Загрузить еще

Петушок из Бородянки: Его стилистика – новый дизайнерский на то время подход, а не старая сталинская школа

Петушок из Бородянки: Его стилистика – новый дизайнерский на то время подход, а не старая сталинская школа
Фото: Людмилы Садовой. Памятник петушку в Березино Ровенской области

Керамический петушок, чудом уцелевший на шкафчике при бомбежке в Бородянке, становится невероятно популярным. Одни обладатели реликвии выставляют такие фигурки на аукционы в поддержку ВСУ, другие пытаются заработать для себя, заламывая баснословные цены в 120 000 и даже 150 000 гривен.

Тем временем в Василькове, где в советское время родился символ стойкости независимой Украины, объявили конкурс на памятник петушку. И хотят возродить майоликовый завод, некогда имевший громкую славу. «КП в Украине» разыскала очевидцев этой страницы нашей истории.

Связана вся жизнь

Петушок на самом деле - графинчик. Фото: ФБ Майоліка Василькова

Петушок на самом деле - графинчик. Фото: ФБ Майоліка Василькова

Предприятие, где родился легендарный петушок, начало формироваться в 1928 году, когда 16 местных гончаров основали артель «Керамика». Сначала делали простую глиняную посуду, а с 1931 года стали украшать ее украинскими народными узорами, положив начало большому производству майолики – так называются глиняные изделия, покрытые двумя слоями глазури. На первом, сыром, делается роспись, вторым она покрывается перед обжигом.

Расцветом Васильковского майоликового завода считаются 50-е – начало 60-х годов. Больше 30 лет должность главного художника на предприятии занимал известнейший скульптор-керамист Михаил Денисенко, передавший творческую эстафету сыну.

- С этим заводом связана вся моя жизнь, - вспоминает заслуженный мастер народного творчества Сергей Денисенко. – Я видел старые цеха, куда отец меня водил совсем еще ребенком, потом их реконструкцию. Застал плеяду прекрасных художников, которые создали лицо Васильковской майолики. Прокоп Бидасюк, Валерий и Надежда Проторьевы, Григорий Денисенко, Нелля Исупова, Владимир Коваленко, Василий Беседин… Собственно, моя судьба была предрешена: после окончания Львовского института прикладного искусства я вернулся в родной Васильков и пошел работать на завод. Сначала завлабораторией, потом художником, а с 1990-го по 2004-й стал главным художником, как раньше мой отец.

В 1992 году собирались удвоить мощности

В те годы Васильковская майолика расходилась по Украине как горячие пирожки. Пользовалась спросом в союзных республиках и за рубежом. Это были не просто красивые, но и по большей части доступные по цене, практичные вещи – миски, тарелки, блюда. Тот же знаменитый петушок из Бородянки служил графинчиком для разных напитков.

Но некоторые декоративные вещи считались дефицитными и статусными. Например, массивная пепельница со скульптурой охотничьей собаки, поймавшей утку. Такими любили украшать свои рабочие кабинеты творческие люди и чиновники.

- В 1992 году стоял вопрос об увеличении площадей по производству нашей керамики вдвое, - продолжает Сергей Денисенко. – Завод не мог удовлетворить весь спрос. На ежегодных оптово-торговых ярмарках, которые проводились в разных городах Украины, представители областных баз буквально выпрашивали у нас все больше и больше продукции. Например, хотели получить 100 петушков, а мы могли дать только 15. Поэтому готовились строить новые корпуса, запускать новые мощные линии...

Планы подточила рыночная экономика, резко взлетевшие цены на газ и электричество. Кроме того, упала покупательная способность населения.

- Тем не менее Васильковская майолика продержалась как завод до начала 2000-х, - говорит Сергей Денисенко. – И мы бы могли работать дальше, если бы нам хоть немного помогли или хотя бы не мешали.

Так работало предприятие в период расцвета. Фото: Из архива Сергея Денисенко и Владимира Коваленко.

Так работало предприятие в период расцвета. Фото: Из архива Сергея Денисенко и Владимира Коваленко.

Предлагал сохранить хоть музей

В 2004 году Васильковский майоликовый завод признали банкротом, вскоре его выкупил частный предприниматель.

- После года работы владелец решил, что часть помещений выгоднее сдавать в аренду. Потому что оборудование, прямо скажем, устарело, новые технологии не внедрялись. Некому было вкладывать в это деньги. Однако новый собственник все же сохранил часть помещений по производству керамики. Остался цех разработки материалов, остались рисовальщики, работавшие еще при заводе, - вспоминает Сергей Денисенко. – Кстати, хозяин мне предлагал взять в аренду эти цеха, но я рассудил, что останусь работать в мастерской, оставшейся от отца. Тут сейчас работает и мой сын – керамист в седьмом поколении.

Больше всего бывший главный художник жалеет, что вместе с предприятием под приватизацию попал и созданный при заводе музей.

- Я предлагал местным властям оставить музей в государственной собственности. Ведь у Василькова две визитки – это Змиевы Валы времен князя Владимира и наша майолика. Но к моим словам серьезно не отнеслись, - резюмирует наш собеседник. – Вещи разошлись по частным коллекциям.

У каждого предмета были свои авторы. Фото: Из архива Сергея Денисенко и Владимира Коваленко.

У каждого предмета были свои авторы. Фото: Из архива Сергея Денисенко и Владимира Коваленко.

Благородные цвета, мягкие формы

Сейчас самое большое государственное собрание Васильковской майолики находится в Национальном музее народного декоративного искусства – более 1500 экспонатов, среди которых много эксклюзивных работ знаменитых художников.

- В середине XX столетия по всей Украине работали 40 таких керамических заводов, а предприятий художественной промышленности насчитывалось 140. Художественную промышленность активно развивали, и она давала Украине почти 20% ВВП. Сейчас от всего этого не осталось ничего, совсем ничего, - говорит завотделом научно-фондовой работы музея Ирина Бекетова.

Васильковскую майолику она называет жемчужиной декоративного искусства, созданного для массовой художественной промышленности.

- Изюминка заключалась в хорошо налаженном производстве, которое удешевляло продукцию и в то же время делало ее самобытной благодаря особой глазури. С 1960-го по 1963 год, когда проходила мощная реконструкция завода, художники и технологи очень талантливо поработали над созданием своего бренда. Васильковская майолика – это неяркие, благородные цвета, медленные, обтекаемые формы, которые создают настроение доброжелательности, теплоты и уюта.

В таких мягких золотисто-коричнево-зеленых тонах создан и бородянский петушок. Вокруг его авторства до сих пор идут споры. Изначально фигурку приписывали художнику-керамисту Прокопу Бидасюку, а по последней версии, которую выдвинул Сергей Денисенко, графинчик создали авторы известной серии «Добрые звери» супруги Проторьевы.

Тот самый чудом удержавшися шкафчик в разбомбленной Бородянке и петушок на нем - символ несгибаемости. Фото Елизавета Серватинская

Тот самый чудом удержавшися шкафчик в разбомбленной Бородянке и петушок на нем - символ несгибаемости. Фото Елизавета Серватинская

Для широкого потребления

- У нас в коллекции нет такого петушка. Он создавался как массовая продукция – для широкого потребления. Установить, кто его автор, доподлинно невозможно, фигурка не подписана. Я думаю, что это была коллективная работа, - говорит Ирина Бекетова.

Искусствовед рассказывает свою версию:

- В 1961 году на Васильковский завод был откомандирован засуженный мастер народного творчества УССР Емельян Железняк. В это время предприятие работало над брендом, который бы отличал его от других. Железняк, работавший в зооморфной пластике, помог создать лошадок, оленей, другие мелкие скульптуры, которые стали лицом завода и популярной сувенирной продукцией. К работе над ними привлекли весь творческий коллектив, в то же время, думаю, был придуман и петушок. Железняк помог Проторьевым создать такую вещь, но он не состоял в штате завода, и документы об этом не сохранились.

В 2019 году в Национальном музее народного декоративного искусства был представлен проект «Завод» о Васильковской майолике. Его подготовкой занимался, в частности, известный музыкант и коллекционер, владелец арт-центра «Я-галерея» Павел Гудимов.

- Васильковская майолика – это чрезвычайно талантливые вещи. Каждая работа имела автора, а Валерий и Надежда Проторьевы были основными авторами продукции. Стилистика петушка – это новый дизайнерский на то время подход, а не старая сталинская художественная школа. Это стиль Проторьевых и их авторство, я в этом уверен и имею документальные доказательства, - говорит Гудимов.

За петушка сейчас просят баснословные суммы. Только никто не покупает

За петушка сейчас просят баснословные суммы. Только никто не покупает

Надо хранить как историю

Майоликовый петушок из Бородянки поднимает наш боевой дух, но вот сможет ли он поднять утраченное производство, как о том говорит мэр Василькова Наталья Баласинович, большой вопрос. Здание некогда огромного предприятия остается в частных руках и полностью используется под аренду.

«Предположим, что найдется инвестор, который захочет вложить миллионы евро-долларов. Ему еще придется у нынешних владельцев выкупить помещение завода, закупить новое, современное оборудование, которое будет работать на электроэнергии (боюсь даже представить, какой должна быть мощность). Потом отыскать работников, - написал в Фейсбуке коллекционер, знаток Васильковской майолики Вячеслав Гладушкин. - У нас достаточно талантливых керамистов, в том числе и в Василькове. Но захотят ли они работать на предприятии, оставив свои мастерские? Уверен, что нет. А еще керамические изделия – это не только природная глина, но еще и химия. Где найти сейчас технолога, который бы в этом разбирался?.. Принесет ли когда-нибудь прибыль это предприятие инвестору? Вопрос риторический».

Ставит его под сомнение и Ирина Бекетова:

- Заводская технология фактически утеряна. Ее можно возобновить, но для этого нужен большой коллектив художников, технологов и обязательно государственный заказ. Такой завод может работать только при государственной поддержке. А если создать частное предприятие, то оно поработает на поднявшейся волне, но потом интерес пропадет.

По мнению искусствоведа, возвращаться к старому не стоит, нужно делать новое. Васильковская майолика – это уже история, и такой ее надо беречь.

А вот создание в райцентре арт-пространства, посвященного гончарному искусству – с музеем майолики, творческими мастерскими, детскими кружками и ярмарками, поддерживают все.

Собранием Людмилы Шкульковой до войны могли любоваться все желающие. Фото: Музей Васильківської Майоліки

Собранием Людмилы Шкульковой до войны могли любоваться все желающие. Фото: Музей Васильківської Майоліки

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Задел уже есть

К созданию музея в Василькове готовы присоединиться многие коллекционеры. И задел для него уже есть. Силами энтузиастов в ТЦ «Пассаж» на улице Гоголя была выставлена частная экспозиция изделий Васильковского майоликового завода. Сейчас центр не работает, и уникальные вещи тоже ждут мира, чтобы снова вернуться к людям.

- Моя мама очень любила майолику, эта посуда всегда была у нас дома. Я к ней относилась больше с практической точки зрения, но когда посетила группу «Майолика Василькова» в Фейсбуке, поняла, что это высокое искусство, - рассказывает основательница музея Людмила Шкулькова.

Она разместила публикацию, предлагая участникам группы собирать и выкупать вещи для музея в Василькове, но большого отклика не получила.

- А потом начался коронавирус. Моя турфирма перестала работать. Чтобы дать людям зарплату, пришлось продавать квартиру, которую только недавно купила. Немного оставшихся денег захотелось потратить на что-то полезное. И я сама начала искать по аукционам и выкупать Васильковскую майолику. Мы ничего не продаем, разве только обмениваемся с другими коллекционерами, если есть парные вещи.

Музей Людмилы бесплатный. Уникальная керамика размещена за стеклянной витриной – любуйся, кто хочешь и сколько хочешь. После войны собирательница возобновит свою экспозицию в ТЦ, но также готова передать все в городской музей, если власти действительно будут заинтересованы в его создании.