А не замахнуться ли Украине на собственный космодром? Эта тема вновь стала актуальной после Объединительной конференции региональных инновационно-космических кластеров Украины, которая прошла на днях в Одессе. Было заявлено о решении развернуть строительство собственного космодрома. Место под него уже найдено: на границе Одесской и Николаевской областей.
О том, реально ли нашей стране потянуть такое строительство и будет ли безопасным для окружающих запуск ракет, «КП в Украине» поговорила с бывшим советником главы Государственного космического агентства Украины Андреем Колесником.
Андрей Колесник, экс-советник главы Государственного космического агентства Украины. Фото: Фото https://www.facebook.com/andrii.a.kolesnyk
- Разговоры о строительстве космодрома, особенно на Одесчине, ведутся уже не первый год. Еще в конце 90-х по инициативе государственных органов проводились соответствующие исследования, - говорит Андрей Колесник. - А три года назад независимо друг от друга к изучению данного вопроса присоединились частная компания Space Logistic Ukraine и КБ «Южное». Полученные результаты разнятся, хотя это и не удивительно, поскольку оценки проводились в рамках тех заданий, которые ставились в интересах заказчиков.
Но все исследования проводились из расчета, что пуски будут проводиться по «классической» схеме. То есть с одноразовыми ракетами-носителями с неуправляемым падением на землю их составляющих - ступеней и обтекателя.
- Исходя из этого пуски должны совершаться только в южном направлении в сторону Черного моря, чтобы районы падения ограничивались международными водами. Из-за этого применение ракет-носителей класса «Зенит» и «Циклон» вообще невозможно, - добавил Колесник. - Требуется согласие Турции на строительство космодрома, а добиться его очень проблематично.
Опять же согласие Турции потребуется, если для запуска использовать более легкие ракеты-носители «Циклон-1». Тогда первая ступень и обтекатель упадут в Средиземное море. Но ракета все равно полетит над турецкой территорией, а в случае аварийной ситуации часть деталей может упасть на землю.
Выход из положения есть, но его в исследованиях не учитывали.
, - поясняет Андрей Колесник.
Тогда запуск окажется максимально безопасным, но гораздо дороже.
Само строительство космодрома потребует серьезных инвестиций.
- Например, для космодрома «с нуля» в канадской провинции Новая Шотландия под украинскую ракету-носитель «Циклон-4» заложили 200 миллионов долларов США. Но это под ракетно-космический комплекс среднего класса, - приводит пример Андрей Колесник.
Размер космодрома напрямую зависит именно от количества пусковых площадок и необходимых сооружений для подготовки к запуску.
- Каждый стартовый комплекс состоит из двух типов позиций - технической и стартовой. Обычно стартовая позиция является уникальной для конкретной ракеты-носителя. Тогда как техническая позиция, если речь идет о многофункциональном космодроме, может использоваться для нескольких ракет-носителей одного класса, - продолжает эксперт.
Техническая позиция предназначена для подготовки ракеты-носителя и полезного груза к пуску. Там же находится и испытательное сооружение, где собирают и испытывают отдельные составляющие ракетоносителей, а после пристыковывают их друг к другу. Полезный груз тоже подлежит проверке.
На стартовой позиции ракета-носитель вместе с полезным грузом устанавливается на специализированный под этот тип ракеты пусковой стол и присоединяется к топливным, электрическим, пневматическим и иным коммуникациям, заправляется компонентами ракетного топлива и при необходимости сдавленным газом, а также проводится проверка функционирования отдельных элементов ракеты-носителя непосредственно перед самим пуском.
- Как видим, приведенный перечень подготовительных работ требует достаточно развитой инфраструктуры космодрома, значит, ее создание - очень затратное дело. И, конечно, чем легче класс ракеты-носителя, там меньше нужны затраты на «наземку»,- объясняет Андрей Колесник.
Однако Украине могут и не потребоваться столь астрономические траты и все вышеперечисленное. Если государство решит начать с малого - ракет сверхлегкого класса, то первичные инвестиции минимальны.
, - продолжил Андрей Колесник.
Это подтверждают и исследования частной компании: в Украине есть возможности для обеспечения условий пуска для ракетоносителей сверхлегкого класса, которые выводят на орбиту наноспутники массой до 15 кг.
Ориентировочная цена такого небольшого космодрома порядка 40 миллионов долларов на стационарную наземную инфраструктуру. Плюсом такого подхода может стать постепенное привлечение инвестиций под конкретные задачи, которые могут возникнуть по ходу развития проекта.
Строительство же классических космодромов (типа Байконур или Мыс Канаверал) для Украины, по мнению нашего собеседника, не имеет смысла. Как мы уже говорили, слишком сложно решить вопрос с «зонами отчуждения» для отработанных ступеней.
В ТЕМУ
Бытует мнение, что космодромы лучше строить на экваторе, ибо запуск оттуда позволяет экономить топливо.
- Такое правило больше касается полезного груза, который нужно разместить на геостационарной орбите. Например, телекоммуникационные спутники, которые «зависают» над определенной точкой земной поверхности, - продолжает Андрей Колесник. - Для других орбит это не так критично. Особенно, если речь идет о солнечно-синхронных орбитах или полярных. При таких запусках нет смысла пытаться быть ближе к экватору, что подтверждает наличие в мире космодромов в высоких широтах. Как и в нашем случае.