21 ноября
Загрузить еще

И без света не скучно: игры и развлечения для всей семьи

И без света не скучно: игры и развлечения для всей семьи
Фото: montessoriblog.livejournal.com/

Из-за необходимости экономить электроэнергию целые районы, города и регионы время от времени остаются без света. Днем, конечно, проще – что-то можно делать, а вот с наступлением вечера, когда спать еще рано, а заниматься делами уже невозможно, не очень понятно, куда деть себя и чем занять ребенка.

Уникальный шанс посмотреть на свою семью другими глазами

В такой ситуации, по мнению психологов, может обнаружиться неприятный факт, что без гаджетов дети не умеют развлекаться, а взрослые почему-то не могут им в этом помочь.

Когда на вечернее общение уходит в общей сложности 40 минут, это незаметно, а вот когда в вашем распоряжении четыре часа совместного досуга, и телефон ничем не может помочь, это уже проблема. И первопричина ее в том, что мы не разговариваем с нашими детьми.

- Между родителями и детьми не сформированы правильные отношения, с ребенком не говорят, у него нет базовых понятий и представлений, - говорит психолог Наталья Валедова. - Его обеспечивают, возят по кружкам, на танцы и в бассейн, водят к психологу, но не разговаривают, даже сидя в машине по дороге. Родители не умеют, не привыкли и не знают, как и о чем говорить, но у них всегда есть «алиби» - работа, учеба, занятость и взрослых, и детей, собственные увлечения и друзья. Очень много времени и ресурсов уходит на обеспечение определенного образа жизни, а на общение остается крайне мало.

Теперь же, пусть путем ограничений и неудобств, взрослым предоставился уникальный шанс посмотреть, невзирая на отсутствие света, на свою семью другими глазами и что-то «подправить» в отношениях и друг с другом, и с детьми.

И вечером, при свечах или свете фонарика, рассказывать о своем детстве, о бабушках и дедушках, какие-то смешные истории о себе, как учились в школе. И не с точки зрения «посмотри, какая я была молодец в твоем возрасте», а просто рассказывать о своей жизни – и это очень сближает.

- Это хороший повод увидеть собственные огрехи в воспитании детей, которые некогда заметить в повседневной суете, - говорит психолог. - Воспользоваться этой возможностью, чтобы что-то изменить, чтобы понять своего ребенка, послушать его, посмотреть в глаза, спросить, что его волнует.

И, конечно, это повод «достать» из себя мальчика и девочку, вспомнить любимые игры, до сих пор нереализованную мечту научить сына играть в шахматы и позапрошлогоднее обещание сделать кормушку для синичек. Стать ближе, роднее и понятнее друг другу.

Психологи отмечают, что естественный для детей страх темноты сейчас усиливается еще хроническим стрессом и травматизацией из-за войны. И самое простое и приятное средство снять напряжение, причем и взрослым, - это игры и занятия, в которых участвует вся семья.

Активности: охота в темноте и смешные животные

Здесь два условия: дети не должны бояться передвигаться в потемках и для этого у каждого должен быть фонарик.

  • Это могут быть жмурки – обычные и «накопительные», когда к первому спрятавшемуся присоединяется тот, кто его нашел, а затем в условный шкаф набиваются все участники. Проигрывает тот, кто присоединился к компании последним.
  • Или «Твистер» - при свете только фонарика попадать рукой или ногой в нужные кружки гораздо веселее.
  • Или игра в зоопарк, где двое участников – посетитель и экскурсовод, а все остальные изображают животных. Фонарик наводится на каждого «питомца» по очереди, гид описывает, кто перед нами, задача посетителя – не засмеяться от увиденного или услышанного. Не выдержал – переходишь в разряд животных.
  • Или игра на выполнение задания: они заранее пишутся на бумажках, складываются в шапку, все становятся в круг. Ведущий внезапно наводит фонарик на любого из участников, тот вытягивает бумажку с заданием и выполняет его.
  • Или квест с фонариком: прячется игрушка, оставляются листики-подсказки, по которым можно ее найти.

Угадайки: предмет, мелодию или еду

Игра в ассоциации: одному из участников наклеивается на лоб бумажка с названием любого предмета, животного, персонажа мультфильма. Он угадывает, исходя из ответов других участников на свои наводящие вопрос, кто же он.

Угадай мелодию: хорошо, если в доме есть музыкальный инструмент, пусть даже игрушечный. Если нет, начало мелодии можно напевать, остальные угадывают название песни или исполнителя.

Узнать предмет наощупь: каждому з участников завязываются глаза и подкладывается предмет, который он должен ощупать и сказать его точное название. Лучше подбирать предметы с интересной структурой – шероховатые, шелковистые, разного размера и формы.

Угадай еду: конечно, в распознавании гречки с котлетой нет ничего захватывающего. И полноценным ужином с закрытыми глазами это не считается, поскольку на тарелке должно быть несколько съедобных ингредиентов, распознать которые мгновенно не так-то просто. Например, миндаль или фундук, «Наполеон» или медовик, курица или кролик.

Угадай, правда или нет: взрослый называет интересные, но, возможно, неизвестные детям факты, а заодно и ошибочные. Они решают – так это или нет. Например, тигры не умеют мурчать – правда, а черепаха является самым медленным животным в мире – неправда.

Слова, звуки: песни, «тарабарщина», допридумывание историй

Среди рекомендаций аудиальных игр от детского и семейного психолога Светланы Ройз:

  1. Пением хором и игра на музыкальных инструментах. Если их нет – не беда, можно играть и на воображаемых, голосом изображая звук барабана, скрипки, трубы.
  2. Вместе разучивать скороговорки.
  3. Говорить на выдуманном «тарабарском» языке, пытаясь с помощью интонации понять, что говорят другие.
  4. Рассказывать истории на заданную тему или рассказывать что угодно, укладываясь в одну минуту.
  5. Угадывать слово по его описанию.
  6. Угадывание животного по звуку, который издает ведущий.
  7. Игра в слова, когда новое слово начинается на последнюю букву предыдущего.
  8. «Испорченный телефон»: шепотом передавать следующему игроку слово, которое сказал на ухо участник перед тобой. В конце получаем то, что услышал последний игрок.
  9. Продолжить сказку: первый игрок говорит одно предложение, все последующие тоже добавляют по одному. Финал может выйти непредсказуемым.
  10. Слова наоборот: «переворачивать» мысленно слова, произнося их задом наперед.
  11. Искать рифмы к словам.
  12. Искать схожесть: ведущий называет два случайных слова, остальные ищут, какая между ними может быть связь.
  13. Не называя слово, описать его, исходя из того, что оно умеет, но не выдавая сразу все характеристики: «Это слово умеет спать, есть, царапаться».

Психолог обращает внимание на важность телесного контакта в таких обстоятельствах: браться за руки, обниматься, целовать, выдумывая разным поцелуям своим названия, танцевать вместе, делать домики из подушек и одеял и заворачиваться вместе в плед. Обыграть, угадывая, кто прикоснулся рукой к ладони ведущего. 

Мастерим руками: поделки к Хэллоуину и Новому году и лепка «наощупь»

В доме, где есть дети, всегда найдется пластилин, специальная глина, цветная бумага и клей. Осталось запастись природными расходниками: осенними листьями, каштанами, желудями, шишками, орехами, ягодами рябины или шиповника. Это, кстати, отдельная увлекательная задача для дневной прогулки – сделать запасы «красоты».

Детский психолог Светлана Ройз советует следующие варианты поделок:

  • кораблики из грецких орехов. Которые, кстати, подойдут и для фигурок зверей – черепаха или божья коровка из скорлупы делаются легко;
  • бусы из ягод рябины, шиповника, облепихи;
  • венок или гирлянды для украшения дома из листьев;
  • корона короля или королевы осени из бумаги, листьев, веточек, желудей;
  • кормушка для птиц;
  • рисунки на листьях, каштанах и желудях;
  • фигурки из тыквы или подсвечник в виде тыквы к Хэллоуину.

Кстати, пользуясь случаем, потихоньку можно готовиться и к Новому году: за два месяца тренировок мастерство в изготовлении снежинок, гирлянд, фонариков, флажков и венков достигнет совершенства. К тому же, это будет не просто времяпрепровождение, а планирование и предвкушение праздника.

Веселым развлечением может стать конкурс пластилиновых фигурок, вылепленных наощупь. Участники завязывают глаза или зажмуриваются, выбирают, что будут лепить, ставят таймер и творят. Побеждает тот, чья уточка имеет наименьшее сходство с динозавром.

Кстати

С темнотой можно подружиться

Детский страх темноты – это страх перед неизвестностью, которая усиливает чувство беззащитности. Но и в потемках есть свои плюсы, которые можно использовать для семейных развлечений. Это может быть:

  • театр теней, в котором могут быть задействованы и готовые игрушки, и сделанные из картона или бумаги фигурки, приклеенные к палочкам, и просто руки;
  • изготовление фонариков из любых раскрашенных краской баночек со свечой-таблеткой внутри;
  • эксперименты со световым украшением комнаты: можно попробовать светить фонариком через дуршлаг, прозрачные предметы, воздушные шары, бумагу или ткань с дырочками;
  • рассказ о том, что можно увидеть и услышать только в темноте, например, о Луне, светлячках, пении цикад, о животных, которые ведут ночной образ жизни.