13 ноября
Загрузить еще

Жизнь на пенсии в Эстонии, часть 2: медицина и помощь малоимущим

Жизнь на пенсии в Эстонии, часть 2: медицина и помощь малоимущим
Фото: Sean Gallup/Getty Images

В первой части KP.UA рассказывала, насколько активную жизнь ведут эстонские пенсионеры. И как поддерживает стариков социум.

Отношение к пожилым людям в обществе имеет не только моральную, но и экономическую сторону. В Европе подавляющее большинство работающих исправно платят налоги не только из страха наказания, но и потому, что прекрасно видят, куда они идут. А уходят они как на школы и дороги, так и на обеспечение достойной и комфортной старости.

Украинцы платить высокие налоги не видят смысла: все равно на пенсии придется либо бедствовать, либо жить на личные сбережения, либо рассчитывать на помощь детей. И чем больше отечественные чиновники делают заявления вроде «через 30 лет пенсий не будет», тем увереннее страна уходить в «тень».

Поэтому и с моральной, и с экономической стороны относиться к пожилым людям как к прошлому в корне неверно. Они – наше настоящее. А отношение к ним – это зеркало, в котором легко можно увидеть наше с вами будущее.

Страховая медицина

На днях мне попалась история, описанная знакомой еще до войны, в 2021 году. 98-летняя одинокая бабушка в Киеве сломала шейку бедра, и скорая помощь пять часов курсировала по городу, пытаясь ее пристроить. Но никто не горел желанием ее принимать. Кому нужна 98-летняя бабуля, когда полно молодых и жизнеспособных?

Долгожительство в обществе, которому не нужны старики, - это на самом деле страшная вещь.

В медучреждениях Эстонии к пожилым относятся так же, как и к молодым. А может, и лучше – с большей эмпатией, что ли. В больницах к пожилым больше внимания и заботы, медсестра может даже обнять, разрушая все стереотипы о «застегнутых на все пуговицы» эстонцах.

Медицина в Эстонии бесплатная, точнее страховая. В стране действует единое государственное медицинское страхование, а средства на него поступают из социального налога, выплачиваемого работающими людьми. Доступ к медицинской помощи не зависит от возраста или дохода: все застрахованные лица в Эстонии получают одинаково качественную медицинскую помощь.

В Эстонии существует три уровня медицинской помощи: служба семейных врачей, медицинская помощь врачей-специалистов и медсестринская помощь. 

У семейного врача пациентам гарантируется быстрая консультация, необходимые обследования и лечение. При необходимости семейный врач направляет человека к врачу-специалисту или в медсестринскую службу.

У специалиста пациент становится в очередь на лечение в зависимости от серьезности проблемы. По закону человек должен получить необходимую медицинскую помощь в течение периода, когда состояние его здоровья существенно не ухудшается. При этом застрахованный может выбрать подходящего врача-специалиста в любом медицинском учреждении, у которого есть договор с Больничной кассой (страховательная организация. – Авт.).

Медсестринскую помощь в зависимости от потребностей пациента оказывают как стационарно (в больнице или в учреждении по уходу), так и амбулаторно (медсестринская помощь на дому, домашнее поддерживающее лечение онкобольных).

Если проблема со здоровьем возникает неожиданно и является очень серьезной, например, острое заболевание, травма или отравление - человек должен обратиться в отделение скорой помощи ближайшего медучреждения или вызвать скорую помощь - естественно, тоже бесплатно.

Душ и туалет в каждой палате. Фото: Наталья Мичковская

Душ и туалет в каждой палате. Фото: Наталья Мичковская

Онкология – не приговор

С эстонской медициной я близко познакомилась 6 лет назад – в Эстонии оперировали моего близкого человека с диагнозом «онкология». До этого в Киеве он обошел все платные и бесплатные специализированные клиники и получил однозначный диагноз: не жилец. Четвертая стадия, надежд никаких, за большие деньги соглашались попробовать прооперировать «без всяких гарантий», но деньги вперед.

Об университетской клинике Тарту мы узнали совершенно случайно, и это стало огромной удачей. Надежду вселяло уже то, что здесь к диагнозу «онкология» относятся достаточно спокойно как врачи, так и пациенты. Я бы сравнила это с отношением, например, к воспалению легких: болезнь может проходить в тяжелой форме, возможен летальный исход, но большинство из тех, кто заболел воспалением легких, все же в истерику не впадают и вылечиваются.

Уверена, что рак в Эстонии излечим не только благодаря высококвалифицированным врачам и новейшему оборудованию, но и из-за такого вот спокойного отношения.

Авокадо в Эстонии - социальный продукт. Фото: Наталья Мичковская

Авокадо в Эстонии - социальный продукт. Фото: Наталья Мичковская

Маленькие пенсии и продуктовая помощь

Конечно, нельзя сказать, что эстонцы в своей стране всем довольны. Притом, что жизнь в Эстонии и Украине отличается как небо от земли, жалобы эстонских пенсионеров мало отличаются от жалоб украинских. И основное недовольство вызывают маленькие пенсии.

Средняя пенсия в Эстонии составляет 700 евро, и местные жители считают, что этого для жизни крайне мало. При этом цены на продукты в Эстонии приблизительно такие же, как в Украине. Но местные СМИ не устают писать, что эстонские пенсионеры – самые бедные в странах ЕС. Так что на пенсии многие продолжают работать.

Более того: те, у кого нет необходимого рабочего стажа, получают так называемую «народную пенсию» - всего 336,39 евро в месяц. И если по поводу достаточности 700 евро можно поспорить, то 336 – явно маловато.

Таким пенсионерам, равно как и другим малоимущим, помогают, в первую очередь, продуктами. Число клиентов Продуктового банка Эстонии составляет около 20 тыс. клиентов в неделю.

Продуктовый набор соцпомощи от Европейского фонда. Фото: Наталья Мичковская

Продуктовый набор соцпомощи от Европейского фонда. Фото: Наталья Мичковская

В Эстонии продуктовую помощь оказывают двумя способами. Во-первых, ее можно получить через социальный отдел местного самоуправления. Специалисты социальной службы анализируют доходы и расходы и решают, положена человеку помощь или нет. Если потребность в получении продуктов подтвердилась, назначается конкретный день, когда клиент может прийти за своим набором. В него входят как продукты длительного хранения (крупы, макаронные изделия, консервы, печенье), так и скоропортящиеся (мясные или рыбные продукты, готовые салаты, молочные продукты и т.д.). Кроме того, на месте можно брать в неограниченном количестве хлебобулочные изделия и овощи – от картошки и морковки до брокколи и авокадо.

Второй вид помощи – это продовольственная помощь от Европейского фонда. В этот продуктовый набор входят только продукты длительного хранения – растительное масло, крупы, мясные, рыбные, овощные и фруктовые консервы, печенье, мед, чай, кофе, шоколад и т. д.

Периодичность продуктовой помощи колеблется от раза в неделю до раза в квартал.

Но, по всей видимости, на такие наборы могут рассчитывать далеко не все, кто по-настоящему нуждаются. Для таких людей есть еще один способ пополнить продовольственные запасы – продуктовые шкафы Tartu toidujagamine. Например, в Тарту таких шкафов четыре, а заполняет их платформа Foodsharing и все желающие: можно просто принести продукты и оставить их на полках.

Организаторы сотрудничают с популярными кафе, кейтеринговыми компаниями, Продуктовым банком. То есть в шкафы, как правило, попадают продукты с истекающим сроком годности, а также овощи и фрукты, требующие сортировки. При этом организаторы отмечают, что такая взаимопомощь продуктами – это все же не благотворительность, а, скорее, движение, продвигающее экологически устойчивый образ мышления, основанный на уважении к еде.

Продуктовые шкафы: вид снаружи и внутри. Фото: Наталья Мичковская

Продуктовые шкафы: вид снаружи и внутри. Фото: Наталья Мичковская

Дорогие лекарства и очереди на плановые операции

Но вернемся к жалобам эстонских пенсионеров. Среди других распространенных нареканий – высокие коммунальные счета. Если в новых или реновированных домах счет за коммунальные услуги в двухкомнатной квартире составляет около 100 евро, то в старом доме выйдет вдвое больше.

Также много жалоб на высокие цены на лекарства и дорогие стоматологические услуги. Несколько лет назад – еще до войны и коронавируса – знакомая рассказывала, что на протезирование и другие стоматологические процедуры некоторые эстонцы ездили в Беларусь.

И, наконец, проблема, общая для всей Европы – длинные очереди к узким специалистам и на плановые операции. Если проблема острая – онкология, кровотечение, сильные боли, критически низкий гемоглобин и т.д. – помощь будет оказана немедленно. Но если пациент может подождать – будет ждать. Если, конечно, не готов платить за внеочередные обследования и операции.

Местный знакомый ждал свою операцию по замене коленного сустава два года. Наконец очередь подошла, но на предоперационной консультации врач сказал, что ему нужно сбросить 30 кг, причем не экстремально, а плавно. Пациент заволновался: а как же очередь? Он же два года ждал! Врач его успокоил: раз уже один раз очередь отстоял, теперь его поставят в очередь для тех, кто без очереди.

30 кг он сбрасывал еще почти два года, таким образом получилось, что операцию сделали через четыре года после того, как поставили в план. Впрочем, знакомый говорит, что остался вполне доволен, ведь он никуда не торопится.

Регистратура в эстонской больнице - изгибаться в глубоком поклоне, чтобы заглянуть в окошечко, как у нас - не надо. Фото: Наталья Мичковская​

Регистратура в эстонской больнице - изгибаться в глубоком поклоне, чтобы заглянуть в окошечко, как у нас - не надо. Фото: Наталья Мичковская​