Украинский экологический стартап Releaf Paper, который в 2021 году был основан закарпатским школьником Валентином Фречкой и Александром Соболенко, до конца 2024 года планирует запустить в работу завод по производству целлюлозы во Франции с мощностью переработки 10 тысяч тонн сырья в год.
Три года назад Валентин Фречка разработал технологию создания целлюлозы из листьев, что было инновационным решением, и о Валентине тогда писало множество украинских СМИ. Однако закрепиться в Украине стартапу не удалось – не смогли найти финансирование. А вот в Западной Европе Releaf Paper поддержали, и у них уже есть заказчики – это с громкими именами компании L'Оreal, Weleda, SchneiderElectric и Samsung.
Об успехе и планах украинского стартапа KP.UA рассказал генеральный директор Releaf Paper Александр Соболенко.
- Фабрика Releaf Paper France – это наш первый в истории собственный производственный объект. Продуктом этой фабрики будет целлюлоза. То есть мы будем перерабатывать листья и другие растительные отходы в целлюлозу, которая, в свою очередь, является сырьем для изготовления бумаги или литой тары. Стоимость этого проекта составляет 3,5 миллиона евро, а главным инвестором выступает Европейская комиссия. Другое финансирование обеспечиваем мы сами, – рассказывает Александр Соболенко.
На поиски места для фабрики команда потратила почти год. Но нашли выгодное – регион Иль-де-Франс, примерно в 50 км от Парижа.
- Проект рассчитан на 2 года. Полностью планируем завершить в начале 2025 года. Мощность этого производства – около 10 тысяч тонн целлюлозы в год. Для этого нам нужно 25 тысяч тонн листьев, которые будут поступать из окрестных городов и городков. На производстве будут работать 25 человек, – объясняет Соболенко.
Александр Соболенко и Валентин Фречка на фоне бумаги полученной в результате переработки опавших листьев. Фото: facebook.com/releafpaper
По словам генерального директора Releaf Paper, открывать производство в Европе очень сложно – это экзамен на устойчивость.
– Однако у нас не было другого выбора. Вопрос был только в выборе страны. Мы рассматривали многие страны, а остановились на Франции. Сначала мы получили инвестиции, а поскольку мы их получили как французская компания, то у нас не было другого варианта, где строить первое производство – конечно, во Франции. Всё происходит сложно, долго. Даже решение вопроса с поиском опавших листьев (что, казалось бы, может быть проще) в Европе, в частности Франции, отняло очень много времени. Фактически все заняло у нас аж 9 месяцев, хотя была безумная заинтересованность городов, политических партий, государственных учреждений, которые очень хотели нам помочь, – говорит наш собеседник.
Найм персонала – это отдельная история. Трудовое законодательство очень сложное. Третья проблема – стоимость всех ресурсов. В частности, трудовых.
- Оплата труда существенно выше. И, в частности, очень высокие ставки налогообложения заработной платы. Вообще достаточно не простой процесс. Но, кроме минусов, есть очень много плюсов. Главный – несмотря на инновационность и крутизну наших технологий, мы в Украине, честно говоря, никому не были нужны. Автор технологии Валентин (Фречка) с 2018 по 2021 год обивал со своей идеей все возможные пороги в Украине - от политиков до бизнесменов, и ничуть не приблизился к цели: получить хоть какое-то существенное финансирование, чтобы начать это производство, - отмечает Александр Соболенко..
Правительственные финансовые учреждения во Франции лояльны к инновационным компаниям.
– Мы можем рассчитывать на локальные гранты на большие суммы. Это полмиллиона – один миллион. Мы можем рассчитывать на ссуды от крупных государственных учреждений на существенные суммы в несколько миллионов по очень низким процентным ставкам. Ну и одна из причин, почему мы решили это делать в Западной Европе, несмотря на все сложности, - это близость к нашему потребителю. В Украине на 2021 год у нас не было своего потребителя. Во Франции мы находимся среди нашей целевой аудитории, поэтому мы надеемся, что этот проект будет качественно и в сроки реализован, и он станет одним из первых среди многих последующих успешных производственных проектов, - добавил наш собеседник.
– Планы о других континентах, действительно, есть. Но это долгосрочные планы. Нам хватает работы в Европе и будет еще хватать, по крайней мере, лет 5-7. И все же до конца этого срока мы планируем реализовать какой-то масштабный проект и в Украине. А только после того, как мы используем большую часть возможностей в Европе, тогда мы планируем заняться экспансией: и Северная Америка, в частности США, Канада, Япония и Южная Корея. Почему именно эти страны? Потому что у них очень большие рынки. В этих странах очень много производителей бумаги и бумажной упаковки. И эти страны являются, в основном, импортерами и экспортерами бумаги или целлюлозы. Кроме того, в этих странах есть тренд на sustainability (удовлетворение потребностей без ущерба для будущих поколений. – Ред.), – говорит Александр Соболенко. – Мы вписываемся, ведь ставим не только инновационность, но и экологичность. У нас самая экологическая упаковочная бумага в мире, произведенная из "зеленых" отходов. Это очень sustainable материал. Да, он имеет добавленную стоимость, он дороже, чем обычный, поэтому он продается в тех странах, где для клиентов важна не только цена и качество, но и экологичность. Потому именно эти рынки. Однако это не будет быстро, потому что мы занимаемся производственными проектами. Они развиваются гораздо дольше, чем ИТ-проекты. Под каждый нужно финансирование минимум 3-4 миллиона евро – для небольшого проекта. И 10-15 миллионов евро, если это средний. А на другие континенты мы, скорее всего, будем выходить с другой бизнес-моделью.
Уже сейчас украинский стартап сотрудничает с мировыми брендами первой величины. И список компаний-партнеров становится все больше. Крупные западные компании заинтересованы в экологически чистых упаковках для своих товаров, хотя они и дороже привычных.
- Я не могу вам назвать никаких цифр, частично из-за конфиденциальности, потому что у нас в процесс производства и продажи вовлечены сразу несколько компаний. Однако что я скажу за клиентов: большинство наших клиентов – это Западная, Северная и Южная Европа. Они делятся на две основные группы – это производители упаковки, которые покупают нашу бумагу для производства какой-либо конечной упаковки, и это владельцы брендов, которые покупают, опять же, либо бумагу, либо бумажный пакет как конечную упаковку. Среди громких имен, с которыми мы сотрудничаем, можно назвать L'Oreal, Weleda, Samsung, Schneider Electric. И очень активно мы сейчас начинаем сотрудничество с целой группой компаний LVMH (французская транснациональная компания, производитель люксовых товаров) – это Dior, Tag Hauer, Louis Vuitton. То есть это сотрудничество еще не началось, однако мы, как финалисты престижной награды LVMH Awards 2023 и участники акселерационной программы от LVMH, которая начинает свою работу в сентябре в Париже, имеем возможность предлагать свои решения всем компаниям, входящим в группу LVMH, и, конечно, у нас очень большие надежды на это сотрудничество, - заключил Александр Соболенко.