До Пасхи остались считаные дни. Вскоре хозяйки будут выпекать душистые паски и красить яйца. Обычно мы ограничиваемся традиционными пасхальными яйцами или украшаем пасхальные яйца магазинными наклейками. А вот как написать настоящую писанку – один из элементов обрядовой традиции Воскресения Христова, знает и умеет далеко не каждый. Во Львове, в "Пороховой башне", народная мастерица по росписи писанок Вера Манько учила всех желающих, как правильно это делать. Присоединились к мастер-классу и корреспонденты KP.UA.
Вера Манько - известная во Львове, да и не только, мастерица по росписи писанок. Писанки она пишет с 1986 года, и в ее коллекции уже более 3,5 тысячи писанок, которые не похожи друг на друга. Сегодня она учила своему мастерству львовских школьников.
Во львовском Доме архитектора, больше известном как "Пороховая башня", – негде яблоку упасть. Желающих научиться писать писанки гораздо больше, чем может вместить зал. Организаторам пришлось доставлять дополнительные столы и стулья, обустраивать рабочие места.
На мастер-класс к Вере Манько пришли школьники из разных учебных заведений Львова и читатели областной библиотеки, которым по 6-7 лет. Несмотря на свой возраст, малыши очень активно приступили к работе и пытались умело держать писачки (инструмент для написания воском по яйцу. – Ред.). А если что-то не получалось – помогали взрослые.
Шестиклассница Наталья впервые на таком обучении. Говорит, всегда стремилась научиться мастерству расписывать пасхальные яйца, сначала пробовала сама, смотрела уроки в интернете, но получалось не очень.
– Я была в музее росписи в Коломне с родителями, там просто глаза разбегаются от красоты, и всегда хотелось попробовать самой, – говорит KP.UA девочка. – Но не получалось, думаю, здесь расскажут основы этого искусства, и уже буду набивать руку.
Всем необходимым участников мероприятия обеспечили организаторы - яйца, краски, писачки, свечи. Мастерица Вера Манько рассказывает, что писанки всегда писали на сырых яйцах, потому что это символ жизни. Лишь пасхальные яйца делали из вареных яиц и затем использовали их в пищу.
- Желательно, чтобы там был еще и зародыш, потому что в древности считалось, что из мертвого холодного яйца на свет появляется новая жизнь. Люди так себе объясняли, что скорлупка яйца – это земля, кожица – тучки, белок – вода, а внутри – солнце, желток – это солнце. И потому на том загадочном яйце, из которого появляется следующая жизнь, писали определенные знаки, которые были молитвами для людей, наших предков, о добре, о плодовитости, о хорошем урожае, о здоровье, – говорит мастерица.
Вера Манько говорит, что для мастер-класса она подобрала простые образцы украинских писанок, чтобы дети научились рисовать писачком с воском по поверхности яйца. Это львовские и пряшевские узоры.
- Это не просто - накладывать воск на яйцо, а затем краски друг на друга. Когда писанка будет готова, покажем, как снять с нее воск, как рождается писанка, – говорит мастерица. – Одна писанка будет представлять Львовщину, а другая – Пряшевщину. Я выбрала несложные для детей узоры, и на них можно лучше научиться вести линию. Одна называется "ветрячок" - это такое стилизованное изображение сварги - солнечного знака, а другая называется "ландыш".
Технология написания писанки достаточно сложная, на первый взгляд. Однако если привыкнуть, то процесс идет гораздо легче.
Рисуют писанки специальным инструментом – писачком. Для изготовления писанки понадобятся яйца с белой скорлупой, писачок, воск, свеча, карандаш и резинка, несколько мягких тряпок, одноразовые тарелки, банки с краской, ложки. Стол следует не забыть застелить бумагой, чтобы уберечь от капель воска и краски.
Сначала мастерица советует карандашом нанести на яйцо будущий орнамент писанки. Причем руку с карандашом следует держать на месте, поворачивать нужно только яйцо.
- Возьмите яйцо в левую руку, а в правую – карандаш, на остром кончике яйца поставьте крестик, чтобы условно разделить его на четыре части, после чего приложите к яйцу карандаш и мизинец правой руки. Вращайте яйцо вокруг оси, от себя, оставляя карандашом след. Это позволит получить ровную линию и довести ее до исходной точки. После того как первые четыре линии готовы, яйцо делится по экватору. Одну из линий разделите пополам, и вращая яйцо, как и в прошлый раз, нанесите поперечную линию. Также карандашом можно наметить основные элементы рисунка. Все эти разметки сотрутся с писанки вместе с воском, и у готовой писанки не останется никаких следов от карандаша, - говорит мастерица.
Затем писачком с воском на яйцо наносится орнамент.
– Положите маленький кусочек воска в писачок и нагрейте его над пламенем свечи в течение нескольких секунд, – продолжает Вера Манько. - Для начала следует провести пару линий на бумаге, чтобы проверить, хорошо ли писачок рисует. Затем начинайте наносить рисунок на писанку, следя, чтобы отверстие писачка было плотно приложено к будущей писанке, а головка была перпендикулярна его поверхности.
Воск застывает и защищает поверхность писанки от краски. Таким образом, линии, нанесенные на белое яйцо, будут на готовой писанке белыми, на желтом – желтыми и так далее, от самого светлого цвета до черного. После окрашивания яйца в новый цвет воском зарисовываются именно те части, которые должны иметь такую краску в конечном варианте.
Причем использовать нужно именно воск, а не парафин. Парафин - хрупкий и не столь пластичный и отпадает от писанки.
После зарисовки последней краской с писанки следует снять воск – прогреть ее над свечой и протереть тряпкой.
В древности, говорит Вера Манько, использовали только натуральные красители. Так, например, красный цвет получали из луковой шелухи, из конопляных семян получали зеленый цвет, а из гречневой мякины - бурый. Теперь писанки, которые не для еды, советует красить кислотными анилиновыми красителями для окрашивания шерсти, чтобы максимально долго сохранить узор.
Те, кто увлекается расписыванием писанок, обычно имеют несколько писачков с отверстиями разного диаметра, поскольку орнамент писанок может иметь линии разной толщины в зависимости от региона. К примеру, буковинские и гуцульские писанки обычно расписывают тонкими линиями, полесские, подольские и приднепровские - широкими. А еще писачком с большим отверстием очень удобно и быстро покрывать воском большие участки орнамента.
Всем необходимым – от красок и яиц до инструментов – обеспечили организаторы. Фото: Мирославы Бзикадзе
Вера Манько рассказывает, что знакам, которые есть на писанках, может быть две-три, а то и десять тысяч лет. Они ведь присутствуют в очень многих первобытных культурах.
– Сегодня уже исследовали, что они обозначают. Они есть на писанках, в вышивке, на коврах. Их начали исследовать во второй половине позапрошлого столетия. Поэтому мы не можем знать, сколько лет пишут писанки. Писанка в древности была одним из атрибутов прихода весны, затем стала атрибутом христианства, Пасхи, и означает, что Иисус Христос умер, а затем воскрес, – рассказывает писанкарка.
По словам Веры Манько, узоры на писанках – это своеобразные молитвы для людей о добре, о хорошем урожае, о здоровье. Поэтому каждая женщина или девушка, расписывая писанку, заранее знала, кому ее подарит и что пожелает.
В целом мастер-класс продолжался во Львове более 2,5 часов. Дети хоть и несколько устали, однако выходили из зала в восторге, полные эмоций.
– Да, немного устала, это довольно сложно – иногда воск растекается, рука дрожит, но очень интересно. Обязательно попробую еще дома, – говорит одна из участниц мероприятия.
Кроме мастер-класса, в "Пороховой башне" можно было также осмотреть пасхальную выставку мастеров народного искусства по росписи писанок, изготовление ивовых букетов, освящающих на Вербное воскресенье, и пасхальных веночков.