22 декабря
Загрузить еще

Уникальные беспилотники СБУ и модифицированные ракеты: чем атакуют Крымский мост

Уникальные беспилотники СБУ и модифицированные ракеты: чем атакуют Крымский мост
Фото: REUTERS​

Напав на Украину, российские власти и представить себе не могли, что спустя полтора года с начала «Специальной военной операции» им самим придется защищаться. Даже в кошмарном сне они не могли представить, что символ их оккупации Крыма – Керченский мост - станет объектом успешных атак украинских беспилотников. И важная для российской военной логистики транспортная артерия сейчас больше закрыта, чем работает. А это приносит серьезные проблемы оккупантам.

Это законная цель для Украины

Крымский мост - один из важнейших элементов транспортной инфраструктуры для российских военных, которую используют для вторжения на юг Украины. Автомобильная полоса обеспечивала военные перевозки еще с 2018 года, до открытия железнодорожной части моста. Поэтому власти Украины рассматривают Крымский мост как законную цель для ударов, в чем их поддерживают и западные союзники.

За время войны эта цель была поражена уже дважды. Первый взрыв произошел 8 октября 2022 года. В течение нескольких секунд были обрушены три пролета шоссейной части моста, а на железнодорожном мосту в следовавшем по нему составе загорелись семь вагонов-цистерн с топливом. Протяженность повреждений автомобильного полотна составила более 250 метров.

Гауляйтер Крыма Сергей Аксенов тогда заявил, что мостом смогут воспользоваться легковые автомобили, а грузовики, автобусы и все большегрузные транспортные средства (читай военные. – Ред.) должны будут пересекать пролив с помощью бесплатной паромной переправы.

Основной версией произошедшего назвали подрыв грузового автомобиля, который стал причиной возгорания семи топливных цистерн и обвала нескольких пролетов автомобильной дороги. Данная версия совпадает с оценками экспертов, указывающих на то, что авиационное оружие не применялось, а необходимый для подрыва железобетонного моста объем взрывчатки мог быть доставлен по суше только грузовым транспортом.

Вторая успешная атака на Крымский мост была произведена уже 17 июля этого года украинским надводным беспилотником, что опять нанесло существенный материальный ущерб. По информации российских властей, были повреждены два пролета моста. В Главном управлении разведки Минобороны Украины отметили: «Полуостров используется россиянами как большой логистический хаб для перемещения сил и средств вглубь территории Украины. Конечно, любые логистические проблемы - это дополнительные осложнения для оккупантов».

Дыма без огня – не бывает

Также 12 августа было произведено несколько попыток атаковать мост модифицированными советскими ракетами зенитных комплексов C-200. Особенностью этой атаки (вероятно Украины, но заявлений от наших военных об этом не было) стало то, что удары по незаконно построенной Керченской переправе впервые были нанесены средь бела дня.

Российские оккупанты тогда заявили, что все ракеты были сбиты, но у экспертов есть сомнения по этому поводу. На фото и видео, появившихся в соцсетях, были видны клубы белого и черного дыма над пролетами Крымского моста, а само движение по переправе закрыли.

Надводные беспилотники делают на секретном производстве

А на днях украинские спецслужбы предоставили CNN видео атаки экспериментального морского беспилотника на Крымский мост, произошедшую 17 июля.

Глава СБУ Василий Малюк сообщил CNN, что использованный для атаки беспилотник "Морський малюк" (Sea Baby) - результат многомесячных разработок отечественного производства.

"Надводные дроны – это уникальное изобретение Службы безопасности Украины. Ни одна из частных компаний не имеет к этому отношения. С помощью этих беспилотников мы недавно произвели успешное поражение Крымского моста, крупного десантного корабля "Оленегорский горняк" и танкера SIG. Эти беспилотники производятся на секретном производстве на территории Украины. Цели, которые я назвал, это легитимные цели согласно украинскому и международному законодательству", - рассказал глава СБУ.

На видеозаписи июльской атаки видно Sea Baby, который «доставил» практически 850 килограммов взрывчатки в одну из бетонных опор Крымского моста. Источники в СБУ также предоставили CNN две видеозаписи с камер наблюдения, на которых зафиксирован момент падения одного беспилотника на автомобильную часть моста, а затем примерно через пять минут взрыв другого беспилотника, попавшего в железнодорожную часть с противоположной стороны.

"Мы работаем над рядом новых интересных операций, в том числе в акватории Черного моря. Обещаю вам, это будет увлекательно, особенно для наших врагов", – сказал глава СБУ Василий Малюк.

Дронов бояться – в море не выходить

Пресс-секретарь Военно-морских сил ВСУ Дмитрий Плетенчук также сообщил, что после удачных атак украинских морских дронов российские корабли боятся лишний раз выходить в море.

"Что касается последствий атаки морских дронов, то в результате этих событий они стали держаться подальше от основной своей морской базы. Напоминаю, что в Черном море Севастополь является основной морской базой Черноморского флота и вторая база - это Новороссийск", – объяснил он.

По словам спикера, российские корабли пытаются держаться как можно ближе к своим официально признанным берегам, то есть в северо-восточной части Черного моря.

История вопроса

После аннексии Крыма Российской Федерацией у России появилась стратегическая задача - создать способ быстрого сообщения между полуостровом и Краснодарским краем (ранее единственным способом подобного сообщения была паромная переправа). Было принято решение о сооружении 19-километрового моста через Керченский пролив. Российские власти называли создание моста «исторической миссией», одной из ключевых задач для «окончательного объединения Крыма с Россией». Строительство было начато в феврале 2016 года. В мае 2018 года по мосту открыли автомобильное движение, а в декабре 2019 года пустили поезда.

В Украине мост считают незаконно возведенной, а также, по словам представителя ГУР Андрея Юсова, "крайне нестабильной" конструкцией. Также в ведомстве заявляют, что мост не является гражданским объектом, а используется для военной логистики.