Вот уже две недели, как в Украине появились новые виды транспортных средств, а мы ничего не замечаем. Разве только отмечаем, что с наступлением тепла на улицах надо вести себя осторожнее, поскольку между пешими людьми носится веселый народ на самокатах, гироскутерах, моноколесах и прочей модной технике.
С вступлением в силу закона №8172, посвященному вопросам электротранспорта, все эти «покатушки» приобретают статус не абы чего, а настоящих транспортных средств. Правда, пока без документов и без правил движения. Но – лиха беда начало.
Сам закон посвящен специфическим вопросам развития, использования и обслуживания электротранспорта. Самокаты и их собратья всего лишь маленький фрагмент, который мы бы и не заметили, если бы не реклама новации на сайте U-Cycle – Ассоциации велосипедистов Киева. Координатор сообщества по адвокации и безопасности движения Богдан Лепявко говорит, что при разработке законопроекта были использованы рекомендации их команды, составленные с учетом европейского опыта.
Итак, микромобильные, их еще называют самобалансирующимися, транспортные средства разделены на две категории:
В первую категорию попадают все прокатные электросамокаты, так как в Киеве и ряде других городов операторы ограничили скорость до 20 км/час, мини-сигвеи, гироскутеры и моноколеса. Во второй категории, вероятно, будут электровелосипеды, частные электросамокаты без ограничителя скорости, сигвеи.
Разделение предположительное и очень условное. Например, то же моноколесо может разгоняться до 80 километров в час, но по конструкции попадает в «легкую» категорию. Во многих странах мира, в частности Англии, Италии, Китае, этот страшный сон пешеходов в общественных местах категорически запрещен. Катайся у себя во дворе либо по квартире.
Специальных правил, запретов, требований и штрафов для самокатчиков или моноколесников в Украине нет. Но надежда на то, что вскоре они должны появиться, есть. Богдан Лепявко предполагает, что на микромобильные транспортные средства первой категории могут распространяться правила дорожного движения для велосипедов. Для второй категории – для мопедов. Все, что гоняет свыше 50 километров, будет подлежать общим ПДД как мотоциклы.
Киевский адвокат Евгений Кузьмин считает, что новшество прежде всего упростит практику расследования ДТП с участием самокатов и прочее. Пока у них не было статуса, судам самим приходилось решать, относится эта техника к категории транспортных средств или нет. При этом виновник происшествия мог апеллировать к тому, что он не ездок, а пешеход – шагал по улице на двух колесах.
- Закон нужный. Теперь на владельцев и пользователей мини-электротранспорта официально будет распространяться та же ответственность, что и на владельцев других транспортных средств, - говорит адвокат Евгений Кузьмин. – Я надеюсь, что в скором времени их обяжут носить шлемы и запретят гонять по тротуарам.
Кабинету министров поручено в течение года со дня вступления закона в силу внести изменения в Правила дорожного движения. И главная интрига в том, удастся ли преодолеть камень преткновения, в который уперлись два законопроекта, призванных упорядочить существование в нашем социуме популярных «покатушек».
Приравнять легкое персональное ТС к велосипедам, а низкоскоростное – к мопедам несложно. Но в существующих Правилах дорожного движения и тем и другим запрещено двигаться по тротуарам. Если нет специальной дорожки, предписано ехать по краю проезжей части. Такие же правила для самобалансирующих средств были прописаны в законопроектах, которые Рада не решилась принять.
Проблема в наших дорогах, точнее их качестве. Даже небольшая выбоина, которую «не замечает» велосипедное колесо, может оказаться фатальной для самоката. Маленькое колесико «споткнется», и водитель хрупкого ТС вылетит под поток движущихся рядом автомобилей либо на тротуар.
Альтернативное мнение – разрешить самобалансирующимся ТС езду в пешеходных зонах при жестком ограничении скорости. Так поступили в большинстве стран Европы, ограничив свободу ездоков до 20 – 25 км/час, а в многолюдных местах – до 8 км/час. Но в Европе у публики несколько другое отношение к закону, в частности, из-за жестких штрафов, которые могут достигать 200 евро.
- Электроскутеры и электровелосипеды имеют право на жизнь, но что касается самокатов и моноколес, то эта техника не может принимать участия в дорожном движении. Она не имеет ни устойчивости, ни нормальных тормозных качеств, - уверен адвокат Вадим Володарский.
Юрист задает вопрос: а если такую технику выпускать на тротуары, то как контролировать максимальную скорость?
- Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания имеют определенные физические параметры, которые позволяют определить скорость. Даже по внешнему виду «Харлей Девидсон» можно отличить от мопеда. Электрический самокат, имеющий скорость 25 км/час, внешне ничем не отличается от самоката, который разгоняется до 80 км/час и больше. Если устанавливать программное ограничение, так у нас достаточно умельцев, которые его легко обойдут.
На систему штрафов и полицейский контроль тоже надежды мало. Трудно представить украинских копов, охотящихся на самокатчиков с радарами.
- Полиция традиционно обращает внимание только на автомобилистов, игнорируя всех остальных участников дорожного движения. Велосипедисты, пешеходы могут делать что угодно. Если на дорогах легализуют самокаты и прочее, будет то же самое, - считает Вадим Володарский.
Адвокат обращает внимание, что недавно Верховный суд вынес решение, которым по степени опасности приравнял электросамокат к автомобилям.
– Это правильное решение, но тогда такая же логика должна быть и относительно знания правил дорожного движения, наличия прав и так далее. У нас же на мопед с двигателем внутренне сгорания права нужны с 2010 года, а для такого же транспорта, но с электрическим двигателем, сделано исключение. А прокатными самокатами вообще могут пользоваться все, кто заплатит. И человек, не имеющий навыков управления, и психбольной, и пребывающий в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, - замечает Вадим Володарский.
Кстати, из-за бесконтрольности против проката самокатов взбунтовались жители столицы Франции. На созванном по этому вопросу референдуме 90% парижан проголосовали за запрет популярного среди туристов сервиса.
Инициировала референдум мэр города Анна Идальго, которая принадлежит к «левому» течению, выступающему за развитие альтернатив транспорту с двигателем внутреннего сгорания. Но сейчас она сама признает, что электросамокаты являются объектом повышенной опасности. Только в 2022 году в Париже зафиксировано 459 аварий с участием этого вида ТС и похожих транспортных средств. В трех авариях погибли люди.
Украинская полиция не показывает статистику ДТП с участием электросамокатов, моноколес и подобной техники. Но судя по Единому реестру судебных решений, такие случаи не единичны. Полиция и суды стали нарабатывать свою практику еще несколько лет тому назад. Есть примеры уголовных дел, когда в результате наезда самокатчика на пешехода наступали тяжкие последствия. Такие действия квалифицируются по статье 391 УК Украины – "нарушение действующих на транспорте правил". Если не тяжкие последствия, виновника привлекали к административной ответственности.
ДТП с автомобилями по вине самокатчиков квалифицируются по статье 124-й Административного кодекса – "повреждение транспортного средства и другого имущества".