Беспилотные подводные лодки уже достаточно давно используются для участия в военно-морских операциях. Но до сих пор такие субмарины были небольшого размера, малой дальности действия, а для их запуска и подъема требовался отдельный корабль-носитель. Теперь ведущие страны мира всерьез взялись за разработку этого перспективного оружия. KP.UA выясняла, что с этого получилось.
В РФ хотят развернуть на Камчатке целую дивизию подлодок с ядерными мегаторпедами "Посейдон". Ее формирование должно пройти в конце 2024-го – во второй половине 2025 года. При этом создание береговой инфраструктуры уже идет и должно быть завершено в начале 2024 года.
На данный момент известно лишь о единственном существующем носителе этих мегаторпед - БС-329 "Белгород", переработанном с 949А "Антей" в экспериментальную лодку.
«Посейдон» (второе название «Статус-6») – это, собственно, не торпеда, а беспилотный подводный аппарат, оснащенный ядерной энергоустановкой и ядерной боеголовкой. Основной задачей аппарата является доставка ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных элементов экономической инфраструктуры и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба, создав обширные зоны радиоактивного загрязнения, цунами и другие разрушительные последствия ядерного взрыва.
Как утверждают российские СМИ, «Посейдон» способен преодолевать под водой до 10 000 километров, а затем детонировать у побережья, вызывая "радиоактивное цунами". Россияне утверждают, что поражающим фактором является создание искусственного мегацунами с высотой волны 300-500 м с заходом волны на материк при условии равнинной местности до 500 км. Скорость торпеды составляет от 185 км/ч.
"Посейдону" приписывают мегавозможности, хотя его реальное существование пока не подтверждено. Фото: commons.wikimedia.org
Американцы также не пасут задних в этой гонке вооружений. В прошлом году в ВМС США продемонстрировали новую беспилотную подводную лодку Snakehead («Змеиная голова»).
Snakehead - это модульный реконфигурируемый многоцелевой LDUUV, развертываемый с подводных лодок в больших океанских интерфейсах, с автономией миссии и программным обеспечением для транспортных средств. Внешне аппарат напоминает небольшую подводную лодку. Подводные роботы могут быть развернуты с атомных подводных лодок, оборудованных сухими укрытиями на палубе.
Устройство предназначено для длительных миссий и питается от литий-ионных (LiFT) батарей, которые предотвращают каскадный отказ элементов, что позволяет завершить миссию, а также обеспечить безопасность персонала и оборудования.
Также Пентагон заключил контракт с компанией Boeing на строительство четырех сверхбольших беспилотных подводных лодок Orca («Косатка»). 15-метровые роботизированные субмарины с дальностью действия в 12 тыс. км будут работать в открытом море благодаря автономным навигационным системам и топливному модулю.
Подлодка Orca разработана на базе автономной субмарины – Boeing Echo Voyager. Orca оснащена дизель-электрическим приводом и имеет модульную открытую архитектуру, что при надобности позволит расширить ее конструкцию.
Судно может погружаться на максимальную глубину до 360 м и развивать скорость около 15 км/ч. В субмарине есть отсек для полезной нагрузки длиной в 10,5 метра и объемом в 57 м³. Запуск и подъем подлодки не требует корабля-носителя.
Автономная подлодка Orca разработана для выполнения таких операций:
Китай якобы тоже разработал новый беспилотник - «летающую подводную лодку», способную вывести из строя оборону авианосца. Исследовательская группа из Восточного Китая утверждает, что разработала и испытала прототип подводного беспилотника, способного плыть под водой, а затем быстро летать по воздуху.
Беспилотник может медленно приближаться к подводной цели и оставаться на одном месте в течение значительного времени, поскольку он приводится в движение четырьмя пропеллерами, в том числе парой передних, которые наклоняются.
Когда дрон достигает поверхности воды, два больших крыла, которые складываются над его спиной, расправляются, позволяя ему летать со скоростью 120 км/ч, что примерно в два раза быстрее, чем у обычного дрона, приводимого в движение лопастями ротора.
Китайский дрон может "выпрыгивать" из воды и атаковать авианосец сверху. Фото: interestingengineering.com
Британский Королевский флот заключил контракт на сумму 15,4 млн фунтов стерлингов (около 18,8 млн долларов США) на постройку беспилотной подводной лодки под названием Cetus.
«Проект Cetus, названный в честь мифологического морского чудовища, расширяет эксперименты Королевского флота с автономными подводными системами. Это первый этап разработки боевой автономной подводной лодки, которая будет работать бок о бок с пилотируемыми подводными лодками, включая истребитель класса Astute», - говорится в заявлении правительства Великобритании.
Беспилотная подводная лодка будет иметь большую максимальную рабочую глубину, чем нынешний подводный флот, и сможет преодолевать до 100 миль за одну миссию. Дальность может быть увеличена, поскольку невооруженный корабль питается от батарей, а это означает, что его эффективная дальность может быть увеличена за счет установки дополнительных батарей.
Cetus будет иметь длину 12 метров и 2,2 метра в диаметре, весить 17 тонн. Это будет самый большой и самый сложный безэкипажный подводный аппарат, эксплуатируемый европейским флотом. Специальное судно проектируется и строится для Королевского флота технической фирмой MSubs.
Британский Cetus длиной в 12 метров сможет преодолевать расстояние в 100 миль за одну миссию. Фото: building-tech.org
Индия также разрабатывает огромный боевой подводный беспилотник XLUUV, который будет иметь длину около 50 метров и вес около 300 тонн вместе с полезной нагрузкой. Он оснащен дизельным генератором и батареями, которые обеспечат ему 45 дней работы в море без подзарядки. Максимальная скорость под водой составит не менее 8 узлов (14,8 км/ч) при крейсерской скорости более 4 узлов (7,4 км/час).
XLUUV будет оснащен различными датчиками, включая гидролокаторы, многолучевой эхолот, а также системы связи, включая SATCOM и системы подводной связи. Эти технологии позволят беспилотнику связываться с другими платформами и станциями управления.
Модульная конструкция XLUUV позволит использовать его для различных боевых задач. Он может выполнять задачи разведки, уничтожения мин, а также атаковать морские суда противника с помощью торпед. Ожидается, что первый прототип беспилотного подводного аппарата будет готов к испытаниям к 2025 году.
Индийский подводный беспилотник XLUUV будет иметь длину около 50 метров и вес около 300 тонн. Фото: navalnews.com
Израильская компания Israel Aerospace Industries (IAI) впервые представила свою недавно разработанную беспилотную мини-подводную лодку под названием BlueWhale (ELI-3325). Автономная подлодка BlueWhale способна плавать на глубине до 100 метров и развивать скорость в семь узлов. Инженеры оснастили ее разнообразными датчиками, камерами и средствами связи, которые позволяют субмарине передавать информацию на берег или на другие подводные объекты. Подлодка также может нести на борту небольшие грузы или вооружение.