Справиться с одной из самых тяжелых задач – объяснить маленькому человеку, что папы или мамы больше нет – нечеловечески сложно. Но у взрослых нет другого выхода, и поэтому важно знать, что, когда и как говорить. Объясняет киевский психолог, специалист по работе с горем и утратой Лариса Рыбык. И пусть эти советы нам никогда не придется применять в жизни.
К тяжелому разговору нужно подготовиться, но сделать это придется максимально быстро. Взрослые, которые будут говорить с ребенком об утрате, сперва должны привести себя в порядок, иначе они «провалятся». Поэтому нужно обеспечить поддержку себе, возможно, проконсультироваться с психологом или заручиться поддержкой близких. Как минимум, «продышаться», успокоиться, одним словом «быть в ресурсе», как говорят психологи.
Часто в рекомендациях встречается утверждение, что говорить с ребенком об утрате должен не самый близкий человек – не родитель или не тот, кто потом будет опекуном. Объясняется это тем, что ребенок может сделать перенос, и тот, кто сообщил, станет главным врагом, отношения будут натянутыми, возможна даже агрессия со стороны ребенка. Но по мнению Ларисы Рыбык, в нашей ситуации все-таки сказать должен самый близкий, тот, кому ребенок доверяет, кто сможет обеспечить ему безопасность и максимальную поддержку.
Для разговора нужно обеспечить безопасное пространство, постараться, чтобы вокруг было тихо, а ребенку было комфортно.
- Укройте его пледом, дайте игрушку, пусть рядом будет домашнее животное. Понятно, что в нынешних условиях это не так просто сделать, но пожалуйста попробуйте, - говорит психолог. – В идеале, постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка была возможность переключиться на игру. Та информация, которая сейчас вокруг, для детей слишком велика, они не могут ее усвоить и осознать. Поэтому она должна быть дозированной, а у ребенка должна быть возможность переключиться с «плохо, страшно, больно» на что-то позитивное. Например, погиб папа, а помнишь, как папа сделал/придумал/принес – и какой-то смешной случай. Ребенок невольно улыбнется, и получается, что вы делаете эмоциональную растяжку: вот здесь боль, а здесь есть место радости. Это даст возможность и в детстве, и потом во взрослой жизни справляться с тяжелыми ситуациями.
Когда этой эмоциональной растяжки нет, человек залипает в тяжелых эмоциях, в чувстве вины, в одиночестве, в непроработанных эмоциях горя. Поэтому как бы сложно и страшно не было взрослому, это переключение крайне необходимо. Вы вместе плачете, обнимаетесь, и тут же рассказываете ребенку какие-то веселые истории о том, кого уже нет. Ребенок переключается, начинает смеяться, потом снова плачет, а вы снова должны вспоминать что-то смешное, доброе и светлое. Это поможет маленькому человеку справиться с горем в адаптационной форме.
Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы ребенок не узнал от посторонних людей, потому что, когда говорит близкий человек, он сразу дает и поддержку. Если же о потере сообщает чужой, дети остаются один на один с болью, и у них может не хватить ресурса справиться.
- Говорите, гладя в глаза, опускайтесь до уровня глаз ребенка, разговаривайте на его уровне и его языком, то есть теми словами, которые он понимает, - советует Лариса Рыбык. – Избегайте формулировок «папа ушел», потому что ребенок будет спрашивать, когда папа вернется или куда он ушел. Говоря обтекаемыми фразами, мы даем надежду, что будет по-другому. Поэтому как бы страшно не было, говорим правду – умер, погиб. Ни в коем случае не говорить «уснул вечным сном» - это значит, что вы программируете ребенка на страх, он будет бояться спать, бояться, что не проснется.
Если вам кажется, что главное – сказать, и на этом все, это не так, это только начало большого разговора. Извещение о смерти – первый шаг. Психолог рекомендует не выдавать всю информацию сразу, дробить ее по частям и дать возможность переварить. У ребенка должно быть время подумать, посидеть, поиграть. Если есть домашнее животное, очень хорошо переключить детей на активность – например, дать мячик, чтобы они бросили его собаке и сами побежали. Это даст возможность переключить эмоции и внимание, а потом вернуться к разговору.
Если в семье несколько детей разного возраста, говорить нужно сначала со всеми вместе, а потом с каждым по отдельности. У детей разное восприятие смерти и понимание происходящего. Но взрослый должен сразу сказать: «Ты можешь поговорить со мной в любое время», сказать, что ему тоже больно и страшно, но вместе мы справимся.
- Постарайтесь говорить искренне – так и у вас, и у ребенка больше шансов справиться, - говорит психолог. – Дети могут быть не готовы сразу задавать вопросы, и это нормально, они появятся через какое-то время.
«Почему люди умирают?» - взрослый говорит свое мнение.
«Кто теперь будет обо мне заботиться?» - вопрос очень важный. Часто после смерти близкого ребенок становится агрессивным, как бы проверяя: а та будешь любить меня вот таким? А ты правда обо мне позаботишься? А ты меня, честно, не бросишь? Это бессознательные процессы, и взрослый должен говорить: я тебя люблю, ты самый лучший, я смогу тебя защитить.
«А ему (ей) было больно?» - старайтесь отвечать «нет», даже если вы соврете. Намного легче думать, что твой близкий человек не мучался.
Нужно быть готовым и искать ответы на вопросы: мне всегда будет так грустно? Кто мне поможет теперь с уроками? Что происходит после смерти? А я тоже умру?
Сейчас, когда бои идут в городах и селах, не всегда есть возможность по-человечески попрощаться и похоронить близких.
- А ребенку нужен ритуал прощания, чтобы закрыть эту программу, поэтому придумайте его сами, - советует Лариса Рыбык. – Можно поставить свечку и сказать: «Если бы мы сейчас были рядом, мы могли бы сделать (или сказать) вот это», «В память о папе (маме мы с тобой можем сделать это и это». Когда вы проведете этот ритуал прощания, вы разрешите процессу принятия реальности утраты начать происходить. Без этого принятия ребенку очень сложно будет идти дальше в переживаниях тяжелых эмоций.