

- Наш сын обожает чтение - это одно из его любимых занятий. Каждый раз в книжном магазине выбирал себе книги, с нетерпением бежал домой, чтобы я ему их почитала. Да и читать Илья начал довольно рано. Уже с пяти лет прочитывал все, что ему хотелось.

- Ребенок сидел дома и читал книги по своему желанию? Это что-то невероятное на сегодняшний день.

-  До сегодняшнего дня лучший подарок для Ильи на любой праздник - книга. Например, в новогоднюю ночь под елочкой он нашел книги. Так и провел с ними всю ночь, как мы его ни уговаривали пойти спать.

С детства Илья проявлял интерес к энциклопедиям. Ему интересна научная литература. Плюс у нас была традиция - перед сном, что бы ни произошло, я должна ему почитать. Поэтому сначала читала я, потом Илья читал сам.

А когда началась война, он “спрятался” за книгами. Когда было страшно, читал их в большом объеме. Перечитал все, что было дома. Магазины книг тогда не работали, мы просили литературу у знакомых. Так он смог пережить стресс, связанный с началом войны.

- Для кого Илья писал свою первую сказку?

- Был осенний день после насыщенной недели, мы предложили ему отдохнуть. “Нет, я найду, чем заняться”, - ответил он. Где-то через час приходит и говорит: “Я решил попробовать кое-что написать, послушайте”. У него было много разнообразных увлечений, но к писательству он еще не проявлял интереса.

Когда Илья прочитал свое небольшое проведение, мы были удивлены. На тот момент ему было 8 лет, и то, что я услышала, мне показалось довольно неплохой работой. Мы его поддержали, предложили продолжить писать. Сказали: кто знает, возможно, пройдет какое-то время, и у тебя появятся свои книги.

Время от времени он писал рассказы с участием вымышленных существ. Однажды Илья попросил разрешения учителя прочитать свою работу на уроке. Вернулся домой вдохновленный. Говорит: "Мама, меня поддержали! Сказали, что это интересно".

Так Илья читал свои рассказы два дня. На третий день один из его одноклассников вышел с уроков расстроенным. Сказал своей маме: “Илья сегодня ничего не читал, а мне интересно, какое там продолжение”. Попросил маму купить книгу Ильи, если она выйдет. Через некоторое время в школе объявили конкурс творческих работ - нужно было написать сказку. Лучшие работы собирались отдать тяжелобольным деткам для моральной поддержки. Илья пришел домой окрыленный: “Мама, я хочу поучаствовать в этом конкурсе!”.

Я сказала, что на конкурсе не будет никаких дипломов, наград. “Я понимаю. Но я очень сильно хочу помочь детям, которые болеют”. У Ильи в детстве был период, когда он болел и не посещал садик. Запомнился стресс и от самой болезни, и от больницы, поэтому он понимал, о чем идет речь. Сказал, что хочет поддержать детей, потому что им там страшно, и если ему удастся им как-то помочь, он будет счастлив.

Мы напечатали его сказку на принтере, скрепили степлером, он отнес ее в школу. А на следующий день началась война. Так сказка никуда не попала.

Мы не выезжали, остались дома. Временами было очень страшно. Однажды я взглянула на сына, а он сидит и дрожит. Не от холода, а от страха. Посмотрел на меня, глаза залиты слезами, и говорит: “Мы все здесь умрем”. Я сперва растерялась, но потом сказала: “Ты написал такую чудесную сказку. Дети должны ее получить, прочесть, увидеть. Мы обязательно выживем и исполним твое желание”.

В конце концов, мы сдержали свое слово и издали его книгу. Половину тиража передали больнице “Охматдет”.

Илья помнит, как сам лежал в больнице, поэтому очень хочет поддержать других больных ребят. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

Илья помнит, как сам лежал в больнице, поэтому очень хочет поддержать других больных ребят. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

“Продолжить писать помогла поддержка людей”

- Это была первая книга, а потом появилась вторая…

- Чтобы минимизировать стресс ребенка от войны, предложила Илье писать дальше. Он тогда много читал, начал самостоятельно изучать китайский, испанский и английский языки дома, без репетиторов и нашей помощи.

После выхода первой книги оставшуюся часть тиража мы подарили в библиотеки, родным, школе, учителям. Это вызвало такой отклик! Очень много незнакомых людей начали писать, звонить, поддерживать его.

Однажды в центре города к нам подошла незнакомая женщина и спросила: “Это ты тот мальчик, который написал книгу?”. Он сказал, “Да, это я”, - она начала плакать. Мы растерялись, а она говорит: “Я тебе очень благодарна, ты такой маленький, а свою мечту помочь другим детям воплотил. А я взрослая, и не могу сделать хоть что-то. Ты для меня пример для подражания”.

Илья говорил о том периоде: “Можно увидеть солнце в глазах незнакомца, и я его увидел”.

Поддержку мы получали не только от украинцев в Украине, но и от украинцев за рубежом. Ребенок всем этим вдохновился, взял ручку и начал писать вторую книгу.

В то время постоянно отключали электроэнергию, но Илья включал фонарик и писал дальше.

У второй книги “Большое лесное приключение. Остров динозавров” есть и домашнее название: “Книга света, написанная в темноте”. Она была продолжением первой сказки сына. На этот раз главные герои попали на остров Динозавров.

Когда нам позвонили из общественной организации “Сахар” и предложили издать вторую книгу Ильи, мы согласились на том условии, что все экземпляры будут подарены детям, которые в этом нуждаются. Книга была подарена воспитанникам Реабилитационного центра в Сумскую областную больницу. Гуманитарный штаб передал книги внутренне перемещенным детям.

- Со слов Ильи, его третья книга уже на подходе?

- Она уже написана. Как раз набираем рукописный текст на ноутбуке. В третьей книге Ильи отразилось его увлечение страноведением. Это будет путешествие по странам мира.
Илья мечтает подарить третью книгу библиотекам Украины, чтобы все детки в нашей стране могли ее прочитать. Но пока это мечта.

Вторую книгу подарили маленьким пациентам Реабилитационного центра в Сумской областной больнице. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

Вторую книгу подарили маленьким пациентам Реабилитационного центра в Сумской областной больнице. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

- Как Илья отреагировал на то, что стал рекордсменом? Для него это стало неожиданностью?

- О том, что, возможно, Илья станет рекордсменом, он не знал. Мы ехали в библиотеку на презентацию его книги, я волновалась. Илья меня успокаивал, спрашивал: “Мама, почему ты волнуешься? Все же будет хорошо”.

А когда приехали, водили его по библиотеке, чтобы он не заметил съемочную группу: не хотели испортить сюрприз. Он все понял только тогда, когда для вручения рекордов на сцену вышла Лана Ветрова. Прочитал надпись на одежде – начал что-то подозревать.

Его переполняли эмоции. Когда закончилось мероприятие, мы вышли во двор, и он сказал: “Ну, теперь можно!” Начал прыгать и кричать: “Ура!” Сказал: “Мы были в серьезном заведении, туда приходят люди, чтобы почитать, - там нельзя шуметь, а на улице можно”. И снова начал прыгать, изливая свое счастье.

К слову, книги Ильи читали писатели из Союза писателей Украины. Это было обязательным условием для вручения рекорда. Двое из них говорили, что в сказке Ильи присутствует научная информация, а значит, дети смогут получать дополнительные знания, в частности, о динозаврах.

- А увлечение языками, откуда оно? Может, Илья мечтал путешествовать?

- Вы знаете, у него так много увлечений. Например, он мечтал посмотреть в настоящий научный микроскоп, которым пользуются ученые. Эта мечта сбылась, осуществить ее помогли журналисты. Мы поехали в медицинский научный институт, и там два часа просто у ребенка было столько восторга! Пытался заглядывать во все микроскопы.

Что касается книг, сложно назвать что-то конкретное. Это, помимо прочего, мифология разных стран мира - Египта, Америки, Греции. Ему интересна история, научная литература, энциклопедии о динозаврах, животных, рыбах, космосе.
Также у него есть желание увидеть мир, хочет сделать что-то для развития науки. Увлечений масса!

- Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят воспитать такого же любознательного ребенка?

- Быть рядом. Каждый ребенок по-своему уникален. У кого-то есть способности к спорту, у кого-то - к пению, рисованию, музыке. Важно быть рядом с ребенком, поддерживать его интересы.

Хотя этот вопрос довольно сложен: я сама учусь быть мамой Ильи. Это постоянно какие-то новые вызовы. Так сложилось, что не я его учу, а он меня учит. 

Когда он увлекся динозаврами, шутила, что теперь и логопед не нужен: такие у них сложные названия. Мультики все дружно искали о динозаврах, книги, игрушки. Так выражалась наша поддержка.

Кстати, любопытный момент: на днях мы пришли в библиотеку, а на полке лежит рукопись с картинками маленькой девочки. Как оказалось, она вдохновилась книгой Ильи, написала сказочку, нарисовала иллюстрацию. Сказала библиотекарю: “И я буду писательницей, и мою книжечку поставьте, пусть ее тоже дети читают”.

Теперь Илья постоянно говорит всем детям: “Мечтайте, мечты исполняются!” Каждый ребенок должен мечтать, а мечты обязательно должны сбываться. Это очень важно.

Только прочитав надпись на футболке Ланы Ветровой, Илья начал понимать, что станет рекордсменом. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

Только прочитав надпись на футболке Ланы Ветровой, Илья начал понимать, что станет рекордсменом. Фото: предоставлено Светланой Отрошенко

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Коротко о своих книгах и мечтах рассказал сам Илья

- В первой книге “Большое лесное приключение” мои герои - кабанчик Зем и бурундучок Ячменьчик - отправились на поиски лося Лосяша. Они узнают, что их друг, который давно пропал, оказался живым. По дороге кабанчик и бурундучок знакомятся с новыми друзьями, их ждет много интересных приключений. Все заканчивается хорошо: в хороших книгах всегда побеждает добро.

Во второй книге ”Большое лесное приключение. Остров динозавров” из-за загадочного урагана мои герои попадают на остров с доисторическими животными. Там они познакомились с разными видами динозавров, подводным и растительным миром доисторических времен. Среди них, как и среди людей, оказались хорошие динозавры - анкилозавр Гетман и стегозавр Гроз - они помогали путешественникам. Были среди динозавров и те, кто думал только о себе. Например, злой персонаж тираннозавр Фобос.

Что будет дальше, можно узнать из моей третьей книги.

- Кем ты мечтаешь стать, когда будешь взрослым?

- Не знаю. Мне нравятся некоторые профессии в разнообразных сферах. Например, профессия ученого. 

- А писать книги?

- Для меня это хобби. Также в свободное время я самостоятельно изучаю три языка – английский, испанский и китайский. На английском языке уже смотрю фильмы. На китайском пока нет. А еще мне нравится история, космос, природа.