22 декабря
Загрузить еще

Новые правила продажи антибиотиков: как будет работать электронный рецепт

Новые правила продажи антибиотиков: как будет работать электронный рецепт
Фото: Владимира Гонтара / УНИАН

С 1 августа в Украине стартует первый этап программы по внедрению электронных рецептов на все рецептурные препараты. Продажа антибиотиков по новым правилам была запланирована еще с 1 апреля, но процесс приостановился из-за военного положения в стране.

Контроль за антибиотиками назревал давно, «последней каплей» стала пандемия ковида, когда с каждой новой волной росло и применение антибактериальных препаратов – бессмысленное против вирусных инфекций, а зачастую еще и вредное, и опасное.

Следом за антибиотиками электронный рецепт появится и для наркотических (психотропных) лекарственных средств, а к концу года – на все другие рецептурные препараты.

Что изменится с 1 августа?

Официально – ничего. Рецепт на антибиотики не является нововведением, поскольку эти препараты и раньше считались рецептурными и должны были обязательно выписываться врачом. И то, что бумажная форма станет электронной – просто вопрос удобства.

Но на самом деле все прекрасно понимают, что пациенты, занимаясь своим излюбленным делом – самолечением, «назначали» себе антибиотики сами. По официальной статистике МОЗ, без назначения врача их покупает более 50% украинцев, в реальности эта цифра еще больше. Достаточно вспомнить, как в начале войны в аптеках исчезли практически все антибактериальные препараты – покупали про запас и что-то уже, конечно, самовольно «употребили».

Со своей стороны, аптеки тоже не отказывались продавать эти лекарства без тогда еще бумажного рецепта. И их, в отличие от пациентов, понять можно – это заработок. Тем более что по 50 гривен антибиотиков не бывает, средняя цена колеблется в районе 300 гривен.

Как теперь все будет устроено?

Назначать антибиотики и выписывать электронный рецепт будет только врач – ваш семейный или любой другой. Например, отоларинголог, диагностировавший гайморит на основе результатов лабораторных исследований. И здесь три важных момента:

  1. Для выписки рецепта не нужна декларация с семейным врачом. Более того, в Минздраве анонсируют, что получить его можно будет в любом медучреждении – как государственном, так и в частном. К примеру, если к узкому специалисту, которого нет в родной амбулатории, вы отправились в коммерческую клинику, он тоже может выдать электронный рецепт.
    Естественно, при условии, что клиника работает с медицинской информационной системой, подключена к Электронной системе охраны здоровья (ЭСОЗ) и выписывает рецепты.
  2. Пациент обязательно должен быть зарегистрирован в Электронной системе охраны здоровья. Если этого до сих пор не произошло, можно сделать это на приеме у любого врача либо заключив декларацию с семейным врачом.
  3. Лечение антибиотиками назначается только в случае лабораторно подтвержденной или с высокой вероятностью подозреваемой бактериальной инфекции – так указано в приказе МОЗ о рациональном применении антибактериальных препаратов. Это касается и амбулаторного, и стационарного лечения.
    Чтобы убедиться, что это именно бактериальная болезнь, врач назначает дополнительные анализы. Кстати, в том числе и анализ на чувствительность к препарату – это помогает подобрать лекарство, которое гарантированно справится с бактерией.

Что содержит рецепт?

В нем указано не название препарата, а действующее вещество. Выбор торгового названия – за пациентом, который он делает в аптеке, исходя из возможностей своего бюджета. Кроме того, в рецепте указывается лекарственная форма (таблетки, порошок, крем, суспензия и т.д.), назначенная дозировка, длительность приема. Без печати врача и его личной подписи считается недействительным.

Кроме того, назначение антибиотика должно быть письменно обоснованно в амбулаторной карте пациента. По информации Центра общественного здоровья МОЗ Украины, эта обязательная составляющая формы первичной учетной документации включает в себя:

  • диагноз, а в случае профилактического назначения в этой графе указывается причина назначения профилактического лечения;
  • международное непатентованное название действующего вещества. Если в состав препарата входят несколько названий, все они перечисляются через черточку - /;
  • одноразовая доза препарата и единица измерения. Если одноразовая доза определяется схемой, указанной в инструкции, в графе уточняется «По схеме». Если одноразовая доза изменяется в ходе лечения, указывается количество дней, на протяжении которых применялись разные дозы. Например, 100 мг/5 дней, 500 мг/2 дня;
  • кратность приема в сутки, изменения которой в процессе лечения должны фиксироваться так же, как и изменения дозировки;
  • способ введения с указанием и лекарственной формы. Например, ампулы. Внутривенно;
  • даты начала и окончания приема лекарства;
  • результаты микробиологического исследования, проведенного для подтверждения диагноза или контроля эффективности лечения, включая результат экспресс-диагностики, как, например, при быстром тесте на грипп;
  • пересмотр назначения с указанием результата – происходят ли изменения в состоянии пациента
  • побочные реакции, связанные с приемом препарата.

Нужен ли смартфон для электронного рецепта?

Нет, не нужен – модель телефона пациента не имеет никакого значения. Выписывая рецепт, врач выдает бумажную информационную справку, содержащую всю информацию о назначении и номер рецепта, который уже в аптеке используют для его погашения. Так что сторонники «бумаги», которую можно подержать в руках, могут быть спокойны.

Исчезает ли сразу бумажный вариант?

Привычный рецепт «от руки» будет актуален наравне с электронным до 1 января 2023 года – это время переходного периода.

До нового года все медицинские учреждения и аптеки должны подготовиться к окончательному переходу выписки и продажи рецептурных препаратов исключительно по электронным рецептам. Для этого они должны выбрать медицинскую информационную систему и зарегистрироваться в Электронной системе охраны здоровья.

Пока же, до конца 2022 года, в больницах, не подключенных к ЭСОЗ, врачи будут выдавать привычные бумажные рецепты.

Внедрение электронного варианта пока касается не всей Украины, сообщил на своей странице в соцсети глава парламентского комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий. В медучреждениях, расположенных на линии фронта, в зоне боевых действий и на временно оккупированных территориях будет по-прежнему выдаваться бумажный рецепт на антибиотики.

Кстати, аптеки в зоне боевых действий и на оккупированных территориях на время действия военного положения смогут и дальше продавать антибактериальные препараты без рецепта.

Смогут ли переселенцы получить рецепт на антибиотик?

По информации пресс-службы МОЗ, если пациент временно переехал в другой регион, он может обратиться с этим к любому врачу по новому месту жительства. Главное – быть зарегистрированным в ЭСОЗ, и неважно, где это делалось до войны, в Николаеве или Краматорске. Если же пациента в системе нет, он может зарегистрироваться там, где живет сейчас – либо у семейного врача, либо у любого узкого специалиста, к которому пришел на прием.

Что будет происходить в аптеке?

На время переходного периода купить антибиотик можно в любой аптеке. Если она зарегистрирована в ЭСОЗ, пациент может погасить в ней электронный рецепт, если же еще нет – фармацевт принимает информационную справку, выданную врачом для подтверждения назначения.

Провизор должен предложить все имеющиеся в наличии препараты, содержащие действующее вещество, указанное в рецепте. А уже название, производителя и устраивающую его цену выбирает пациент.

Чем грозит нарушение «рецептурных правил»?

Продажа антибиотика по электронному рецепту подкрепляется электронной подписью фармацевта, соответственно, система «видит», кто, чего и сколько выдал пациентам. И если сотрудник аптеки продал лекарство по знакомству или решил пополнить собственные запасы без назначения, ему грозит штраф от 850 до 1700 гривен для первого раза и вдвое больший – для второго.

Все может измениться с принятием законопроектов, усиливающих контроль за продажей лекарственных препаратов и вносящих изменения в Кодекс об административных правонарушениях. В случае принятия парламентом они позволят привлекать к ответственности медицинских работников и фармацевтов.

Как отмечает на своей странице в соцсети Михаил Радуцкий, это возможно в следующих случаях:

  • назначение рецептурного препарата без рецепта;
  • назначение наркотических средств без Е-рецепта;
  • продажа рецептурных лекарств без рецепта, по недействительному рецепту или с нарушением порядка продажи препаратов, определенного МОЗ.

За нарушение норм предложено установить штраф в размере 5100 гривен. Если законопроект примут, он начнет действовать через три месяца после окончания военного положения.

Для чего нам все это?

Прежде всего, для контроля над пациентами с их самодеятельностью, над фармацевтами, активно участвующими в ней, врачами, не всегда корректно назначающими антибиотики.

В МОЗ от электронного рецепта ждут:

  • предупреждения самолечения и безответственного применения рецептурных средств;
  • повышения прозрачности и контролируемости процессов выписывания рецептурных препаратов;
  • выстраивания системы клинического мониторинга на основе данных, которые будут вноситься в ЭСОЗ, об эффективности препаратов.

А главной задачей является противостояние резистентности, то есть стойкости бактерий к антибиотикам при лечении все большего числа болезней.

Самолечение и неправильное употребление антибиотиков ведет нас к тому, что они стремительно теряют свою эффективность и все хуже защищают от серьезных инфекций. Безосновательный прием чреват не только вредом для того, кто ими «лечится», но и для общественного здоровья, поскольку вызывает появление штаммов, стойких к антибиотикам.

Антибиотикорезистентность, которую ВОЗ называет одной из основных угроз для здоровья человечества, несет реальную угрозу «откатиться» во времена, когда к смерти могла привести ангина, роды или любая операция.