Скоро исполнится год, как вступил в силу закон №2120-IX, легализовавший деятельность коллекторских компаний. Им установили правила работы на этом рынке и своеобразный кодекс этики. Увы, но сборщики долгов продолжают все это нарушать. А когда из-за войны многие должники выехали за границу, стали еще активнее терроризировать их родственников и друзей, оставшихся в Украине.
Учитывая большое количество жалоб, Нацбанк в августе прошлого года ужесточил требования к поведению коллекторов, но и это не помогло. Как можно защититься и какие смягчения по кредитам действуют в условиях военного времени, узнавала KP.UA.
Киевлянин Максим выехал на работу за границу еще до войны. С началом активной фазы российской агрессии к нему переехала мать.
- Несколько недель тому назад сын стал получать странные СМС о том, что он должен погасить долг. Сын божился, что ничего не брал, мы решили, что произошла ошибка, - рассказывает Елена. - Но недавно мне позвонила испуганная сестра, которая осталась в Киеве, и рассказала, что ей звонят с какой-то фирмы и тоже требуют, чтобы она повлияла на племянника в плане выплаты кредита.
Когда Елене удалось дозвониться по телефону указанной фирмы, оказалось, что никому ничего ее сын лично не должен. Кредит оформил одноклассник Максима и дал телефон своего приятеля как «поручителя». Слово намеренно взято в кавычки, потому что речь идет о банальном обмане, который коллекторы использовали как до, так и после принятия «кодекса этики».
Тем не менее люди беспокоятся. Во-первых, персональные данные оказались в чужих руках. Во-вторых, слово «поручитель» продолжает пугать. В редакцию KP.UA семья обратилась с вопросом: что делать?
- В данном случае надо игнорировать СМС, оправлять телефоны «коллекторов» в «черный список», а не вступать с ними в контакт. Максимум, что можно сделать – это посоветовать обратиться в суд, - говорит глава общественной организации «Антиколлектор» Михаил Прокопчук. – Поручительства по телефону нет и не может быть никогда. Поручительство – это прямой договор. То есть заемщик и человек, который согласился быть гарантом возврат кредита, вместе идут в банк, заключают договор поручительства по специальной форме, подписывают его. Только в этом случае поручитель может нести ответственность, если должник обанкротится.
В микрофинансовых организациях (МФО), которые раздают быстрые кредиты, отлично осведомлены с правовым полем, тем не менее берут у заемщика любой телефон, не проверяя, знает ли «поручитель» своего подопечного.
- Если коллекторы продолжают беспочвенно терроризировать вас и ваших родственников, нужно жаловаться их регулятору – в Нацбанк, - говорит Михаил Прокопчук. - Последние три месяца НБУ достаточно активно применяет меры к таким организациям, нескольким коллекторским компаниям даже аннулировали лицензии на право деятельности. Я всегда рекомендую жаловаться в Нацбанк, просто не все люди верят, что это подействует.
Тем временем сейчас, когда люди теряют работу, вынуждены переезжать и терпят другие лишения, микрокредиты становятся популярными. Какие преференции есть у заемщиков в военное время?
- На период военного положения и в течение месяца после его отмены заемщики освобождаются от ответственности за просрочку кредита. Это не значит, что долг аннулируют. Это значит, что банки и МФО не имеют права увеличивать процентную ставку, начислять штрафы и пеню, - говорит наш консультант. – В задолженности, если она есть, остаются только тело кредита и оговоренные в договоре проценты. Больше ничего кредитор не вправе требовать.
Однако некоторые МФО продолжают старую практику, которая в мирное время позволяла им превращать 5000 гривен в 50 000.
- Если есть неправомерные начисления, необходимо письменно обращаться в кредитное учреждение с требованием списать с долга. Ответ вам должны дать в течение месяца. Если не дали или ответ отрицательный, также необходимо писать заявление регулятору – в Нацбанк.
Еще есть такая процедура, как реструктуризация долга, но она производится только по согласию банка.
- Я бы не рекомендовал реструктуризацию, потому что при этом вы фактически берете новый кредит под новый договор. Вам растягивают время выплаты, но в проценты будет заложена большая сумма. Допустим, вы должны 10 000 гривен, а в итоге получится 15 000.
Есть несколько путей – позвонить на «горячую линию», записаться на прием, переслать письмо по почте или заполнить форму онлайн. Информация об этом размещена на сайте Национального банка Украины.
Юристы рекомендуют делать почтовое отправление или воспользоваться электронной почтой, чтобы получить официальный письменный ответ.
Электронное заявление либо жалоба пишется по форме, которую можно найти здесь вместе с инструкцией. Стиль произвольный, но суть вопроса желательно подкрепить наглядным материалом.
Если это неправомерные начисления – добавить к письму фотографию заявления, которое вы писали кредитору, ответ кредитора или указать на отсутствие ответа.
Если жалоба на действия коллекторов, желательно прикрепить скриншоты СМС, зафиксировать телефоны и частоту звонков. Можно добавить аудиофайл разговора.
Михаил Прокопчук рекомендует проверить свою фамилию по базе Украинского бюро кредитных историй. Когда высветится, что долгов у вас нет, добавить к жалобе и этот скриншот.
В нарушение все этих правил коллекторы тревожат своими звонками не только родственников должника, но и его соседей, бывших жен, мужей, приятелей. Есть версия, что они пользуются информацией из единой коллекторской базы «Пиранья», где собирают информацию про всех украинцев, их родственников, прошлое и настоящее с указанием телефонов.
Также вышибалы долгов могут использовать открытые базы физлиц, базы торговых сетей, раздающих бонусные карточки, базы государственных и частных структур, которые обрабатывали ваши персональные данные.
По неподтвержденной информации, коллекторы сотрудничают с сотрудниками правоохранительных органов, имеющих доступ к различным базам.
Немного найдется украинцев, на которых хоть раз не попытались напасть коллекторы. Автору этой статьи удружила бывшая соседка, с которой мы даже не общались, но которая каким-то чудом узнала мой телефон, имя, фамилию и отчество.
При первом звонке я попыталась объяснить молодому человеку, что тут дураков нет и делать им нечего. Не поверил – поставил на автодозвон. Я послушала пару страшных записей о том, что надо возвращать долги, иначе грозит суд и божья кара, а потом стала отправлять неизвестные номера в игнор, едва звонил телефон. Если пропускала звонок с неизвестного номера – туда же.
Так мы развлекались в субботу и воскресенье, в игноре оказались больше трех десятков номеров. В понедельник эту напасть как рукой сняло.