Известный британский художник Бенкси является автором семи муралов в городе Киеве и в населенных пунктах Киевской области, подвергшихся наибольшим разрушениям во время оккупации и боевых действий в феврале-апреле прошлого года. KP.UA узнавала об их сегодняшнем состоянии и о том, как их оберегают.
В настоящее время ирпенское граффити Бенкси внесено в перечень объектов культурного наследия решением Киевского областного совета. На него установили защитное стекло. А патрули Муниципальной охраны при патрулировании осуществляют осмотр картины. С ней все хорошо, но есть одно «но»…
– У нас граффити выполнено на бетонных плитах. У нас другая проблема. Три дома идут на демонтаж. И мы уже хотим их демонтировать, чтобы разработать проект и отстраивать жилье людям. А два соседних дома, стоящих рядом, если начнем демонтировать, могут пострадать. Поэтому мы ведем переговоры с Киевской областной администрацией относительно мер по сохранению граффити во время демонтажа дома и сохранения потом. Мы ведь не собираемся хранить весь дом. Мы хотим сохранить только граффити, – говорят в Ирпенском городском совете.
Работу Бэнкси в Ирпене желают сохранить и ищут для этого подходящие варианты. То же сделали и в Бородянке. Только там пошли еще дальше. На одной из работ установили полноценный навес для защиты от внешней среды.
- Там немного осыпается, потому что работа сделана не на бетоне, а на штукатурке. Так у нас сначала была временная защита – накрытие в виде козырька. А сейчас фирма, которая этим занимается, будет делать более качественную защиту и закроет работу стеклом, – говорит глава отдела культуры Бородянки Наталья Вышинская.
Так защитили рисунок в Бородянке (уже со стеклом). Фото: facebook.com/Бородянская поселковая объединенная территориальная община
На рисунке, где гимнастка держит стойку на руках, установлен защитный экран. Но есть некоторые проблемы.
- Здесь другая беда. Это помещение постепенно рушится, и мы не знаем, как будет дальше, - объясняет Наталья Вышинская. – Как сохранить? Дело в том, что во всем мире картины Бенкси никто никак не закрывал и не оберегал. Как есть – так и есть. Допускаем, что там их, может, чем-то обрабатывают. А к нам приезжали представители из департамента культуры, реставраторы и так далее. Смотрели. Пока так. Защита есть, полиция присматривает.
Киевскую работу Бенкси, что находится на ул. В. Житомирская, также защитили с помощью пластикового экрана.
- Изображение на стене дома на ул. Большой Житомирской, 13, находится под стеклом в рамке с надписью Banksy & Стоямба (популярное у молодежи сленговое слово. Вероятнее всего, содержание - приказ "всем стоять". - Прим. авт.), - отмечают в управлении информационного обеспечения и доступа к публичной информации КГГА.
А что касается работы Бенкси на ул. Крещатик, 9, – там ситуация не такая, как всюду. И в каком-то смысле это хорошо. Здесь защитных табличек не ставили.
– Нет, не установили. Несмотря на то, что граффити размещено на аллее Героев Небесной Сотни, которая находится в ведении Музея Майдана, оно нанесено на объекты блокпоста, не принадлежащие музею. Соответственно, мы не имеем права без разрешения что-либо с ними делать, - говорят в пресс-службе Музея Революции Достоинства. - Кроме того, если сейчас закрыть его защитным стеклом, пострадает идея граффити - интеграция рисунка в окружающую среду: противотанковый еж, бетонное перекрытие... Эти граффити (имеются в виду все недавние граффити Бенкси на Киевщине) – не самодостаточные произведения. Отделенные от окружающей обстановки, они теряют свое значение и свою первоначальную идею. Идея с защитным экраном ясна, это, пожалуй, лучший способ защитить их от вандализма, но даже это, по моему мнению, – вмешательство в художественный замысел художника.
А еще на работах Бенкси в Бородянке, Ирпене и Горенке установили специальную систему безопасности для защиты от вандализма. Эта система имеет около 20 датчиков, работающих от автономного питания. И данные будут передаваться охранным фирмам.
В Ирпене художник изобразил гимнастку, держащую над головой ленту, а ногой опирается на огромную дыру в стене вид снаряда. Фото: Ed Ram/Getty Images
Еще одна работа стрит-арт художника размещена в Гостомеле на ул. Проскуровская, 2. На ней изображена женщина в халате, в бигудях, с противогазом на лице и с огнетушителем в руке. Ее история – самая сложная, потому что ее срезали со стены дома волонтеры, которые хотели сохранить эту работу. Но их энтузиазм не разделили правоохранители. Теперь в отношении похитителя картины Бенкси есть направленный в суд обвинительный акт. А сама работа находится в Гостомельском поселковом совете.
– Мы задержали злоумышленников. Картину передали на экспертизу. Она все это время находилась у искусствоведов. Прошла экспертизу. Ее оценили более чем в 9 миллионов гривен. Рисунок нам уже вернули после оценки. Он сейчас находится в охраняемом хранилище, - говорят в Гостомельской поселковой военной администрации.
Еще одна работа Бенкси находится в селе Горенка. Там на стене разрушенного обстрелами дома бородатый мужчина моется в ванне.
- Рисунок в Горенке помещен под бронированное стекло. Он тоже под стражей. Его дополнительно обработали специальными средствами защиты, чтобы не портился, - отмечают наши собеседники.
Будет ли создан музей картин Бенкси? Каким будет их будущее? Вопрос пока остается открытым.
– Все рисунки останутся у нас. Передавать их никто не будет. Это достояние общины. Что будет сделано в будущем – рассматриваются разные варианты. Когда будет выбран конкретный вариант, сообщим, - отмечают в Гостомельской поселковой военной администрации.
В Киеве есть две работы выдающегося стрит-арт художника. Первая находится на ул. Крещатик, 9, на повороте на Аллею Небесной Сотни. Художник нарисовал граффити на трех бетонных плитах, сложенных друг на друга.
Вторая работа Бенкси находится на ул. Большая Житомирская, 13. На этом граффити изображена пусковая ракетная система россиян, где вместо ракет нарисован мужской половой орган. Это неприличное изображение было здесь еще до появления рисунка Бенкси. То есть художник увидел типичный рисунок на стене одного из киевских домов и усовершенствовал его.
В Бородянке есть две работы Бенкси. «Дзюдоисты» – на стене котельной детского сада «Буратино», что находится на ул. Центральная, 427. Художник изобразил там ребенка, который опрокидывает через себя взрослого мужчину, который очень похож на президента Российской Федерации Владимира Путина.
Второй рисунок Бенкси в Бородянке – «Девочка-гимнастка», выполняющая стойку на руках, опираясь на разрушенные элементы панельного дома. Она находится на этой же Центральной улице, 353.
Есть работа Бенкси и в Ирпене, что также испытал ужасающие по своим масштабам разрушения. Бои в этом городе были очень интенсивны. Здесь художник также изобразил гимнастку, держащую над головой ленту, а ногой она опирается на огромную дыру в стене дома, образовавшуюся из-за попадания туда снаряда. Находится эта работа на Гостомельском шоссе, 15. За эту работу Бенкси присвоили звание почетного гражданина Ирпеня.
Еще одна работа Бенкси находится в селе Горенка, на ул. Садовая, 21. На стене разрушенного обстрелами дома бородатый мужчина моется в ванне.
Седьмая работа стрит-арт художника – в Гостомеле, на ул. Проскуровская, 2, – женщина в противогазе и с огнетушителем.
Художник публиковал фото своих работ у себя на странице в Instagram с 11 по 13 ноября 2022 года. Что, по сути, и является признанием авторства этих работ.