«Хотя бы мороз покрепче ударил», - вот уже о чем несколько лет мечтают жители села Пекарев Сосницкой громады Черниговской области. Ведь теплая зима практически отрезает их от благ цивилизации: ни в аптеку смотаться, ни в местную администрацию. Центр громады - село Сосница - расположен от Пекарева километрах в десяти. Рукой подать. Но между селами течет Десна. И если река не замерзает - пиши пропало: попасть на другой берег невозможно, ведь моста-то нет. А ехать в объезд – значит, намотать сто километров туда и столько же обратно. Путь не близкий.
- Вот так и живем. Когда зима снежная и морозная, нам от этого только лучше, - вздыхает староста села Пекарев Тамара Степаненко. – Сейчас у нас прекрасная дорога через Десну. Прекрасная в том понимании, что на реке лед без проталин у берега, можно легковой машиной проехать.
Пекаревцы годами так и живут: ходят через реку, пока кто-то не провалится. Не то чтобы полностью в воду уйдет, а проверяет у берега, проломится лед или нет. Риск все равно остается, а что делать, ездить в Сосницу всем надо. Там и семейный врач, и ЗАГС, и продуктовый рынок, и аптека.
- Когда умирает человек, в ЗАГСе дается трехдневный срок на регистрацию смерти. И чтобы похоронить человека, часто приходится не один раз, а дважды объехать в круговую, - говорит староста.
У кого нет своего авто, из Пекарева в Сосницу можно доехать примерно за 250 гривен. Для жителя столицы деньги не самые большие. А для обычного пенсионера из маленького села это львиная доля пенсии. А если в месяц нужно несколько раз съездить? Жить тогда за что?
Когда весной лед сходит и Десна возвращается в свои берега - иногда за две недели, иногда за месяц, пекаревцы вновь возвращаются в цивилизацию: на другой берег их возит паром. Ходит он с 8 утра до 4 часов вечера. Не успел – ночуй на берегу.
И вот что получается: пока Украина запускает спутники, готовится включать 5 G, люди, живущие в 250 километрах от Киева, мечтают о переправе на тот берег.
В Пекареве сначала думали о понтонном мосте. Но когда вода прибывает или спадает, его надо выравнивать, считай, ставить снова. Мешает и судоходству: нужно постоянно разводить. Потому и деревянный в свое время не построили. Раньше баржи ходили, теперь катера.
- Видели в интернете подвесные мосты: нам бы такой пригодился. Всех проблем не решит, но человек сможет перебраться через Десну и среди ночи, и в непогоду, и когда с паромом неполадки. Но если бы он стоил дешевле, - рассказывает Тамара Степаненко.
Да и нельзя просто взять и купить мост. Нужна еще дорогущая проектная документация. Да и не хотят власти вкладывать средства в развитие инфраструктуры села с населением 500 человек.
И просто насмешкой выглядит Гугл-карта, на которой «нарисована» прямая дорога через Десну от Пекарева до Сосницы.
Когда Пекарев присоединяли к Сосницкой громаде, местные жители надеялись хоть на какие-то преференции: живут же рядом через Десну. Но нет. Школу в Пекареве закрыли одной из первых в громаде. Рожать уезжают заранее в Чернигов или в соседнюю Корюковку. Ну как соседнюю – 50 километров и только своим транспортом, автобуса нет.
- Вы спрашиваете, как рожают? У меня у самой трое детей. Дочку я родила благополучно зимой. Перевезли по льду. А вернулась домой уже весной на пароме. А мальчиков двоих я родила по дороге в роддом. И таких у нас немало, - вспоминает Тамара Степаненко.
Кроме надежд на децентрализацию, теплилась и еще одна – на «Большое строительство». Но и при нем мост не появился, хотя дорогу обновили.
- Нам сделали очень хороший кусочек дороги, просто шикарный, - говорит староста. – Правда, теперь появился еще один повод для тревоги. Построенный участок от Десны находится в 6-8 метрах. Боимся, чтобы река весной по разливу эту дорогу у нас не украла.
Вот так и живут: зимой с надеждой на мороз, весной - на спокойную реку. Увы, но в украинской глубинке рассчитывать можно только на погоду.