В этом году Научно-исследовательский институт частного права и предпринимательства имени академика Ф. Г. Бурчака отмечает свое 30-летие. А в прошлом году праздновал... 25 лет. Вот такая интрига.
О том, как она сложилась, о роли частного права в жизни общества, научных разработках и многом другом “КП в Украине” ведет беседу с директором института, академиком Национальной академии правовых наук Александром Крупчаном.
- Александр Дмитриевич, почему у вас юбилей за юбилеем?
– Чтобы понять, стоит узнать нашу историю. Учреждение, на базе которого позже был создан институт, существовало с 1992 года как Центр исследований проблем предпринимательства и менеджмента Академии наук Украины. Ориентировочно тогда же была основана общественная организация "Академия правовых наук".
Это было время, когда в «большой академии», как мы называем нынешнюю Национальную, происходили перемены. Начали создаваться отраслевые академии – педагогические, медицинские и другие науки. Авторитетные в юридической среде люди, в частности Федор Бурчак, чье имя носит наш институт, и Борис Бабий, директор Института государства и права имени Корецкого, подняли вопрос о создании Академии правовых наук. И соответствующий указ был издан Президентом Леонидом Кравчуком в 1993 году.
В Академию правовых наук планировалось передать учебные заведения и научные учреждения юридического профиля. Следует отметить, что в то время в системе "большой академии" было только два таких - Киевский институт государства и права и Институт экономико-правовых исследований в Донецке. А вузов, которые готовили юристов, можно было по пальцам одной руки пересчитать.
– Планы сбылись?
– Не совсем так, как думалось изначально. Организатором Академии правовых наук был определен Василий Таций – ректор Украинской государственной юридической академии (ныне – Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого) в Харькове. Поскольку харьковская юридическая школа тогда была наиболее многочисленной, решили, что президиум новой академии будет там.
Однако почти год дела не двигались с места, а за это время глава «большой академии» Борис Патон передумал отдавать два своих института. Министерство образования также решило оставить юридические вузы в своем подчинении.
Закончилось тем, что было издано постановление Кабинета Министров Украины, которым президиуму Академии правовых наук поручили дать предложения по созданию в своей системе Института законодательства, Института изучения проблем преступности, Межотраслевого института повышения квалификации юридических работников и издательства «Право». Идею создания Института законодательства вынашивал Федор Глебович Бурчак, но в Верховной Раде захотели включить такое учреждение в свой аппарат.
1 июля 1994 года академик Василий Таций издал приказ номер один о начале работы президиума Академии правовых наук. Впоследствии решением президиума Центр исследований проблем предпринимательства и менеджмента был преобразован в Научно-исследовательский институт частного права и предпринимательства. Тогда же был создан НИИ для изучения проблем преступности, который сегодня носит имя академика В.В. Сташиса – одного из основателей Академии правовых наук.
Итак, в 2021 году мы отмечали 25-летие обретения статуса института, а ныне имеем 30-ю годовщину создания нашего научного учреждения. Соответственно, 30 лет наш код ЕГРПОУ не изменялся.
– Какая была и есть миссия института?
- За 30 лет деятельности миссия нашего института выкристаллизовалась в полной мере, в то же время отдельные составляющие способны претерпевать эволюционные изменения с учетом современных трендов и актуальных вызовов для нашего государства. Миссия действительно очень важна для формирования стратегии института.
На нынешнем этапе реализация такой стратегии осуществляется в соответствии с задекларированной миссией, которая заключается в получении новых знаний о закономерностях, процессах и явлениях в сферах частного права и предпринимательства с целью научного и экспертного содействия деятельности органов государственной власти для формирования человекоцентрической политики, реализации конституционно закрепленного курса Украины в европейскую интеграцию в контексте современных глобальных и региональных вызовов и угроз.
Это приводит к необходимости постоянного усиления конкурентных преимуществ института и повышения уровня интеллектуального потенциала, направленного на усовершенствование существующих и разработку новых правовых механизмов и инструментов обеспечения стратегических интересов государства и субъектов частного права в контексте актуальных и потенциальных, внутренних и внешних возможностей и угроз для Украины.
Всем известно отношение советской власти к частной собственности. Как писал Ленин, "у нас ничего не может быть частного". Но времена изменились – произошла перестройка, Украина стала независимой, развивалась рыночная экономика. В общественное сознание нужно было вкладывать знания о частной собственности, утверждать основы владения имуществом, жильем, предприятием. Словом, развивать науку частного права и исследовать закономерности развития частноправовых отношений, которые являются признаком любого демократического общества.
Некоторые преувеличивают значение разделения юридической науки на так называемые отраслевые науки – уголовное, государственное, конституционное право. На самом деле, все это составляющие единого правового поля – частного и публичного. Следовало внедрять это понимание в нормативные акты, а их множество.
– Непосвященные люди понимают частное право как право владения или право на конфиденциальность. А что это на самом деле?
- Частное право – это целый комплекс разных отраслей права. Обычно к частному праву относят гражданское, семейное, трудовое, жилищное, земельное право. По своей сути, частное право является правилами поведения людей в среде их жизни, которые условно противопоставляются правилам поведения в отношениях между человеком и государством. На этот счет следует упомянуть сентенцию римского юриста Ульпиана, помещенную в Дигестах Юстиниана: «...публичным правом является то, что касается положения римского государства, частным - то, что касается пользы отдельных лиц».
Следовательно, есть частное и публичное право, тесно между собой связанные. Приведу простой пример: вы вправе купить автомобиль и им пользоваться. Но для этого вам необходимо зарегистрировать это транспортное средство в государственном реестре, получить водительские права, соблюдать правила дорожного движения. То есть, реализуя свое частное право на автомобиль, вы взаимодействуете с государством в лице его органов, то есть вступаете в публичные отношения.
Или к вопросу о зарплате. Профессор в государственном учебном заведении или научном учреждении получает не более 25 тысяч гривен, а судья Верховного Суда или член Высшего совета правосудия может получать и 250 тысяч. Это также вопрос о частных правах человека – оценке его труда. И такая ситуация явно несправедлива, ведь в некоммерческом секторе не должно быть такой большой разницы в оценке работы людей.
– А можно научным путем восстановить справедливость?
- По крайней мере, говорить об этом можно и нужно. Мы же боремся с коррупцией, говорим об этом на всех уровнях, а она выпирается где угодно. Это тоже вопрос частного права. Ибо речь идет о праве человека на независимость от каприза чиновника, о праве на достойную жизнь, на достойную оценку труда.
- Многие юристы говорят, что в Украине плохо защищены имущественные права, поэтому процветает такое негативное явление как рейдерство.
- Можно сказать и так, ведь часто законы написаны правильно, но неправильно выполняются. Рейдерство – это следствие советской системы, когда все решалось "по блату". Рейдеры знают, кто вопрос может решить, с кем можно договориться, кому заплатить или на кого нажать.
- Как мы знаем, институт активно готовит докторов философии и докторов наук по специальности "Право". Как вписывается это направление в общую концепцию деятельности возглавляемого вами научного учреждения?
- Институт заинтересован в том, чтобы было как можно больше аспирантов и докторантов, ведь финансовые поступления от предоставления ими образовательно-научных услуг являются важной частью доходов института. Но это как две стороны медали.
К нам практически не приходят новоиспеченные выпускники юридических учреждений высшего образования, ведь те из них, кто желает учиться в аспирантуре, обычно остаются в аlma mater. Наш контингент – это различные государственные служащие, прокуроры, судьи, адвокаты, нотариусы, желающие получить диплом доктора философии. Иногда их желания банально обусловлены тем, что наличие ученой степени является своего рода лифтом в карьерном росте, дает право на доплату, присвоение высшего ранга и т.д.
Но ведь науке такие люди фактически ничего не дают, они от нее только берут. И так будет до тех пор, пока законодательство будет предусматривать те или иные блага для определенных профессий, не связанных с научной деятельностью, в результате обретения научной степени. В то же время такие аспиранты, которые в подавляющем большинстве являются практическими работниками, знают проблемы на практике и научным путем хотя бы частично их пытаются решить. Кстати, о важности практической составляющей в науке указывает и слово «предпринимательство» в названии нашего института.
При этом те, кто действительно хочет посвятить себя науке, не всегда могут написать и защитить диссертацию. Лет 15 тому назад у нас еще были бюджетные места для аспирантов. Сейчас в институте есть только внутренняя аспирантура, то есть перспективного ученого нужно брать на научную должность, и во время своей работы он готовит диссертацию.
Кстати, за период с 2006 по 2021 год в Научно-исследовательском институте частного права и предпринимательства имени академика Ф. Г. Бурчака НАПрН Украины успешно защищено 246 диссертаций, из них на соискание ученой степени доктора юридических наук – 31, на соискание ученой степени кандидата юридических наук – 215.
У нас 43 научных должности, а всего 50 сотрудников. Очень маленький, но сплоченный и боевой штат.
– Над чем сейчас работает институт?
- У нас действуют три отдела – международного частного права и правовых проблем евроинтеграции, правового обеспечения рыночной экономики и проблем частного права. Соответственно, проводятся фундаментальные исследования по проблематике, актуальной как для государства, так и для субъектов частного права, в частности, относительно социального направления экономики и бизнеса в условиях цифровизации, появления новых угроз общественному благополучию; обеспечения рыночных отношений в условиях гражданского общества; противодействия трансграничному избеганию налогообложения; развития государственно-частного партнерства; осуществления и защиты корпоративных прав; реализации задач гражданского и хозяйственного судопроизводства.
К примеру, исследуются трудности, связанные с развитием жилищного права. Оно сейчас полностью перестраивается, потому что нет государственной политики в этой сфере. Работаем над вопросами регулирования предпринимательской деятельности, акционерных прав, внешнеэкономической деятельности по инвестиционным спорам. Есть интересные применения научных разработок на практике. Вот сейчас актуально внедрение медиации в разрешении международных экономических споров.
Наши работники представлены в Международном коммерческом арбитраже, выступают арбитрами в других странах. Недавно четыре работника института были избраны членами научно-консультативного совета Конституционного суда Украины.
Мы регулярно готовим научно-правовые выводы на законопроекты, проекты нормативных актов, делаем правовую экспертизу по характеру частного права и предпринимательства. Выступаем в качестве экспертов в законодательстве Украины, зарубежных стран в области международного частного права. Есть на постоянной связи 17 комитетов Верховной Рады, которые заказывают нам 90 процентов всех экспертиз, которые выполняет институт.
В целом институт имеет надлежащий уровень внедрения результатов выполнения фундаментальных научных тем, что подтверждается официальными письмами не только из Верховной Рады, но и Министерства юстиции Украины, Министерства иностранных дел Украины, Министерства здравоохранения Украины, Верховного суда, Офиса генерального прокурора и т. п.
Специалистам известно, что в Украине идет процесс по рекодификации (обновления) Гражданского кодекса Украины, в который мы активно вовлечены. Кстати, хочу отметить, что в разное время сотрудниками института были известные цивилисты, разработчики действующего Гражданского кодекса Украины, такие как академики Я. Шевченко, В. Луц, А. Довгерт, З. Ромовская, Н. Кузнецова, А. Дзера, Р. Майданик, А. Подопригора и многие другие.
Также к нам часто обращаются адвокаты за предоставлением выводов научно-правовых экспертиз, в частности по делам в хозяйственных судах. Это оплачиваемый сегмент работы.
- Существует мнение, что во время войны надо отбросить "все лишнее" и сосредоточиться только на фронте. Что вы думаете по этому поводу?
- Мировые примеры и история цивилизованных стран свидетельствуют, что науку нужно развивать в любых условиях. Если науку отложить на потом, то это исключит из сознания целых поколений важные знания.
Если речь идет о сокращении финансирования, мы это переживем. Институт переживал разные ситуации и умеет успешно преодолевать кризисы. Но останавливать исследования нельзя.
Количество ученых в Украине, к сожалению, становится все меньше. Надо сохранить работающих людей. Не только ради этих людей, а ради багажа знаний, который они несут. Каждый научный работник – это составляющая интеллектуального потенциала страны, это ее достояние. На сегодняшний день трое наших сотрудников находятся на фронте.
– При институте действует лаборатория адаптации законодательства Украины к законодательству Евросоюза.
– Да, это Подольская лаборатория, она находится в Хмельницком. Ее соучредителями в 2004 году были два известных государственных деятеля - Виталий Олуйко, занимавший тогда должность ректора Хмельницкого университета управления и права, и Руслан Стефанчук - нынешний спикер Верховной Рады.
В настоящее время лабораторию возглавляет доктор юридических наук Владимир Нагнибида. Очень творческий и интересный человек.
- А нам действительно так нужна адаптация?
- Нужна. Я не говорю о копировании, но если мы будем европейские нормы и директивы переводить на национальную почву, то это лучше, чем придумывать что-нибудь новое.
Адаптация, гармонизация законодательства уже более 25 лет - неотъемлемая составляющая реализации стратегии европейской интеграции Украины. Наше государство берет на себя соответствующие международно-правовые обязательства, которые в 90-е годы были закреплены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, ныне – в Соглашении об ассоциации.
За этот период правоведы и представители органов государственной власти приобрели значительный опыт работы с международными договорами Европейского союза, инструментами унификации законодательства государств – членов ЕС, которые являются регламенты, и гармонизации - директивами, материалами судебной практики.
Вопрос адаптации законодательства приобрел еще большую значимость в контексте обретения Украиной в этом году, в условиях военного положения, статуса кандидата на членство в ЕС. Наряду с этим системный подход требует не ограничиваться только актами Европейского союза в процессе усовершенствования отечественного законодательства, поскольку научно обоснованные законодательные механизмы доказывают свою действенность на практике в государствах, не являющихся членами ЕС. Вследствие этого также заслуживает внимания и привлечения положительного иностранного опыта, например Швейцарии, других цивилизованных стран, принадлежащих как к континентальной, так и англо-саксонской правовых систем, с учетом специфики общественных отношений в Украине.
- Чему именно мы прежде всего должны учиться у Европы?
- Учиться хозяйничать, как они, а главное – желать учиться. В свое время в институте проделали большую работу – вот она у меня в руках. Это издание «Право мировой торговой организации» - англо-российско-украинский глоссарий. Здесь директивы, стандарты, пояснения, нормативные акты Евросоюза. Определены сроки мировой торговой организации. Этот глоссарий дает обстоятельные разъяснения содержания понятий, терминов и аббревиатур, используемых в рамках мировой торговой процедуры. Издание содержит тексты основных учредительных актов и ключевых документов, которые определяют статус Украины в этой организации.
– Как вы видите перспективы развития института?
– Все будет зависеть от того, будет ли жить академическая наука. К сожалению, есть попытка поставить ее на предпринимательскую основу. Но на этом наука закончится, начнутся заработки. Есть вещи, которые, безусловно, должно спонсировать государство, и к ним следует отнести и науку. Ведь наука – это безусловный фактор дальнейшего прогресса.
Несмотря на все факторы, в том числе барьеры объективного и субъективного характера, институт ставит своей целью вхождение к 2030 году в топ-5 ведущих отечественных научных учреждений и научно-экспертных центров в сферах частного права и предпринимательства.
Для реализации такой краткосрочной тактической цели есть широкий спектр положительных предпосылок, среди которых к активу института можно уверенно отнести многолетний опыт осуществления системных, комплексных, междисциплинарных, прогностических научных исследований, характеризующихся высоким уровнем уникальности; успешный опыт участия ученых института в международных проектах (конференциях, коллективных монографиях) как в Украине, так и за рубежом; существенное количество статей в изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах Scopus и Web of Science Core Collection.
В стратегической плоскости в институте сформирована иерархическая система приоритетных направлений деятельности, к которым мы относим, в частности:
– Как вы видите институт в будущем?
- В первые 30 лет мы доказали, что это классическое академическое и научное учреждение. Вижу институт и дальше таким же, несмотря на все проблемы и сложности вокруг нас. Приоритетами для нас остаются фундаментальные исследования в сфере частного права и предпринимательства.
– Каков средний возраст сотрудников института?
– У нас средний возраст - 44 года, то есть достаточно молодой и продуктивный. Коллектив очень дружеский, внутренней конкуренции нет, потому что нечего делить.
В институте существуют два неписаных основных закона. Первый – директора не хвалят, а только критикуют. Второй – никогда женщинам не дают слова.
- И как это объяснить в отношении женщин?
– А так, что они всегда слово берут сами, перебивая кого-либо из мужчин (смеется). У нас с гендерным вопросом все хорошо, женщин и мужчин поровну, они хорошо сработались.
– Сколько лет вы возглавляете институт? У вас есть собственные планы на будущее?
- В Институт я пришел в 2001 году как исполняющий обязанности руководителя, я тогда возглавлял Киевский региональный центр Академии правовых наук и совмещал две функции. На должность директора института был назначен в 2005 году.
Руководитель – это организатор, много административных нагрузок, а по духу я научный работник. Хочу подготовить себе преемника, перейти на должность советника и возвратиться к творческой работе. Моя любимая область – это международное частное право.
Коренной киевлянин. В 1974 г. окончил юридический факультет Киевского госуниверситета им. Шевченко. Еще до диплома и после защиты несколько лет спустя работал юрисконсультом в столичном райисполкоме и горисполкоме.
В 1993-м перешел в Национальную академию наук Украины, был заместителем директора научно-технического комплекса Института сверхтвердых материалов им. Бакуля, старшим научным сотрудником Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки имени В. Доброва.
С 1994 года – заместитель руководителя, а с 2000 г. по 2005 г. – руководитель Киевского регионального центра Академии правовых наук Украины (ныне – Национальной академии правовых наук Украины). С 2005 г. возглавляет Научно-исследовательский институт частного права и предпринимательства имени академика Ф. Г. Бурчака.
Доктор юридических наук, автор более 300 научных работ. Ученое звание доцента присвоено в 1989 году, профессора – в 2014 году.
Заслуженный юрист Украины, полный кавалер ордена "За заслуги". В 2018 году получил почетное звание «Выдающийся юрист Украины».