Из-за необходимости экономить электроэнергию целые районы, города и регионы время от времени остаются без света. Днем, конечно, проще – что-то можно делать, а вот с наступлением вечера, когда спать еще рано, а заниматься делами уже невозможно, не очень понятно, куда деть себя и чем занять ребенка.
В такой ситуации, по мнению психологов, может обнаружиться неприятный факт, что без гаджетов дети не умеют развлекаться, а взрослые почему-то не могут им в этом помочь.
Когда на вечернее общение уходит в общей сложности 40 минут, это незаметно, а вот когда в вашем распоряжении четыре часа совместного досуга, и телефон ничем не может помочь, это уже проблема. И первопричина ее в том, что мы не разговариваем с нашими детьми.
- Между родителями и детьми не сформированы правильные отношения, с ребенком не говорят, у него нет базовых понятий и представлений, - говорит психолог Наталья Валедова. - Его обеспечивают, возят по кружкам, на танцы и в бассейн, водят к психологу, но не разговаривают, даже сидя в машине по дороге. Родители не умеют, не привыкли и не знают, как и о чем говорить, но у них всегда есть «алиби» - работа, учеба, занятость и взрослых, и детей, собственные увлечения и друзья. Очень много времени и ресурсов уходит на обеспечение определенного образа жизни, а на общение остается крайне мало.
Теперь же, пусть путем ограничений и неудобств, взрослым предоставился уникальный шанс посмотреть, невзирая на отсутствие света, на свою семью другими глазами и что-то «подправить» в отношениях и друг с другом, и с детьми.
И вечером, при свечах или свете фонарика, рассказывать о своем детстве, о бабушках и дедушках, какие-то смешные истории о себе, как учились в школе. И не с точки зрения «посмотри, какая я была молодец в твоем возрасте», а просто рассказывать о своей жизни – и это очень сближает.
- Это хороший повод увидеть собственные огрехи в воспитании детей, которые некогда заметить в повседневной суете, - говорит психолог. - Воспользоваться этой возможностью, чтобы что-то изменить, чтобы понять своего ребенка, послушать его, посмотреть в глаза, спросить, что его волнует.
И, конечно, это повод «достать» из себя мальчика и девочку, вспомнить любимые игры, до сих пор нереализованную мечту научить сына играть в шахматы и позапрошлогоднее обещание сделать кормушку для синичек. Стать ближе, роднее и понятнее друг другу.
Психологи отмечают, что естественный для детей страх темноты сейчас усиливается еще хроническим стрессом и травматизацией из-за войны. И самое простое и приятное средство снять напряжение, причем и взрослым, - это игры и занятия, в которых участвует вся семья.
Здесь два условия: дети не должны бояться передвигаться в потемках и для этого у каждого должен быть фонарик.
Игра в ассоциации: одному из участников наклеивается на лоб бумажка с названием любого предмета, животного, персонажа мультфильма. Он угадывает, исходя из ответов других участников на свои наводящие вопрос, кто же он.
Угадай мелодию: хорошо, если в доме есть музыкальный инструмент, пусть даже игрушечный. Если нет, начало мелодии можно напевать, остальные угадывают название песни или исполнителя.
Узнать предмет наощупь: каждому з участников завязываются глаза и подкладывается предмет, который он должен ощупать и сказать его точное название. Лучше подбирать предметы с интересной структурой – шероховатые, шелковистые, разного размера и формы.
Угадай еду: конечно, в распознавании гречки с котлетой нет ничего захватывающего. И полноценным ужином с закрытыми глазами это не считается, поскольку на тарелке должно быть несколько съедобных ингредиентов, распознать которые мгновенно не так-то просто. Например, миндаль или фундук, «Наполеон» или медовик, курица или кролик.
Угадай, правда или нет: взрослый называет интересные, но, возможно, неизвестные детям факты, а заодно и ошибочные. Они решают – так это или нет. Например, тигры не умеют мурчать – правда, а черепаха является самым медленным животным в мире – неправда.
Психолог обращает внимание на важность телесного контакта в таких обстоятельствах: браться за руки, обниматься, целовать, выдумывая разным поцелуям своим названия, танцевать вместе, делать домики из подушек и одеял и заворачиваться вместе в плед. Обыграть, угадывая, кто прикоснулся рукой к ладони ведущего.
В доме, где есть дети, всегда найдется пластилин, специальная глина, цветная бумага и клей. Осталось запастись природными расходниками: осенними листьями, каштанами, желудями, шишками, орехами, ягодами рябины или шиповника. Это, кстати, отдельная увлекательная задача для дневной прогулки – сделать запасы «красоты».
Кстати, пользуясь случаем, потихоньку можно готовиться и к Новому году: за два месяца тренировок мастерство в изготовлении снежинок, гирлянд, фонариков, флажков и венков достигнет совершенства. К тому же, это будет не просто времяпрепровождение, а планирование и предвкушение праздника.
Веселым развлечением может стать конкурс пластилиновых фигурок, вылепленных наощупь. Участники завязывают глаза или зажмуриваются, выбирают, что будут лепить, ставят таймер и творят. Побеждает тот, чья уточка имеет наименьшее сходство с динозавром.
Детский страх темноты – это страх перед неизвестностью, которая усиливает чувство беззащитности. Но и в потемках есть свои плюсы, которые можно использовать для семейных развлечений. Это может быть: