Керамический петушок, чудом уцелевший на шкафчике при бомбежке в Бородянке, становится невероятно популярным. Одни обладатели реликвии выставляют такие фигурки на аукционы в поддержку ВСУ, другие пытаются заработать для себя, заламывая баснословные цены в 120 000 и даже 150 000 гривен.
Тем временем в Василькове, где в советское время родился символ стойкости независимой Украины, объявили конкурс на памятник петушку. И хотят возродить майоликовый завод, некогда имевший громкую славу. «КП в Украине» разыскала очевидцев этой страницы нашей истории.
Предприятие, где родился легендарный петушок, начало формироваться в 1928 году, когда 16 местных гончаров основали артель «Керамика». Сначала делали простую глиняную посуду, а с 1931 года стали украшать ее украинскими народными узорами, положив начало большому производству майолики – так называются глиняные изделия, покрытые двумя слоями глазури. На первом, сыром, делается роспись, вторым она покрывается перед обжигом.
Расцветом Васильковского майоликового завода считаются 50-е – начало 60-х годов. Больше 30 лет должность главного художника на предприятии занимал известнейший скульптор-керамист Михаил Денисенко, передавший творческую эстафету сыну.
- С этим заводом связана вся моя жизнь, - вспоминает заслуженный мастер народного творчества Сергей Денисенко. – Я видел старые цеха, куда отец меня водил совсем еще ребенком, потом их реконструкцию. Застал плеяду прекрасных художников, которые создали лицо Васильковской майолики. Прокоп Бидасюк, Валерий и Надежда Проторьевы, Григорий Денисенко, Нелля Исупова, Владимир Коваленко, Василий Беседин… Собственно, моя судьба была предрешена: после окончания Львовского института прикладного искусства я вернулся в родной Васильков и пошел работать на завод. Сначала завлабораторией, потом художником, а с 1990-го по 2004-й стал главным художником, как раньше мой отец.
В те годы Васильковская майолика расходилась по Украине как горячие пирожки. Пользовалась спросом в союзных республиках и за рубежом. Это были не просто красивые, но и по большей части доступные по цене, практичные вещи – миски, тарелки, блюда. Тот же знаменитый петушок из Бородянки служил графинчиком для разных напитков.
Но некоторые декоративные вещи считались дефицитными и статусными. Например, массивная пепельница со скульптурой охотничьей собаки, поймавшей утку. Такими любили украшать свои рабочие кабинеты творческие люди и чиновники.
- В 1992 году стоял вопрос об увеличении площадей по производству нашей керамики вдвое, - продолжает Сергей Денисенко. – Завод не мог удовлетворить весь спрос. На ежегодных оптово-торговых ярмарках, которые проводились в разных городах Украины, представители областных баз буквально выпрашивали у нас все больше и больше продукции. Например, хотели получить 100 петушков, а мы могли дать только 15. Поэтому готовились строить новые корпуса, запускать новые мощные линии...
Планы подточила рыночная экономика, резко взлетевшие цены на газ и электричество. Кроме того, упала покупательная способность населения.
- Тем не менее Васильковская майолика продержалась как завод до начала 2000-х, - говорит Сергей Денисенко. – И мы бы могли работать дальше, если бы нам хоть немного помогли или хотя бы не мешали.
В 2004 году Васильковский майоликовый завод признали банкротом, вскоре его выкупил частный предприниматель.
- После года работы владелец решил, что часть помещений выгоднее сдавать в аренду. Потому что оборудование, прямо скажем, устарело, новые технологии не внедрялись. Некому было вкладывать в это деньги. Однако новый собственник все же сохранил часть помещений по производству керамики. Остался цех разработки материалов, остались рисовальщики, работавшие еще при заводе, - вспоминает Сергей Денисенко. – Кстати, хозяин мне предлагал взять в аренду эти цеха, но я рассудил, что останусь работать в мастерской, оставшейся от отца. Тут сейчас работает и мой сын – керамист в седьмом поколении.
Больше всего бывший главный художник жалеет, что вместе с предприятием под приватизацию попал и созданный при заводе музей.
- Я предлагал местным властям оставить музей в государственной собственности. Ведь у Василькова две визитки – это Змиевы Валы времен князя Владимира и наша майолика. Но к моим словам серьезно не отнеслись, - резюмирует наш собеседник. – Вещи разошлись по частным коллекциям.
Сейчас самое большое государственное собрание Васильковской майолики находится в Национальном музее народного декоративного искусства – более 1500 экспонатов, среди которых много эксклюзивных работ знаменитых художников.
- В середине XX столетия по всей Украине работали 40 таких керамических заводов, а предприятий художественной промышленности насчитывалось 140. Художественную промышленность активно развивали, и она давала Украине почти 20% ВВП. Сейчас от всего этого не осталось ничего, совсем ничего, - говорит завотделом научно-фондовой работы музея Ирина Бекетова.
Васильковскую майолику она называет жемчужиной декоративного искусства, созданного для массовой художественной промышленности.
- Изюминка заключалась в хорошо налаженном производстве, которое удешевляло продукцию и в то же время делало ее самобытной благодаря особой глазури. С 1960-го по 1963 год, когда проходила мощная реконструкция завода, художники и технологи очень талантливо поработали над созданием своего бренда. Васильковская майолика – это неяркие, благородные цвета, медленные, обтекаемые формы, которые создают настроение доброжелательности, теплоты и уюта.
В таких мягких золотисто-коричнево-зеленых тонах создан и бородянский петушок. Вокруг его авторства до сих пор идут споры. Изначально фигурку приписывали художнику-керамисту Прокопу Бидасюку, а по последней версии, которую выдвинул Сергей Денисенко, графинчик создали авторы известной серии «Добрые звери» супруги Проторьевы.
Тот самый чудом удержавшися шкафчик в разбомбленной Бородянке и петушок на нем - символ несгибаемости. Фото Елизавета Серватинская
- У нас в коллекции нет такого петушка. Он создавался как массовая продукция – для широкого потребления. Установить, кто его автор, доподлинно невозможно, фигурка не подписана. Я думаю, что это была коллективная работа, - говорит Ирина Бекетова.
Искусствовед рассказывает свою версию:
- В 1961 году на Васильковский завод был откомандирован засуженный мастер народного творчества УССР Емельян Железняк. В это время предприятие работало над брендом, который бы отличал его от других. Железняк, работавший в зооморфной пластике, помог создать лошадок, оленей, другие мелкие скульптуры, которые стали лицом завода и популярной сувенирной продукцией. К работе над ними привлекли весь творческий коллектив, в то же время, думаю, был придуман и петушок. Железняк помог Проторьевым создать такую вещь, но он не состоял в штате завода, и документы об этом не сохранились.
В 2019 году в Национальном музее народного декоративного искусства был представлен проект «Завод» о Васильковской майолике. Его подготовкой занимался, в частности, известный музыкант и коллекционер, владелец арт-центра «Я-галерея» Павел Гудимов.
- Васильковская майолика – это чрезвычайно талантливые вещи. Каждая работа имела автора, а Валерий и Надежда Проторьевы были основными авторами продукции. Стилистика петушка – это новый дизайнерский на то время подход, а не старая сталинская художественная школа. Это стиль Проторьевых и их авторство, я в этом уверен и имею документальные доказательства, - говорит Гудимов.
Майоликовый петушок из Бородянки поднимает наш боевой дух, но вот сможет ли он поднять утраченное производство, как о том говорит мэр Василькова Наталья Баласинович, большой вопрос. Здание некогда огромного предприятия остается в частных руках и полностью используется под аренду.
«Предположим, что найдется инвестор, который захочет вложить миллионы евро-долларов. Ему еще придется у нынешних владельцев выкупить помещение завода, закупить новое, современное оборудование, которое будет работать на электроэнергии (боюсь даже представить, какой должна быть мощность). Потом отыскать работников, - написал в Фейсбуке коллекционер, знаток Васильковской майолики Вячеслав Гладушкин. - У нас достаточно талантливых керамистов, в том числе и в Василькове. Но захотят ли они работать на предприятии, оставив свои мастерские? Уверен, что нет. А еще керамические изделия – это не только природная глина, но еще и химия. Где найти сейчас технолога, который бы в этом разбирался?.. Принесет ли когда-нибудь прибыль это предприятие инвестору? Вопрос риторический».
Ставит его под сомнение и Ирина Бекетова:
- Заводская технология фактически утеряна. Ее можно возобновить, но для этого нужен большой коллектив художников, технологов и обязательно государственный заказ. Такой завод может работать только при государственной поддержке. А если создать частное предприятие, то оно поработает на поднявшейся волне, но потом интерес пропадет.
По мнению искусствоведа, возвращаться к старому не стоит, нужно делать новое. Васильковская майолика – это уже история, и такой ее надо беречь.
А вот создание в райцентре арт-пространства, посвященного гончарному искусству – с музеем майолики, творческими мастерскими, детскими кружками и ярмарками, поддерживают все.
Собранием Людмилы Шкульковой до войны могли любоваться все желающие. Фото: Музей Васильківської Майоліки
К созданию музея в Василькове готовы присоединиться многие коллекционеры. И задел для него уже есть. Силами энтузиастов в ТЦ «Пассаж» на улице Гоголя была выставлена частная экспозиция изделий Васильковского майоликового завода. Сейчас центр не работает, и уникальные вещи тоже ждут мира, чтобы снова вернуться к людям.
- Моя мама очень любила майолику, эта посуда всегда была у нас дома. Я к ней относилась больше с практической точки зрения, но когда посетила группу «Майолика Василькова» в Фейсбуке, поняла, что это высокое искусство, - рассказывает основательница музея Людмила Шкулькова.
Она разместила публикацию, предлагая участникам группы собирать и выкупать вещи для музея в Василькове, но большого отклика не получила.
- А потом начался коронавирус. Моя турфирма перестала работать. Чтобы дать людям зарплату, пришлось продавать квартиру, которую только недавно купила. Немного оставшихся денег захотелось потратить на что-то полезное. И я сама начала искать по аукционам и выкупать Васильковскую майолику. Мы ничего не продаем, разве только обмениваемся с другими коллекционерами, если есть парные вещи.
Музей Людмилы бесплатный. Уникальная керамика размещена за стеклянной витриной – любуйся, кто хочешь и сколько хочешь. После войны собирательница возобновит свою экспозицию в ТЦ, но также готова передать все в городской музей, если власти действительно будут заинтересованы в его создании.