Сейчас в нашей стране разрабатывается целый ряд новых образцов вооружений. Правительство Украины запустило Brave1 - единственную платформу для сотрудничества в сфере оборонных технологий компаний, государства, военных, инвесторов, волонтерских фондов, медиа и «всех, кто помогает приближать победу через технологии». Brave1 - это совместный проект Минцифры, Минобороны, Генштаба ВСУ, СНБО, Минэкономики и Министерства по стратегическим отраслям.
На вооружение ВСУ поступил и уже был использован в боевых действиях оперативно-тактический комплекс «Гром-2», уникальный образец украинской разработки. Проект «Гром-2» был задуман как самоходный оперативно-тактический ракетный комплекс, который должен поражать удаленные наземные цели с известными координатами. Ориентировались на советскую «Точку-У» и современный российский «Искандер», чтобы обеспечить высокие технические характеристики комплекса.
ОТРК «Гром-2» состоит из нескольких элементов, включая самоходную пусковую установку, баллистическую ракету, пункт управления и другие средства. Они могут самостоятельно перемещаться между позициями и в течение нескольких минут производить развертывание. Самоходная пусковая установка выполнена на основе специального пятиосного шасси. На такой машине размещена подъемная пусковая установка для двух контейнеров с ракетами, а также различное вспомогательное оборудование.
Баллистическая ракета «Гром» имеет удлиненный корпус с конической головной частью и хвостовыми стабилизаторами. Стартовая масса изделия составляет около 3 тонн, из которых 480 кг приходится на боевую часть. Для ракеты был разработан новый твердотопливный двигатель, который позволял получить дальность пуска до 500 км.
В числе собственно украинских разработок стоит отметить и ставшую уже легендарной ракету «Нептун», которая послала крейсер «Москва» по всем известному адресу. "Нептун" – это маловысотная противокорабельная ракета с функцией уничтожения наземных целей. Ее преимущество перед западными аналогами состоит в том, что она может поражать не только корабли, но и места их базирования. Дальность ракеты – 280 километров.
Ракету разработали на основе советской ракеты Х-35. Отличие от аналога в том, что "Нептун" больше, обладает новой системой управления и дальше стреляет. Первые разработки начались в 2010 году, а испытания – в 2016-м. ВСУ приняли ее на вооружение в 2020 году.
Длина самой ракеты с ускорителем – 5050 миллиметров, стартовая масса – около 870 килограмм, а боевая часть весит 150 кг. У ракеты крестоподобное крыло, боевая часть – осколочно-фугасная. Ее детонация происходит либо в контакте с целью, либо дистанционно.
Также в Украине разработана новая линейка своих беспилотников. Это БПЛА "Аист-100", "Фурия", Spectator, которые являются дронами оперативно-тактического уровня. Их преимущество, среди всего прочего, состоит в дальности полета дрона – 50 километров, а в небе он может находиться до трех часов. Это достаточно высокий показатель для беспилотника. БПЛА Spectator летает на 30 километров и держится в небе до двух часов. В бою Spectator на "отлично" выполнил задание и собрал необходимые для военных разведданные. Дрон "Аист-100" появился на вооружении ВСУ в 2021 году – это один из самых новых летательных аппаратов. Его характеристики практически те же, что и у "Фурии". В боях его используют массово.
Сейчас также проходит испытания и отечественный дрон-камикадзе "Кобра". Разработчики собрали БПЛА самолетного типа, оснастив его трехметровыми крыльями и мощным двигателем собственного производства. Готовый аппарат может нести полезную нагрузку весом 15 кг на расстояние до 300 км, разгоняясь до 150 км/ч. С его помощью ВСУ будут отправлять российской армии взрывные "подарки" и уничтожать цели.
"Кобра" очень напоминает иранские дроны линейки Shahed, только намного дешевле - себестоимость составляет около 2000 долларов. Еще одним преимуществом является более высокая скорость производства, которой достигли благодаря использованию "классической технологии", уже давно применяемой для строительства самолетов.
Наши военные конструкторы также разработали бронеавтомобиль "Козак"2М1 – это полноценный броневик для широкого спектра заданий. В Минобороны его называют "компактным БТР". "Козак" прошел проверку 50 разными методами, включая тест-драйв на местности, которая подходит исключительно для гусеничной техники. Конструкция автомобиля интересна тем, что его корпус цельный – это моноблок без рамы с независимой подвеской. У него улучшенная проходимость, плавность хода на высоких скоростях и заниженная высота. Количество экипажа – до девяти человек.
На "Козаке" установлен боевой модуль совместной разработки турецкого и украинских предприятий. Модуль можно оснастить любыми типами пулеметов. На практике эту комбинацию успешно используют десантники.
Так, в Украине также разработали автоматизированный дистанционно управляемый огневой комплекс, предназначенный для стационарной установки на недвижимые объекты или спецтранспорт – автоматическую турель "Шабля". Она предназначена для крупнокалиберного пулемета и представляет собой подвижную платформу с возможностью установки АГС, ПКТ, ПКМ. Также на модуль предполагается установка видеокамеры, тепловизора, дальномера и другой оптики. Данный модуль предназначен для уничтожения живой силы и легкой бронетехники. Находясь в бронированном автомобиле или дистанционно координируя платформой, оператор остается в безопасности. Максимально упрощенная и надежная конструкция «Шабли» подразумевает быстрый ремонт и замену.
Координация "Шабли" осуществляется с помощью пульта управления и монитора, что позволяет вести бой на расстоянии, тем самым сохраняя жизнь оператора, находящегося в безопасной точке локации. Боевая платформа может стоять как стационарно на блокпостах, так и на границе, и в других зонах. Турель «Шабля» также позволяет сбить БПЛА.
Компания Skylab из Харькова представила нового наземного робота Sirko-S, который обладает множеством функций и задач для выполнения в военной сфере. Этот беспилотный аппарат представляет собой четырехколесную платформу, оснащенную дневной камерой или тепловизором, системой лазерных дальномеров для преодоления помех и режимом автономной езды.
Специальные резиновые колеса и встроенные механизмы обеспечивают устойчивую езду по бездорожью, а грузовой отсек размером 80х40х20 см позволяет Sirko-S перемещать предметы общим весом до 150 кг, несмотря на свой собственный вес в 45 кг. Таким образом, этот робот может эффективно доставлять грузы, обеспечивать связь между подразделениями, а также эвакуировать раненых с поля боя.
Кроме того, Sirko-S может выполнять функции разведки, что делает его незаменимым помощником для военных операций. Максимальная скорость этого робота составляет 12 км/ч, а дальность связи достигает 5 км, что позволяет ему эффективно работать на большом расстоянии от своего оператора.