Во время своего европейского турне президент Украины Владимир Зеленский подарил Папе Римскому красноречивую картину. Она называется «Потеря 2022 - 58».
Ее автор – украинский художник Алексей Ревика. По словам художника, это произведение о потере украинских детей в страшной и агрессивной войне, которую Россия развязала против Украины.
KP.UA поговорила с Алексеем Ревикой о том, как его картина попала к Папе Римскому, о его специфической манере рисования и о родном оккупированном Мелитополе.
– Алексей, как так получилось, что вашу работу выбрали для подарка Папе? Кто-то к вам обратился с просьбой?
– Сразу хочу отметить, что это не икона. Потому что икона – это определенный порядок соблюдения правил создания изображений. Да, многие ошибаются, считая, что любое изображение, похожее на икону, является ею. Но это ошибка – это очень важно. Моя работа – творческий порядок, сделанный с определенной целью, в определенных рамках, в моих авторских традициях.
Относительно того, что моя картина попала к Папе... Это случайность. Не было никакого плана, цели, чтобы она там очутилась. Так получилось, что работа сначала попала к одним людям, потом к другим. И в конце концов – к Папе. Картина просто путешествовала много по галереям, и о ней знало много кураторов, как и вообще о моих работах. У меня очень много произведений накопилось за этот период. И все знали палитру моих тем. И как-то так случилось. Это случайность. Не было ничего преднамеренного.
Картина «Потеря 2022-58» – как напоминание понтифика о зверствах рашистов в том числе против детей. Фото: скриншот youtube-канала Ватикана
– Ваши работы о войне в Украине выставляются и за рубежом. Как реагируют европейцы на изображение безобразных проявлений этой войны? Начинают ли лучше понимать, что у нас действительно война, а не "конфликт"?
- То есть был ли такой фидбек? Конечно. Да, конечно. Я думаю, что через искусство, через изображение, эмоциональную составляющую работы очень отзываются у зрителя, причем где угодно - как в Европе, так и в Украине. У меня на выставках были и слезы, и острые эмоциональные переживания. Это подтверждает тот факт, что я сам, художник, нахожусь в той среде, которую я ощущаю. То есть я в контексте и не нахожусь в стороне происходящих событий. Доношу те события, которые происходят в Украине для европейского зрителя. Через визуальный контакт донести проблему проще всего. Поэтому искусство работает.
- На одной из ваших работ изображен Папа Франциск, который играет перед Путиным в образе Гитлера игрушкой «йо-йо». Понятно, что вы не одобряете, что понтифик хочет примирить украинцев с россиянами, закрывая глаза на их зверства. Как можно соединить эти ваши мысли относительно Папы и то, что ваша работа теперь будет у него?
- Ну, смотрите… Это эволюция отношения конкретно Папы к тем событиям. И если мое произведение донесет до Папы то, что происходит в Украине, что мы не братья, что русские убивают детей, разрушают наши города… Если с помощью этого произведения до Папы дойдет, что происходит в Украине и он будет дополнительным рычагом влияния на политическом, общественном уровне на Россию, то я считаю, что это хороший инструмент. Это хороший способ. Это в пользу Украины. Это одновременно и современное украинское искусство, созданное во время войны, и использование общеизвестного образа, ведь я брал за основу именно украинскую икону. Просто на интуитивном уровне за счет созданного диссонанса любому человеку понятно то, что я там изобразил. Речь идет о том, что россияне убивают детей. А на фоне объявленного Путину подозрения о похищении детей международным судом, то большинству людей, еще сомневающихся и ищущих возможности примирения Украины и России, теперь уже должно быть все понятно. Не только украинцам, но и всему цивилизованному миру.
Художник надеется, что Папа изменит свое отношение к войне, развязанной россией. Фото: instagram.com/oleksii_revika
- В вашей серии «Красная линия», в которую входит и «Потеря 2022 - 58», есть интересная картина – «Лавра - Агент Кремля», на которой изображен черно-белый священник, держащий под мышкой цветную икону. Это же та самая «Потеря»? И разбитая на осколки икона в работе «Осада – Кальмиусская Паланка» – тоже эта икона?
– Да. Я стараюсь использовать один и тот же образ иконы. То есть это образ иконы Волынской богоматери, чтобы это было понятно зрителю, ведь повторы – это такой паттерн, который будет легче считываться. Я просто использую тот же образ для понятного восприятия. И это работа о похищении украинских ценностей, культуры, имею в виду именно в религиозной среде. У меня есть небольшая такая серия, посвященная именно религиозной экспансии кремля в Украине. А работа называется "Лавра", потому что именно в ней центр этих событий.
«Лавра - Агент Кремля» – серия «Красная линия». Бумага, шариковая ручка, черный спрей. Фото: instagram.com/oleksii_revika
- Некоторые, как вы их называете «духокрепкие», хейтеры пытаются раскритиковать вашу работу, мол, изобразили ее с «Иверской иконы Божьей матери», более того – сделали пародию. Как вы думаете, кому выгодно распространять такие предположения?
– Ну, во-первых, думаю, что важно говорить не об искусстве в данном контексте. Здесь речь идет о политике, когда президент Украины получил аудиенцию у Папы. Это очень важное событие, полгода назад мы даже не могли поверить, что такое произойдет. Зеленский обратился не к московскому патриарху, а к Папе. Поэтому это вопрос конкуренции и реального рычага влияния на Россию. А что касается комментариев и того хейта, развернувшегося в соцсетях, – ну, меня это радует просто. Я не волнуюсь. Я понимаю проблему и то, что происходит сейчас в Украине и какая борьба идет сейчас в религиозном мире. Я не специалист в религиозных вопросах, я просто художник, отражающий происходящее и обращающий на это внимание. Поэтому из-за хейтеров я не волнуюсь. Что касается того, кому это может быть выгодно… Конечно, это может быть выгодно только россии. Это работа на Россию. Даже если это кто-то делае, не осознавая. Но это все работает против Украины.
- Это первый случай, когда вам пришлось столкнуться с хейтерством? Или раньше вы с этим сталкивались?
– Сталкивался. Но не столь ярко. Подвязано под событие. Работа была сделана на 58-й день полномасштабного вторжения России в Украину. А масштабная критика в соцсетях – думаю, подвязка под встречу президента с Папой Римским.
– Как мы уже упоминали, «Потеря» – входит в серию плакатов «Красная линия». Вы их создаете с самого начала полномасштабного вторжения. Почему такое название и какие идеи вы хотите донести этими плакатами? Ведь там и о «спорте внеполитики», и о русских солдатах, ворующих унитазы, затрагиваете религию, имперскую культуру – очень широкая тематика.
- Чтобы понять каждое отдельное произведение, я часто даю им двойное название – место и событие. Например, «Боги – Русский мир», «Спорт внеполитики – Рапира». Пытаюсь за счет двойного названия донести зрителю, о чем идет речь.
Темы, над которыми я работаю, действительно наиболее значимы, известны. То есть я в очередной раз подчеркиваю проблемы. За счет формата можно донести простыми методами максимально полезную информацию, месседж. Поэтому плакат – это наиболее подходящий на сегодняшний день инструмент, как мне кажется.
- Кстати, недавно вашими плакатами на тему преступлений московского патриархата заклеили двери Свято-Михайловского собора в Черкассах - имеете ли вы какое-то отношение к этой акции или плакаты использовал кто-то из ваших ценителей?
- Хочу отметить тот факт, что на сегодняшний день искусство в тандеме с обществом. Искусство отражает настроения общества. Об акции я знал. Меня предупредили, что она планируется и хотят использовать изображения моих произведений. Люди, которые взяли на себя определенную инициативу, обратились к автору и спросили, можно ли использовать. Они нашли бы другие инструменты, если бы я отказал. Если люди считают, что мне удалось изобразить те идеи, которые им близки, конечно, я даю свое разрешение. И я знаю, что подобные акции с плакатами планируются и на востоке страны. Я иду навстречу людям. Но мы обсуждаем безопасность, правила, чтобы не было агрессии. Что с помощью изображений участники акции хотят донести нужный месседж.
Акция с использованием плакатов Ревики в Свято-Михайловском кафедральном соборе в Черкассах. Фото: instagram.com/oleksii_revika
– Вы учились в Международной ассоциации арт-терапевтов. Читал в СМИ, что на основе одной из арт-терапевтических методик разработали даже свой собственный графический язык. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом языке?
– Да, я учился какое-то время в ассоциации арт-терапевтов под руководством Елены Вознесенской. И это был очень важный для меня опыт. Я не являюсь практикующим арт-терапевтом. Я учился, чтобы получить определенные знания в этом направлении, найти новые инструменты для выражения в изобразительном искусстве. Именно для себя. Это был такой период поиска технический. И во время учебы я нашел. Эта методика называется «каракули». То есть я овладел методикой арт-терапии под свои задачи и какие-то цели. И у меня это вышло. У художника нет никакой причастности к арт-терапии, потому что арт-терапия – это лечебная методика. Она не имеет отношения к искусству, как и искусство не имеет отношения к арт-терапии. Искусство – это выполнение определенных задач, не связанных с психологией. Это работа, как и любая другая работа. Я стараюсь всегда учиться чему-то новому и находить новые инструменты для себя. Потому арт-терапия никак не связана с тем, что я делаю.
- А для вас самого является вспомогательной арт-терапия?
– Ну, смотрите, любые знания могут быть использованы и используются мной для работы. Поэтому я для себя арт-терапию не использую и не использую ее для кого-либо. Не даю никаких советов по ее использованию. Это чисто для моих собственных потребностей и целей в изобразительном искусстве.
Технология каракулей, с которой я столкнулся в самом начале обучения, это очень примитивная технология арт-терапии, где пациент рисует каракули, как ребенок. И по характеру каракуль арт-терапевт определяет направление последующих исследований. Я увидел насыщенность этих каракуль в процессе экспериментирования, понял, что они могут формировать образы. Если этот процесс контролировать, можно создать мягкий объемный образ, не отображая деталей. Например, если хочешь изобразить осенние листья, то не надо рисовать каждый отдельный листик. Можно изобразить месиво каракуль, и, если правильно контролировать процесс, зрителю будет понятно, что это такое. Затем в процессе экспериментирования и практики я добился результата и такого мастерства, чтобы максимально быстро и графически выполнять свои задачи. Это помогло мне быстрее работать.
«Русский- Антилюди» – стиль своих работ Алексей Ревика называет "каракули-арт". Фото: instagram.com/oleksii_revika
– Слышали ли вы отзывы военных на ваши работы? Что говорят?
– Да, слышал отзывы. Они очень положительные, тёплые. Они говорят, что я их таким образом поддерживаю. Даже на основе общения о моей работе завязались такие более или менее теплые и дружеские отношения. Хотя я этих людей лично не знаю. Военные иногда приходят на выставки, и да, есть обратная связь. Мы друг друга понимаем через мои работы. Ни разу не было никакого недоразумения, и я надеюсь, что после победы они все будут живы, мы все встретимся и хорошо пообщаемся.
– Вы сами родом из Мелитополя. И ваши родители до сих пор в оккупации? Удается ли с ними пообщаться? Может быть, приходится быть очень осторожным в разговорах?
– Это трудная тема. И было очень тяжело особенно в начале вторжения – ведь все произошло очень быстро. Вначале даже нормальной связи с ними не было, что будет дальше – было непонятно, нельзя было понять, о чем говорить. На сегодняшний момент мои родные уже уехали оттуда, поэтому уже легче. А потом разговоры были очень осторожны.
Но я знаю, что они гордятся тем, что я делаю. Они знают что я делаю. И поддерживают меня в этом. Для них это - как когда родители видят плоды работы своих детей. Конечно, это может их только радовать.
Срезание голов российских "Оккупантов - Мелитополь". Бумага, шариковая ручка. Фото: instagram.com/oleksii_revika
– Одна из ваших работ «Расстояние» – отражает вашу тоску по семье. А ваша жена, дочь – сейчас за границей? Как часто удается видеться?
– Да, эта работа посвящена именно моей семье, одной из моих дочерей, которая находилась тогда в Европе. Хотелось показать грусть. Понимаете, то, что я чувствовал, ощущали многие семьи. Вот этот разрыв семьи, вынужденная миграция. Это ощущение, которое я увидел в своей дочери, оно очень отзывается у многих. И для европейцев понятно, что расстояние – это семейный разрыв. Поэтому эта работа именно о моей семье, мы уже больше года живем в разных концах света. Встречаться удается. На Новый од они приезжали и три недели были здесь. Мы очень хорошо провели время. Но все равно этого мало. Пока идет война, это будет продолжаться еще, пока это не закончится.
– Большинство ваших работ выполнено шариковой ручкой на бумаге в красно-черно-белых тонах, а также темными красками – разумеется, иначе и не передать ужасы войны. Есть ли у вас идея, каким цветом и как вы изобразите день нашей победы?
– Я думал об этом. Что я буду делать и какие темы я буду освещать. Но думаю, с технической точки зрения, в моей работе ничего не изменится. Задача плаката – минимальным контрастным цветом изображать суть событий. Мы заканчиваем разговор тем, с чего и начинали. Как икона имеет иконопись, так и в плакате есть определенные правила – цветовая гамма, определенные композиционные решения и формат. Я думаю, что, если после победы останусь в формате плаката, технически ничего не изменится. Я буду дальше работать шариковой ручкой, использовать те же цвета. Но месседж будет другой. Сейчас я, как участник этих событий, чувствую то же, что и все граждане Украины. Так и после победы я буду чувствовать ее, как и большинство граждан Украины. Я смогу передать эти ощущения, и они будут близки всем. Потому я думаю, что ничего не изменится в техническом плане.
А на сегодняшний день нам всем нужно заниматься своим здоровьем, работать, донатить и всячески помогать нашей украинской армии.
«Расстояние» - в этой работе отражена печаль родных людей, которые из-за войны разъехались по миру. Фото: instagram.com/oleksii_revika